Решение по делу № 2а-1083/2019 ~ М-416/2019 от 01.02.2019

Решение

Именем Российской Федерации

27 февраля 2019 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

    председательствующего судьи Левиной М.В.,

    при секретаре Гилязовой А.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1083 по административному исковому заявлению Миловановой Валентины Васильевны к Департаменту градостроительства г.о. Самара, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании Распоряжения незаконным,

Установил:

Административный истец Милованова В.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к Главе г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В ответ на данное заявление административным истцом было получено Распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-57 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого им земельного участка.

Основанием отказа послужил п. 7 ст. 10.8 Закона Самарской области от 11.03.2005 №94-ГД «О земле»: наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями ЗК РФ при подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 29.12.2018 №№ 11890,11891 испрашиваемый земельный участок входит в границы земельных участков, находящихся в частной собственности иных лиц.

Считает, что данное основание отказа является незаконным и необоснованным, так как вышеуказанные участки не стоят на кадастровом учете (на публичной кадастровой карте не присутствуют), свидетельства на право собственности на землю в данном случае не могут являться доказательством того, что испрашиваемый административным истцом участок входит в границы каких-либо иных участков, так как не содержат сведений позволяющих идентифицировать спорные земельные участки. Административным ответчиком не указаны ни кадастровые номера спорных участков, ни указывается каким образом достоверно определено пересечение границ со спорными участками.

        В связи с тем, что административный истец основывает отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка только на наличии свидетельств на право собственности старого образца, без каких либо дополнительных пояснений, позволяющих идентифицировать границы спорных земельных участков, Милованова В.В. считает, что административным ответчиком не доказано, что испрашиваемый истцом участок входит в границы каких-либо иных участков. На местности испрашиваемый истцом участок свободен от насаждений и каких-либо построек, на публичной кадастровой карте испрашиваемый участок свободен от прав третьих лиц.

    Кроме того, ответчиком в обжалуемом Распоряжении упоминается, что приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка схема расположения земельного участка не соответствует Приказу министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 №762, но что именно в приложенной схеме не соответствует данному Приказу, не уточняется. Таким образом, административный ответчик не обосновывает причину отказа в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги по данному основанию, тем самым нарушая принцип обоснованности, исключает возможность проверки содержащихся в нем выводов.

На основании изложенного, Милованова В.В. просила суд признать незаконным Распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена № РД-57 от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара предварительно согласовать предоставление в собственность бесплатно ФИО1 земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, Седьмая просека, <данные изъяты> в течение 14 дней с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании представитель Миловановой В.В. по доверенности Тверецкая А.А. административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности Баранова Е.В., административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

        Представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Самара, привлеченного судом к участию в деле, в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, представил письменный отзыв на иск, в соответствии с которым просил в удовлетворении административных исковых требований Миловановой В.В. отказать.

     Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания обстоятельств: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия): б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца или об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными.

В силу положений ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», пп. 3 п. 1 ст. 6 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 93-ГД «О земле», Устава городского округа Самара, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара осуществляется Главой городского округа Самара.

Пп. 4 п. 1 постановления Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ст. 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации.

    Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Милованова В.В. обратилась к Главе г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства г.о. Самара было принято Распоряжение № РД-57 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», в качестве основания для отказа указан подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ.

Согласно пп. 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.

        Согласно положений статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

В соответствии с пунктом 29 статьи 34 Федерального закона ет 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Согласно пункту 7 статьи 10.8 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями ЗК РФ при подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории является основанием отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти ( п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ).

Приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 г. № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

Судом установлено, что приложенная Миловановой В.В. к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка схема расположения земельного участка не соответствует Приказу министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку из представленной схемы невозможно идентифицировать испрашиваемый земельный участок.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Департамент градостроительства г.о. Самара идентифицировал испрашиваемый земельный участок путем направления запросов в порядке межведомственного взаимодействия, получив информацию о том, что испрашиваемый земельный участок, входит в границы земельных участков, находящихся в частной собственности иных лиц.

Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> испрашиваемый земельный участок входит в границы земельных участков, находящихся в частной собственности иных лиц, что подтверждается свидетельствами на право собственности на землю: серия РФ-ХХХ-Сам 01-07-00 , регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ, серия <данные изъяты>, регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

        Cогласие землевладельцев испрашиваемого земельного участка административным истцом не было представлено в Департамент.

Следовательно, утверждение схемы расположения земельного участка в рамках предварительного согласования предоставления земельного участка, влечет нарушение требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.

Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что Департамент при принятии оспариваемого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, действовал строго в соответствии с нормами законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон, в результате чего вынес обоснованное Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежащее признанию незаконным.

Каких-либо иных действий в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденным постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ , Департамент осуществить не мог.

Исходя из положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для оспаривания решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие одновременно двух условий: нарушение оспариваемым решением, либо действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием, а также несоответствие их закону или иному правовому акту.

В материалы дела административным истцом не представлены доказательства того, что оспариваемое Распоряжение административного ответчика является незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца.

Таким образом, отсутствует совокупность двух условий, необходимых для возможности признания Распоряжения незаконным.

Следовательно, в удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным Распоряжения № РД-57 от ДД.ММ.ГГГГ, следует отказать.

Кроме того, административный истец просит обязать административного ответчика согласовать предоставление в собственность бесплатно Миловановой В.В. земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, <данные изъяты> в течение 14 дней с момента вступления в силу решения суда.

Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания действий, решений органов государственной власти, местного самоуправления незаконными, суд может обязать устранить нарушенные права, свободы и законные интересы истца.

Однако, суд не может подменять своим актом решения органов местного самоуправления, отнесенные к их компетенции.

Таким образом, заявленное требование в части возложения на административного ответчика обязанности согласовать предоставление в собственность бесплатно Миловановой В.В. земельного участка, так же является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

    Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления Миловановой Валентины Васильевны к Департаменту градостроительства г.о. Самара, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании Распоряжения незаконным -отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд Самарской области в течение месяца, с момента изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 06 марта 2019 года.

Председательствующий:                   Левина М.В.

2а-1083/2019 ~ М-416/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Милованова В.В.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Департамент градостроительства г. Самары
Другие
Администрация г.о. Самара
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Левина М. В.
01.02.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.02.2019[Адм.] Передача материалов судье
04.02.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.02.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.02.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2019[Адм.] Судебное заседание
06.03.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее