Мотивированное решение
составлено 22 сентября 2021 г.
Дело № 2-1356/2021
25RS0010-01-2021-001373-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2021 года г. Находка Приморского края
Находкинский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Иващенко В.А.,
при секретаре Ильиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора г. Находка в интересах неопределенного круга лиц к администрации Находкинского городского округа о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г. Находки в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Находкинского городского округа о возложении обязанности, указав, что прокуратурой г. Находка по коллективному обращению жителей жилых домов по <.........> и <.........> в <.........> по вопросу принятия в муниципальную собственность Находкинского городского округа водопроводной сети, проложенной от магистрального водопровода Д-800 в сторону улиц <.........> в <.........>, проведена проверка соблюдения администрацией Находкинского городского округа полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства и управления муниципальной собственностью, по результатам которой было установлено, что водопроводная сеть, проложенная от магистрального водопровода Д-800 в сторону <.........> в <.........> не принята в муниципальную собственность Находкинского городского округа, на кадастровом учете не состоит, в реестре муниципальной собственности и Едином государственном реестра прав не числится. По информации МУП «Находка-Водоканал» строительство водопроводной сети выполнено в 1995-1996 гг. владельцами жилых домов по ул. <.........>, № ул. <.........> №, а также автомойки ООО «Ват АК». Строительство водопроводной сети выполнено без разработки проектно-технической документации и подключено к централизованной системе водоснабжения, эксплуатируемой МУП «Находка-Водоканал». Поскольку водопроводная сеть снабжает питьевой водой дома, расположенные по адресам: ул. <.........> № и ул. <.........>, №, их жители обращались в администрацию Находкинского городского округа с письменным заявлением от ДД.ММ.ГГ. о принятии в муниципальную собственность водопроводную сеть в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, на которое был дан ответ о перечне документов, необходимых для оформления объекта как бесхозяйного. По смыслу действующего законодательства органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Из ответа администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ. № следует, что в связи с отсутствием документов для постановки объекта на кадастровый учет необходимо провести комплекс работ по изготовлению технического плана на объект, с последующей постановкой на кадастровый учет и принятие объекта в муниципальную собственность, однако средства финансирования для указанных целей бюджетом на 2019 г. не предусмотрены. Прокуратурой г. Находка главе Находкинского городского округа внесено ДД.ММ.ГГ. представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и управления муниципальной собственностью, по результатам рассмотрения которого администрацией Находкинского городского округа предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГ., согласно которому органом местного самоуправления ведется работа по разработке передаточного акта указанной водопроводной сети, в том числе по изготовлению исполнительской топографической съемки плана местности. Постановка указанного участка водопроводной сети на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного и принятие его в муниципальную собственность будет осуществлено по результатам выполненных работ. Вместе с тем, 02.02.2021 г. в прокуратуру г. Находки вновь поступило обращение жителей жилых домов по <.........> и ул. <.........> о непринятии в муниципальную собственность Находкинского городского округа водопроводной сети, проложенной от магистрального водопровода Д-800 в сторону улиц Кедровой и Еловой в <.........>, в ходе проверки по которому из администрации Находкинского городского округа получен ответ от ДД.ММ.ГГ. №, согласно которому каких-либо работ органом местного самоуправления, направленных на постановку указанного участка водопроводной сети на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного до настоящего времени не принято. Водопроводная сеть предназначена для водоснабжения жилых домов по <.........> и <.........> в <.........>. Водопроводная сеть, проложенная от магистрального водопровода Д-800 в сторону улиц Кедровой и Еловой в <.........> в реестре муниципальной собственности не значится, никем не обслуживается, непринятие ее в муниципальную собственность может явиться причиной ее повреждения и не обеспечения одного из основных условий жизнедеятельности жителей указанного района <.........>, что нарушает права жителей улиц Еловая и Кедровая в <.........>. Длительное непринятие мер по признанию указанной сети бесхозяйной и по ее включению в реестр муниципальной собственности, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих по <.........> в <.........>, поскольку бездействие органа местного самоуправления может повлечь право граждан на бесперебойное обеспечение водоснабжением, а также комфортные и благоприятные условия проживания. Просит обязать администрацию Находкинского городского округа в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда подготовить необходимую техническую документацию на участок водопроводной сети, проложенный от магистрального водопровода Д-800 в сторону домов 16№ по <.........> и дома № по ул. <.........> в <.........>; обязать администрацию Находкинского городского округа обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Определением Находкинского городского суда от ДД.ММ.ГГ. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП «Находка-Водоканал», ООО «Ват А.К.».
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Находка Ковылин Д.С. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске, пояснил, что у спорного участка водопроводной сети не имеется правообладателя, права на объект недвижимости в установленном законом порядке не зарегистрированы. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Распопова С.В., действующая по доверенности от 09.07.2020г., с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном возражении, из которого следует, что администрация Находкинского городского округа считает иск прокурора необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку действующим законодательством не предусмотрена передача бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований; бесхозяйные вещи принимаются на учет регистрирующим органом по заявлению органа местного самоуправления, при этом специальным субъектом, обладающим правом обращения, как в регистрирующий орган, так и в суд, является муниципальный орган, поскольку в случае установления у вещи признаков бесхозяйной, может возникнуть лишь право муниципальной собственности, в связи с чем у иных лиц указанное право отсутствует. Для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, отсутствуют притязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом. Из искового заявления следует, что водоснабжение жилых домов по <.........> в <.........> осуществляется гарантирующим поставщиком – МУП «Находка –Водоканал» на основании договоров и актов разграничения балансовой принадлежности, в соответствии с которыми гарантирующий поставщик обязуется осуществлять водоснабжение, а потребитель обязуется оплачивать данную услугу. Спорные сети присоединены к сетям, находившимся в управлении МУП «Находка-Водоканал». Разграничение балансовой принадлежности водопроводных сетей и эксплуатационной ответственности сторон между жителями улиц <.........> и <.........> были урегулированы соответствующими актами. На момент обращения в суд спорные водопроводные сети не утратили свою принадлежность владельцам жилых домов и автомойке ООО «Ват АК» на законном основании. Учитывая изложенное, правовых оснований считать их бесхозяйными не имеется. При этом, обращение жителей <.........> в органы местного самоуправления не является безусловным основанием для признания такого участка сетей бесхозяйным и понуждения органа местного самоуправления к совершению действий по постановке спорных сетей на учет. Вопросы об эксплуатационной ответственности абонента и ресурсоснабжающей организации определяются условиями заключенного между ними договора, стороной которого администрация Находкинского городского округа, выступающая ответчиком по настоящему делу, не является, исходя из чего действия (бездействие) администрации по принятию данного имущества в казну не могут повлиять на права и законные интересы истца в интересах неопределенного круга лиц. Согласно дополнению к возражению указывает, что из документов, предоставленных МУП «Находка-Водоканал» следует, что с жителями домов по ул. <.........>, № и дома № по ул. <.........> заключены договора на отпуск воды для жителей, проживающих в домах индивидуальной застройки. При этом, к договорам имеется акт разграничения эксплуатационной ответственности в границах: от сущ. Водовода диаметром 800 мм, также в данных актах установлена ответственность за эксплуатацию и ремонт водопроводных сетей за абонентом. Жителем дома № по ул. <.........> был подписан акт разграничения эксплуатационной и балансовой ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них, к центральной водопроводной сети диаметром 800 мм. Таким образом, данные водопроводные сети не обладают признаками бесхозяйного имущества, в связи с чем оснований для возложена на администрацию обязанности по подготовке необходимой технической документации на участок водопроводной сети, об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории муниципального образования за счет средств бюджета муниципального образования не имеется. Просит отказать в удовлетворении иска прокурора г. Находка в полном объеме.
Представитель третьего лица МУП «Находка-Водоканал» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Из письменного возражения третьего лица следует, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку водопроводная сеть в районе <.........> и <.........> в <.........> построена и принадлежит владельцам жилых домов по ул. <.........> № ул. <.........>, №, а также автомойки ООО «Ват А.К», с которыми заключены договора на водоснабжение, имеются акты границ эксплуатационной и балансовой ответственности. Строительство водопроводной сети выполнено вышеуказанными владельцами жилых домов и автомойки без разработки проектно-технической документации с грубыми нарушениями требований СНИП и технических регламентов, установленных для наружных сетей водоснабжения. Указанная водопроводная сеть подключена к централизованной системе водоснабжения Д-800, эксплуатируемой МУП «Находка-Водоканал», в водопроводном колодце, расположенном ориентировочно через автомобильную дорогу (обходную магистраль) от автомойки ООО «Ват АК» в г. Находка. Данный колодец является границей балансовой и эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям между МУП «Находка-Водоканал» и владельцами жилых домов по ул. <.........>, №, ул. <.........>, №, а также автомойки ООО «Ват АК». Водопроводная сеть в районе <.........> и <.........> объектом жилой инфраструктуры не является. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего ООО «Ват А.К.» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании представитель Голубцова О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ., с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что между МУП «Находка-Водоканал» и ООО «ВАТ А.К.» заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод. Спорная водопроводная сеть на балансе ООО «ВАТ А.К.» не числится, общество не является ее собственником, водопроводная сеть была проложена жителями улиц <.........> и <.........>, из документов юридического лица следует, что водопроводная сеть проходит через земельный участок под зданием ООО «ВАТ А.К.».
В порядке ч. 4 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся третьих лиц.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 2, 4, 10 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Судом установлено, что права на водопроводную сеть, проложенную от магистрального водопровода Д-800 в сторону <.........> в <.........> в ЕГРП не зарегистрированы, указанная водопроводную сеть на кадастровом учете не состоит, в реестр муниципальной собственности, находящейся на территории Находкинского городского округа указанная водопроводная сеть не включена.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГ. и ДД.ММ.ГГ. в прокуратуру г. Находка обратились жители жилых домов по <.........> в <.........> о непринятии в муниципальную собственность Находкинского городского округа водопроводной сети, проложенной от магистрального водопровода Д-800 в сторону <.........> в <.........>.
Из ответа заместителя главы администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ. следует, что в связи с отсутствием необходимых документов для постановки объекта на кадастровый учет и невозможностью определения схемы расположения сооружения, необходимо провести работы по изготовлению исполнительной топографической съемки плана местности в коттеджном поселке «Кедр», финансирование указанных работ запланировано на 2020 г. Решение о возможности постановки сооружения на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного и принятие его в муниципальную собственность будет принято по результатам выполненных работ.
В связи с чем, 16.10.2019 г. прокурором г. Находка внесено представление главе Находкинского городского округа об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и управления муниципальной собственностью, в соответствии с которым необходимо безотлагательно принять конкретные меры, направленные на устранение указанных нарушений, их причин и условий, им способствующих.
По результатам рассмотрения был предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГ. №, из которого следует, что органом местного самоуправления ведется работа по разработке передаточного акта водопроводной сети, в том числе по изготовлению исполнительской топографической съемки плана местности. Постановка указанного участка водопроводной сети на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного и принятие его в муниципальную собственность будет осуществлено по результатам выполненных работ.
ДД.ММ.ГГ. в прокуратуру города вновь поступило обращение жителей жилых домов по <.........> и <.........> в <.........> о непринятии в муниципальную собственность Находкинского городского округа водопроводной сети, проложенной от магистрального водопровода Д-800 в сторону улиц <.........> и <.........> в <.........>, в ходе проверки по которому из администрации Находкинского городского округа получен ответ от ДД.ММ.ГГ. №, из которого следовало, что каких-либо работ органом местного самоуправления, направленных на постановку указанного участка водопроводной сети на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного не принято.
Водопроводная сеть предназначена для водоснабжения жилых домов по <.........> и <.........> в <.........>.
Учитывая, что водопроводная сеть, проложенная от магистрального водопровода Д-800 в сторону улиц <.........> и <.........> в <.........> в реестре муниципальной собственности не значится, никем не обслуживается, непринятие ее в муниципальную собственность может явиться причиной ее повреждения и не обеспечения одним из основных условий жизнедеятельности жителей улиц <.........> и <.........> в <.........>, что нарушает права жителей указанного района.
Длительное непринятие мер по признанию водопроводной сети бесхозяйной и по ее включению в реестр муниципальной собственности, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих по <.........> в <.........>, поскольку бездействие органа местного самоуправления может повлечь нарушение права граждан на бесперебойное обеспечение водоснабжением, а также комфортные и благоприятные условия проживания.
Из материалов дела следует, что до настоящего времени администрацией Находкинского городского округа не совершено действий, свидетельствующих о постановке на учет бесхозяйного объекта - участка водопроводной сети, проложенной от магистрального водопровода Д-800 в сторону домов № по <.........> и дома № по ул. <.........> в <.........>.
Доказательств обратного ответчиком в ходе рассмотрения дела в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ представлено не было.
Возражая против исковых требований ответчиком было указано на наличие договорных отношений между жильцами жилых домов по <.........> в <.........> и ресурсоснабжающей организацией МУП «Находка-Водоканал», в соответствии с которым производится отпуск воды для жителей, проживающих в домах индивидуальной застройки.
При этом, представленные в материалы дела договора не подтверждают наличие зарегистрированных прав на водопроводную сеть за жильцами данных жилых домов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что право собственности еа спорный объект ни за кем не зарегистрировано, он не имеет собственника, соответственно, водопроводная сеть, проложенная от магистрального водопровода Д-800 в сторону улиц <.........> и <.........> в <.........> является бесхозяйной.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившим в силу с 01.01.2017 г.
В силу п. 5. Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. ст. 3, 6, 8, 12 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07 декабря 2011 года N 416 государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение ряда целей, в том числе охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что непринятие администрацией Находкинского городского округа должных мер свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ, и п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Поскольку администрация Находкинского городского округа как орган местного самоуправления наделена полномочиями в случае установления бесхозяйности объекта, который предназначен для решения вопросов местного значения и может находиться в муниципальной собственности, то администрация Находкинского городского округа должна инициировать процесс постановки его на учет, с целью определения его дальнейшего собственника или балансодержателя.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07 декабря 2011 года N 416 органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны деятельности.
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, эксплуатация бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, осуществляется организацией, которая осуществляет водоснабжение и (или) водопроводные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (п. 5 ст. 8 названного Федерального закона).
Таким образом, исковые требования и.о. прокурора г. Находка суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, на администрацию Находкинского городского округа подлежит возложению обязанность обратиться с заявлением о постановке на учет спорного объекта в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, поскольку постановка на такой учет является обязательным условием соблюдения процедуры признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
И.о. прокурора <.........> просит обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда подготовить необходимую техническую документацию на участок водопроводной сети, проложенный от магистрального водопровода Д-800 в сторону домов № по <.........> и дома № по ул. <.........> в <.........>, а также обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Суд находит указанный срок для исполнения решения в данной части разумным и достаточным. Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный в исковом заявлении, ответчиком не указано.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора г. Находка в интересах неопределенного круга лиц к администрации Находкинского городского округа о возложении обязанности – удовлетворить.
Обязать администрацию Находкинского городского округа, адрес <.........>, ИНН 2508020000, ОГРН 1022500699704, дата регистрации ДД.ММ.ГГ.., в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда подготовить необходимую техническую документацию на участок водопроводной сети, проложенный от магистрального водопровода Д-800 в сторону домов № по <.........> и дома № по ул. <.........> в <.........>.
Обязать администрацию Находкинского городского округа, адрес <.........>, ИНН 2508020000, ОГРН 1022500699704, дата регистрации ДД.ММ.ГГ.., обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.А. Иващенко