Дело № г.
50RS№-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Митрофановой Т.Н.
при помощнике ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Подольскому управлению социальной защиты населения, Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным отказа, обязании выдать удостоверение
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Подольскому управлению социальной защиты населения, Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения Подольского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении государственной услуги удостоверение многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи.
В обоснование своих требований указывает на то, что брак с ФИО3 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ От данного брака у истца имеется ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ Также на основании распоряжения Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Г/о Подольск №-р от ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывает ФИО6, мать которой ФИО7 лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельстве отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о выдаче удостоверения многодетной семьи, поскольку истец является опекуном на возмездных условиях ребенка, оставшегося без попечения родителей, находящегося на полном государственном обеспечении. Решением Подольского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано. С указанным отказом истец не согласна, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.
Истец – ФИО1 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Ответчик – представитель Подольского управления социальной защиты населения в судебное заседание явилась, возражала против заявленных требований, поддержала представленный отзыв.
Ответчик – представитель Министерства социального развития <адрес>, представитель в судебное заседание явилась, возражала против заявленных требований, поддержала представленный отзыв.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, признает исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что брак истца с ФИО3 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ От данного брака у истца имеется ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.рожд. и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.рожд.
Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Г/о Подольск №-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ рожд. передана под истцу под опеку на возмездных условиях.
Мать ФИО6 - ФИО7 лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельстве отсутствуют.
С истцом заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении опеки/попечительства на возмездных условиях (приемная семья).
Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес>, Г/о Подольск, <адрес>, л. Школьная, <адрес>: истец ФИО1, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ рожд., ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ рожд.
ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано по данному адресу по месту пребывания ДД.ММ.ГГГГ временно до ДД.ММ.ГГГГ.
Истец обратилась в Подольское управление социальной защиты населения Министерство социального развития <адрес> с заявлением на получение услуги «выдача удостоверения многодетная семья».
ДД.ММ.ГГГГ Подольским управлением социальной защиты населения Министерство социального развития <адрес> было вынесено решение № об отказе в предоставлении государственной услуги «Удостоверение многодетной семьи» в связи с отсутствием у семьи статуса многодетной семьи в соответствии с законодательством <адрес>.
С указанным отказом истец не согласна, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
В силу ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», действие настоящего Закона не распространяется на:
граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, либо дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
ребенка (детей), признанного полностью дееспособным, за исключением статьи 20.2 настоящего Закона;
детей, находящихся на полном государственном обеспечении.
На основании ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», дается понятие многодетной семьи - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разъяснены понятия дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под понятием полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей понимается предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи.
Статьей 145 СК РФ предусмотрено установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права. Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.
Согласно ст. 148 СК РФ детей, находящихся под опекой (попечительством) имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», установлен размер и порядок выплаты ежемесячных денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, а также ежегодного денежного пособия, выплачиваемого на приобретение твердого инвентаря, игрушек, книг, учебников, канцелярских товаров и других предметов первой необходимости, а также на оплату жизненно необходимых услуг для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях.
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.
В соответствие со ст. 1 Федерального закона 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», абз. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве воспитанников в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», материальное содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа возложено на субъект РФ.
Таким образом, указанными выше федеральными законами субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере, установленных соответствующими законами субъектов Российской Федерации, при условии, что детям-сиротам за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей будет обеспечено предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
Статья 137 СК РФ приравнивает удочеренных (усыновленных) детей и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" и Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 751/32 "Об утверждении норм материального и денежного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены виды и нормы материального и денежного обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия, мягким инвентарем, оборудованием.
ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ рожд. согласно Распоряжению Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Г.о. Подольск от ДД.ММ.ГГГГ №-р находится под опекой у истца на возмездной основе. Согласно распоряжению выплачиваются ежемесячные денежные средства на содержание, ежегодное денежное пособие, материальная помощь на организацию отдыха, компенсация проезда, также оказывается бесплатное медицинское обеспечение, т.е. в соответствие с законодательством ФИО6 находится на полном государственном обеспечении и опекун сам не отрицает, что получает на подопечную все предусмотренные законодательством выплаты, а также вознаграждение, как опекун на возмездной основе.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ (ст.2) «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», определено понятие многодетной семьи - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Согласно материалов дела, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ рожд. находится под опекой на возмездных условиях у истца и не относится к статусу удочеренные дети, падчерица.
Из вышеизложенного следует, что истец является опекуном на возмездных условиях ребенка, оставшегося без попечения родителей, находящегося на полном государственном обеспечении и не относится к категории лиц, имеющих право на получение государственной услуги удостоверение многодетной семьи.
Следовательно, действие Закона МО N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», на ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ рожд. и ее опекуна не распространяется.
Таким образом, Министерство социального развития <адрес> не имело правовых оснований для предоставления государственной услуги выдачи удостоверения многодетной семьи и установлении в отношении семьи в составе: истец ФИО1, ее сын ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.рожд., ее сын ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.рожд. и находящейся под опекой ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ рожд. статуса многодетной семьи с выдачей соответствующего удостоверения, в связи с чем решение Подольского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении государственной услуги удостоверение многодетной семьи, обязании выдать соответствующее удостоверение многодетной семьи является законным и оснований для его отмены не имеется.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к Подольскому управлению социальной защиты населения, Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения Подольского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении государственной услуги удостоверение многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Подольский городской суд.
Председательствующий судья: Т.Н.Митрофанова