Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2022 года г. Видное Московская область
Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Портновой Е.Н., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к ГКУ ЦССВ «Центральный» ДТСЗН г. Москвы о взыскании неосновательного обогащения, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ГКУ ЦССВ «Центральный» ДТСЗН г. Москвы, просила суд взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>
В обоснование иска указала на то, что с ДД.ММ.ГГГГ. она состояла с ГКУ ЦССВ «Центральный ДТСЗН г. Москвы в трудовых правоотношениях, на основании трудового договора №.
Согласно п. 5.1 указанного договора, за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договорам, работнику устанавливается заработная плата в размере: а) должностной оклад в размере - <данные изъяты>; б) выплаты компенсационного характера; в) выплаты стимулирующего характера.
Дополнительным соглашением № к указанному трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. истцу была установлена заработная плата в размере: должностной оклад <данные изъяты>; за стаж работы - 20 % - <данные изъяты> Также была установлена надбавка стимулирующего характера в размере 30 % от оклада - <данные изъяты> Таким образом общий размер заработной платы истца за один месяц составлял <данные изъяты>
Согласно п. 6.2 договора заработная плата выплачивается работнику в сроки и порядке, которые установлены коллективным трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда работников, 2 раза в месяц: первой половины - 16-го числа текущего месяца и второй половины - 1-го числа следующего месяца, путем перечисления денежных средств на банковскую карту работника.
ДД.ММ.ГГГГ. истец была уволена на основании приказа о сокращении от ДД.ММ.ГГГГ. №-од.
Согласно сведений из расчетного листа за октябрь 2020г., истцу была начислена заработная плата в размере <данные изъяты>, из которых: оплата по окладу в октябре 2020г. - <данные изъяты>; надбавка стимулирующего характера в октябре 2020г. - <данные изъяты>; надбавка за стаж в октябре 2020 г. - <данные изъяты>; премия за квартал в октябре - <данные изъяты> Также в октябре с истца было удержано <данные изъяты>, из которых: премия за квартал в апреле 2020г. - <данные изъяты>; премия за квартал в августе 2020г. - <данные изъяты>
Согласно сведений из расчетного листа за ноябрь 2020г., истцу была начислена заработная плата в размере <данные изъяты>, из которых: оплата по окладу в ноябре 2020г. - <данные изъяты>; надбавка стимулирующего характера в ноябре 2020г. - <данные изъяты>, надбавка за стаж в ноябре 2020г. - <данные изъяты>; премия за квартал - <данные изъяты> и удержано <данные изъяты>
Истец считает, что удержание с неё заработной платы в октябре и ноябре 2020г. в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты>) было произведено незаконно.
В связи с чем, истец обратилась с иском в суд.
Представитель истца в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика и ответчик в судебное заседание явились, против удовлетворения исковых требований возражали, пояснили, что первоначально начисление премии ошибочно произошло без учета отработанного времени, в связи с чем, размер премии пересчитали. Суммы сторнированы, реально было удержано только <данные изъяты>
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу названных норм права в их системном толковании под способами защиты гражданских прав следует понимать закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
При этом право выбора способа защиты нарушенного права предоставлен истцам, однако избранный способ защиты должен быть предусмотрен законом для конкретного вида правоотношений и должен быть направлен на восстановление нарушенного права.
Из системного толкования ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ следует, что судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые гражданские права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец была принята на работу к ответчику на должность заместителя директора по общим вопросам, между сторонами заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 5.1 указанного договора, за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договорам, работнику устанавливается заработная плата в размере: а) должностной оклад в размере - <данные изъяты>; б) выплаты компенсационного характера; в) выплаты стимулирующего характера.
Дополнительным соглашением № к указанному трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. истцу была установлена заработная плата в размере: должностной оклад <данные изъяты>; за стаж работы - 20 % - <данные изъяты>
Как указано ответчиком и подтверждено представленными документами, истцу были начислены премии за работу в 1 квартале 2020 года и во 2 квартале. В апреле 2020 года - премия за 1 квартал 2020 года в размере <данные изъяты> или 150% от должностного оклада (приказ ГКУ ЦССВ «Центральный» от ДД.ММ.ГГГГ №-к). Расчет премии был произведен, без учета фактически отработанного времени, по формуле: ((оклад за январь <данные изъяты> + оклад за февраль <данные изъяты> + оклад за март <данные изъяты>)/3))*150% = <данные изъяты>
Статья 226 НК РФ обязывает работодателя вычитать подоходный налог с зарплаты сотрудников. Ответчиком был удержан подоходный налог с начисленной премии в размере <данные изъяты>
В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона N 10-ФЗ, ст. 377 ТК РФ при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские взносы из их заработной платы. Истец являлась членом профсоюза. Ответчик удержал профсоюзный взнос и перечислил в Общественную организацию территориальной профсоюзной организации Общественную организацию Территориальная профсоюзная организация учреждений социальной защиты населения города Москвы московской городской организации общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания российской федерации в размере 1% -<данные изъяты>
Премия выплачена ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> - <данные изъяты> – <данные изъяты>) вместе с заработной платой за первую половину апреля в размере <данные изъяты> Итого сумма выплаты <данные изъяты> зачислена на расчетный счет истца.
В августе 2020 года - премия за работу во 2 квартале в размере <данные изъяты> или 282% от должностного оклада (приказ ГКУ ЦССВ «Центральный» от ДД.ММ.ГГГГ №-К. Расчет премии был произведен, без учета фактически отработанного времени, по формуле : ((оклад за апрель -<данные изъяты> + оклад за май <данные изъяты> + оклад за июнь <данные изъяты>/3))*282% = <данные изъяты>
Премия выплачена ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> – <данные изъяты> (НДФЛ) - <данные изъяты> (проф.взнос) и зачислена на расчетный счет истца.
В соответствии с ст. 135 ТК РФ В положение об оплате труда заместителей руководителей и главного бухгалтера ГКУ ЦССВ «Центральный», расчет премии заместителям руководителя и главному бухгалтеру производится за фактически отработанное время. Данное положение является приложением Коллективного договора ГКУ ЦССВ «Центральный». Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. №-од были внесены изменения в условия оплаты труда заместителей руководителя и главного бухгалтера ГКУ ЦССВ «Центральный».
Положение об оплате составлено на основании разъяснений о механизме расчета премий для заместителей руководителей и главных бухгалтеров от Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, который является главным распорядителем бюджетных средств для ответчика.
В 1 квартале 2020 года истец находилась в отпуске в период с ДД.ММ.ГГГГ. (16к.д.) (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-оф) и в период с ДД.ММ.ГГГГ. (3 к.д.) 120 часов, (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-оф) (выписка из табеля учета рабочего времени за февраль 2020 года и марта 2020 года).
Во 2 квартале 2020 года истец отсутствовала на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности в период с ДД.ММ.ГГГГ. (10 к.д.) 64 часа. № от ДД.ММ.ГГГГ) (выписка из табеля учета рабочего времени за апрель 2020 года).
При начислении премии бухгалтером была допущена счетная ошибка (техническая ошибка: сбой в настройке формулы начисления премиальных выплат) - начисление было произведено без учета фактически отработанного времени.
ДД.ММ.ГГГГ. главный бухгалтер ФИО3 провела внутренний контроль над начислением заработной платы работникам и обнаружила данную счетную ошибку.
В октябре 2020 года был произведен перерасчет премий с учетом фактически отработанного времени.
Начисленная премия за 1 квартал 2020 года в размере <данные изъяты> отсторнирована. Начисленная премия за 2 квартал 2020 года в размере <данные изъяты> отсторнирована. Начислены премии за 1 и 2 квартал за фактически отработанное время в размере <данные изъяты>:
1 квартал ((<данные изъяты> (начисленный оклад за отработанное время январь) + <данные изъяты> (начисленный оклад за отработанное время февраль) + <данные изъяты> + <данные изъяты> (начисленный оклад за отработанное время март) )/3)*150% = <данные изъяты>
2 квартал: ((<данные изъяты> + <данные изъяты> (начисленный оклад за отработанное время апрель) + <данные изъяты> (начисленный оклад за отработанное время май) + <данные изъяты> (начисленный оклад за отработанное время июнь))/3*282% = <данные изъяты>
В учетной политике ответчика принято: датой принятия хозяйственной операции к учету является дата ее факта ст. 9 ФЗ-402 от ДД.ММ.ГГГГ. На основании этого операции по начислению пересчитанной премии датированы октябрем 2020 года, что и отражено в расчетном листе.
Было произведено удержание возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок (приказ ГКУ ЦССВ «Центральный» от ДД.ММ.ГГГГ №-к/ф).
01.09.2020г. ответчиком издан приказ о перерасчете заработной платы за 1 и 2 кварталы 2020г. истцу за фактически отработанное время с удержанием до конца 2020г. С указанным приказом истец была ознакомлена.
Сумма излишне начисленных денежных средств составила <данные изъяты> (<данные изъяты> - <данные изъяты> - <данные изъяты>). Излишне удержанный НДФЛ и профсоюзный взнос перезачтен. Сумма подлежащая удержанию за минусом НДФЛ и профсоюзного взноса составила <данные изъяты> (<данные изъяты> -13% - 1%).
Удержание произведено в два этапа: в октябре удержано <данные изъяты> или 20% от начисленной заработной платы; в ноябре удержано <данные изъяты> или 9% от начисленной заработной платы.
ДД.ММ.ГГГГ. истец была уволена на основании приказа о сокращении от 20.11.2020г. №-од.
ДД.ММ.ГГГГ., после расторжения трудовых отношений по сокращению штата и получения окончательного расчета, истец направила претензию в адрес директора ГКУ ЦССВ «Центральный» ФИО4 с требованием возвратить удержанную сумму перерасчета премий в размере <данные изъяты>
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом требований части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1, 2, 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, взаимной связи, учитывая фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат частичному удовлетворению в сумме <данные изъяты> ((<данные изъяты> - 13% - 1%), поскольку в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение тот факт, что с истца ответчиком реально было удержано <данные изъяты>, при этом переплата денежных средств произошла в результате счетной ошибки, т.е. при отсутствии недобросовестности со стороны истца, при этом своего согласие на удержание она не давала.
Статьей 237 ТК РФ предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, которая возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Суд полагает, что истцу действиями ответчика причинен моральный вред. Учитывая степень вины причинителя вреда, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд определяет ко взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
С учетом суммы удовлетворенных требований, руководствуясь ст.ст. 98, 103 ГК РФ, суд также взыскивает с ответчика в бюджет муниципального образования Ленинский городской округ <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты>).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Взыскать с ГКУ ЦССВ «Центральный» ДТСЗН г. Москвы в пользу ФИО1 неосновательное обогащение в сумме <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>
Взыскать с ГКУ ЦССВ «Центральный» ДТСЗН г. Москвы в бюджет муниципального образования Ленинский городской округ Московской области государственную пошлину в сумме <данные изъяты>
В удовлетворении иска в части взыскания заявленной суммы неосновательного обогащения и компенсации морального вреда в большем размере – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Портнова