копия
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
дело № 3-171/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 ноября 2011 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
Председательствующего Зинченко И.Н.,
при секретаре Рябченко Е.А.
С участием представителя заявителя, зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу № 12 Швемлера А.А. – Извозчикова В.Г.,
представителя Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу № 12 – Абраменко С.М.,
представителя заинтересованного лица, зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу № 12 Нимана К.Ю. – Жавнера А.В.,
прокурора отдела прокуратуры Красноярского края – Краснопеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление представителя зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Швемлера А.А. – Извозчикова В.Г. о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу № 12 от 28 октября 2011 года № 8/19 «О регистрации Нимана К.Ю. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу № 12»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 30 августа 2011 года № Ч-6139П на 04 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу № 12 (далее Окружной избирательной комиссии №12) от 28 октября 2011 года № 8/19 Ниман К.Ю. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по этому округу.
Представитель зарегистрированного по этому же избирательному округу кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Швемлера А.А. – Извозчиков В.Г., обратился в краевой суд с вышеприведенным заявлением.
Заявленные требования мотивировал тем, что оспариваемое решение Окружной избирательной комиссии № 12 о регистрации кандидатом в депутаты Нимана К.Ю. принято с нарушениями требований избирательного законодательства.
Ниманом К.Ю. для регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания края были представлены, в том числе, и подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения.
В подписных листах кандидата в депутаты Нимана К.Ю., отобранных для проверки (листы №№ 16-19, 24-25,63-70, 73-76, 78; папка № 4), неверно указано наименование органа, выдавшего паспорт лицу, осуществлявшему сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата.
В подписных листах №№ 24, 63 (папка №4) неверно указана дата выдачи паспорта сборщика подписей.
В подписном листе № 64 (папка №4) имеется неоговоренное лицом, заверяющим подписной лист, исправление в дате выдачи паспорта.
Во всех подписных листах кандидата в депутаты Нимана К.Ю., отобранных для проверки, неверно указан номер его специального избирательного счета, а также в нарушение требований избирательного законодательства полностью приведен адрес места жительства кандидата.
Указанные нарушения, по мнению заявителя, свидетельствуют о недостоверности и недействительности более 10% проверенных подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, что является основанием для отказа в его регистрации.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд находит оспариваемое решение Окружной избирательной комиссии № 12 подлежащим отмене.
На основании части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон), решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
На основании пункта 3 указанной статьи Федерального закона, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
В соответствии с подпунктом 17 статьи 2 Федерального закона, понятием «закон» обозначается, в том числе, и закон субъекта Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, регулирующим выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края, является Уставный закон Красноярского края от 21.04.2011г. № 12-5778 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» (далее по тексту Уставный закон края).
В силу пункта 5 статьи 26 Уставного закона края, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К таким проверкам могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, работники аппарата Избирательной комиссии Красноярского края, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов.
На основании пункта 6 этой статьи проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия), процедура которой определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному (двухмандатному) избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, уполномоченные представители всех избирательных объединений, представивших в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей.
В соответствии с пунктом 7 указанной статьи проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной, либо недостоверной и (или) недействительной.
Как установлено в судебном заседании, кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу № 12 Ниманом К.Ю., в порядке самовыдвижения, были представлены для регистрации в Окружную избирательную комиссию № 12 соответствующие документы, в том числе подписные листы, содержащие 1959 подписей избирателей, собранных в его поддержку, из которых 22 октября 2011 года по результатам проведения случайной выборки, для проверки было отобрано 360 подписей избирателей, содержащихся на 72 подписных листах в папке № 4.
25 октября 2011 года был составлен протокол рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представленных кандидатом, согласно которому 357 подписей из отобранных к проверке признаны достоверными и 3 подписи признаны недействительными, что составляет 0,008% от общего количества проверенных подписей.
Решением Окружной избирательной комиссии № 12 от 28 октября 2011 года № 8/19 Ниман К.Ю. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания края.
Вместе с тем, основания для такой регистрации суд не может признать законными.
В результате исследования представленных Окружной избирательной комиссией № 12 подписных листов, ранее содержавшихся в отобранной для проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения Нимана К.Ю., папке № 4, установлено следующее.
Во всех 72 подписных листах номер специального избирательного счета кандидата в депутаты Нимана К.Ю. указан, как «4081081093115230052/00», тогда как в соответствии с первым финансовым отчетом кандидата таким номером является «40810810931152300052/00», то есть в номере специального избирательного счета, приведенного в подписном листе, пропущена восемнадцатая цифра - «0».
Указанное обстоятельство не оспаривалось лицами, участвующими в деле, было установлено избирательной комиссией при проверке подписей избирателей, собранных в поддержку Нимана К.Ю., что нашло отражение в оспариваемом решении о регистрации кандидата в депутаты.Кроме того, в подписных листах №№ 1, 2, 4, 5, 7-9, 16-19, 21, 22, 24, 25, 37, 61, 63-70, содержащих 125 подписей избирателей, при удостоверении подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, не указан код органа, выдавшего этому лицу паспорт. Помимо этого, в этих же подписных листах (листы №№ 16-19, 24, 25, 37, 63-70 содержащих 75 подписей избирателей) сборщиком подписей – <данные изъяты> в качестве наименования органа, выдавшего ей паспорт, указано «ОВД г. Н.», без приведения его кода, тогда как в ее паспорте, представленном суду на обозрение, в соответствующей графе указано «ОВД г.Н. Красноярского края», приведен его код «№», а в подписных листах №№ 24, 63 (содержащих 10 подписей избирателей), этим же сборщиком подписей неверно указана дата выдачи паспорта, в первом случае «<дата> г.», во втором – «<дата> г.», тогда как в соответствии с паспортом, такой датой является «<дата> г.».
В соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Аналогичные критерии признания подписей избирателей недействительными определены и подпунктом «ж» пункта 11 статьи 26 Уставного закона края.
Кроме того, в соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению № 5 к настоящему Федеральному закону.
Как следует из приложения 5 к Федеральному закону, каждый подписной лист кандидата в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен в обязательном порядке содержать номер специального избирательного счета кандидата.
Обязательность указания номера такого избирательного счета в подписных листах также предусмотрена пунктом 10 статьи 37 Федерального закона, в соответствии с которым на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в подписном листе указывается номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов.
Из оспариваемого решения Окружной избирательной комиссии № 12 следует, что неверное указание номера специального избирательного счета кандидата в подписных листах являлось предметом обсуждения при его принятии, однако избирательная комиссия учла, что эта ошибка произошла по вине типографии, в которой изготавливались подписные листы по заказу кандидата, представившего туда достоверные сведения о номере своего избирательного счета, поэтому посчитала возможным это обстоятельство, при принятии решения о регистрации, не учитывать.
Такой вывод избирательной комиссии нельзя признать законным.
Ошибка в указании номера специального избирательного счета кандидата в подписных листах не позволяет идентифицировать такой счет с определенным лицом, в связи с чем, следует признать, что фактически указание номера специального избирательного счета в подписных листах кандидата в депутаты Нимана К.Ю. отсутствует.
Отказ в регистрации кандидата в депутаты по своей правовой природе не является санкцией за допущенные кандидатом при оформлении требуемых для этого документов нарушения, так как решение о регистрации или отказе в регистрации кандидата не может быть обусловлено наличием, либо отсутствием его вины в таких нарушениях, а должно приниматься в соответствии с тем, установлены такие нарушения или нет. Кроме того, при несоблюдении установленной федеральным законодательством о выборах формы подписного листа избирательная комиссия не имеет законной возможности дифференцировать нарушения требований, предъявляемых к подписному листу, на более или менее значимые, в зависимости отчего, и определять последствия этих нарушений.
Помимо этого, на основании пункта 12 статьи 37 Федерального закона, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона предусмотрена возможность установления гарантий дополняющих избирательные права граждан Российской Федерации по сравнению с установленными настоящим законом, также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 25 Уставного закона края, каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Таким образом, указанной нормой Уставного закона края по сравнению с приведенным выше пунктом 12 статьи 37 Федерального закона установлена обязанность для лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, указывать при заверении подписного листа, как наименование, так и код выдавшего ему паспорт органа.
Суд не усматривает такого противоречия между указанными законоположениями, в связи с которым он должен при рассмотрении дела, в силу пункта 6 статьи 1 Федерального закона, применять только его нормы.
Федеральным законом в перечне сведений, подлежащем указанию в подписном листе лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, поименован, в том числе, и код органа выдавшего такому лицу паспорт, который может быть указан вместо наименования самого органа, выдавшего паспорт.
Уставным законом края предусмотрено, что указание кода органа, выдавшего паспорт, должно производится наряду с указанием наименования такого органа.
Следует учитывать, что Федеральным законом установлены только указываемые в подписном листе обязательные сведения об избирателе и лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, а также порядок внесения подписи избирателя в подписном листе. Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить требования по содержанию подписного листа, в части, касающейся установления для лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, обязанности приведения дополнительных сведений о себе.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что все 360 отобранных для проверки подписей избирателей собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края Нимана К.Ю. подлежали признанию недействительными на основании подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, поскольку все подписные листы с такими подписями фактически не содержат номера специального избирательного счета кандидата.
Кроме того, 125 подписей избирателей, из числа этих же подписей избирателей, подлежали признанию недействительными и по основаниям, предусмотренным подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпунктом «ж» пункта 11 статьи 26 Уставного закона края, так как сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в соответствующих подписных листах не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Подпунктом «ж» пункта 4 статьи 27 Уставного закона края предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены и подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона.
Таким образом, для регистрации кандидата в депутаты Нимана К.Ю. было необходимо, чтобы количество недостоверных и недействительных подписей избирателей в отобранных для проверки подписных листах не превышало 10% от числа проверенных, а значит 36. Однако, количество проверенных подписей избирателей, подлежащих признанию недействительными по любому из приведенных выше оснований, этот показатель существенно превышает, в связи с чем, решение избирательной комиссии о регистрации Нимана К.Ю. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края нельзя признать законным.
В соответствии с частью 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 260.1, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу № 12 от 28 октября 2011 года № 8/19 «О регистрации Нимана К.Ю. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Назаровскому одномандатному избирательному округу № 12».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы /кассационного представления/ через Красноярский краевой суд в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись И.Н. Зинченко
Копия верна:
Решение вступило в законную силу 01 декабря 2012 года.
Судья
Красноярского краевого суда И.Н. Зинченко