Дело № 2-5452/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2022 года город Брянск
Советский районный суд гор. Брянска в составе
председательствующего судьи Степониной С.В.
при секретаре Левкиной Ж.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянской городской администрации к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области об уменьшении исполнительского сбора (2-3335/2021),
УСТАНОВИЛ:
Брянская городская администрация обратилась в суд с указанным иском ссылаясь на то, что Советским районным судом г. Брянска было вынесено решение по гражданскому делу № 2-3335/2021 об обязании Брянской городской администрации в срок до 30.03.2022 организовать и выполнить работы, связанные с обустройством в соответствии с п.4.6.1.10 ГОСТа Р 52766-2007 опор стационарного электрического освещения, расположенных в районе пересечения улиц Чернышевского и Салтыкова-Щедрина (разворотная площадка общественного транспорта) – 1 опора, а также в районе дома 88 по ул. Чернышевского – 1 опора.
22.07.2022 в отношении Брянской городской администрации судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №...-ИП.
09.08.2022 Брянской городской администрацией получено от Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства №...-ИП.
В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть.
В случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 ст. 112 Закона №229-ФЗ заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения.
Решение суда в полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Брянская городская администрация является бюджетной организацией с объемом муниципального долга, по состоянию на 01.03.2022, в размере 2 095 270290,50 руб. Бюджет города Брянска имеет социальную направленность. Взыскание исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства повлечет увеличение расходов Брянской городской администрации, что скажется на эффективности исполнения первоочередных задач социальной сферы, в том числе по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений, социальных пособий и компенсаций, пенсионному обеспечению, оплате питания в дошкольных и общеобразовательных учреждения города Брянска и т.д., а также на эффективности работы в отношении иных исполнительных производств.
На основании изложенного, Брянская городская администрация просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, наложенного постановлением от 09.08.2022 Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Брянской области о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в рамках исполнительского производства №...-ИП, на одну четверть от установленного размера (на 12 500 руб.).
Определением суда от 14.09.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Прокуратура Володарского района г.Брянска, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации.
Представитель истца Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил.
Представители ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Прокуратуры Володарского района г.Брянска в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель Брянской городской администрации направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Советского районного суда города Брянска от 16.09.2021 по делу № 2-3335/2021 по иску заместителя прокурора Володарского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий на Брянскую городскую администрацию, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации в срок не позднее 30.03.2022 в пределах компетенции возложены обязанности по организации и выполнению работ, связанных с обустройством в соответствии с п. 4.6.1.10 ГОСТа Р 52766-2007 опор стационарного электрического освещения, расположенных в районе пересечения улиц Чернышевского и Салтыкова Щедрина (разворотная площадка общественного транспорта) – 1 опора, а также в районе дома 88 по ул. Чернышевского – 1 опора.
22.07.2022 на основании исполнительного листа, выданного Советским районным судом города Брянска, постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Брянской области возбуждено исполнительное производство №...-ИП в отношении должника Брянской городской администрации.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В частью 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Согласно письму Финансового управления Брянской городской администрации от 10.03.2022 №27/204 муниципальный объем по состоянию на 01.03.2022 сложился в объеме 2 095 270290,50 руб.
Суд принимает во внимание, что органы местного самоуправления при исполнении отдельных полномочий получают средства из областного бюджета, предназначенные для финансирования переданных им отдельных государственных полномочий и не имеют возможности влиять на размер предоставляемых средств и на срок исполнения решения суда, а, следовательно, не могут исполнить решение в срок, предоставленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, трудное финансовое положение должника также препятствовало ему исполнить вступивший в законную силу судебный акт в установленный срок.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 56 ГПК РФ, учитывая обстоятельства, установленные по делу, принцип справедливости и соразмерности применяемой санкции, а также исходя из доказанности наличия существенных обстоятельств, дающих основание суду для уменьшения размера исполнительского сбора, суд приходит к выводу об уменьшении размера исполнительского сбора на одну четверть – 12 500 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Брянской городской администрации к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области об уменьшении исполнительского сбора (2-3335/2021) – удовлетворить.
Уменьшить Брянской городской администрации размер исполнительского сбора, взысканного постановлением от 09.08.2022 судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области в рамках исполнительского производства №...-ИП от 22.07.2022, на одну четверть – до 37 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Степонина
Резолютивная часть решения оглашена 08 ноября 2022 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 ноября 2022 года.