Дело № 2а-344/2020; УИД 42RS0010-01-2020-000101-26
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе: председательствующего- судьи Курач Е.В.,
при секретаре-Ломыгиной Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске
11 февраля 2020 года
административное дело по административному иску Управления городского развития Киселевского городского округа к Управлению Федеральный службы судебных приставов по Кемеровской области, Межрайонный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области об освобождении от исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Управление городского развития Киселевского городского округа обратились в суд с иском к Управлению Федеральный службы судебных приставов по Кемеровской области, Межрайонный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области об освобождении от исполнительного сбора
Требования мотивированы тем, что 19.07.2019 Киселевским городским судом было вынесено решение по гражданскому делу № 2-1191/2019, вступившее в законную силу 10.10.2019: Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить Картопольцеву Марию Анатольевну в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Краснокаменская» и заключить с Картопольцевой Марией Анатольевной договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчета стоимости жилья 33 кв.м, на семью из одного человека.
Киселевским городским судом был выдан исполнительный документ № от 15.11.2019г. взыскатель Картопольцева Мария Анатольевна 04.12.2019 года (вх. № от 18.12.2019г.) судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области было возбуждено исполнительное производство №
Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства судебного пристава - исполнителя по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области, УГР КГО предложено в течение 5 дней добровольно исполнить требование о включении в список и граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидируемого ОАО «Шахта «Красногорская» с составом семьи один человек и заключении договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, взамен подлежащего сносу, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой угольной шахте непригодным для проживания по критериям безопасности, жилого дома по адресу: <адрес> и немедленно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю. Указанное требование судебного пристава не было исполнено в установленный срок.
09.01.2020 года (вх. № от 16.01.2020г.) судебным приставом – исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области было направлено постановление о взыскании исполнительского сбора Управлению городского развития Киселевского городского округа.
Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Со стороны УГР КГО в целях надлежащего исполнения взыскатель Картопольцева М.А. включена в списки на местном уровне. Данные списки направлены в г. Москва, для последующего утверждения. В дальнейшем (после утверждения списков в Министерстве энергетики (г. Москва), будет определен требуемый размер межбюджетных трансфертов для города, последующее финансирование из федерального бюджета. После с взыскателем Картопольцевой М.А. будет заключен договор на социальную выплату за счёт средств федерального бюджета на приобретение жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Управление городского развития Киселевского городского округа не бездействовало и не бездействует в отношении исполнения решения суда и требований судебного пристава-исполнителя.
Считаем, что вины Управления в несвоевременном исполнении решения суда не имеется. Управлением городского развития Киселевского городского округа взыскатель Картопольцева М.А. включена в списки на местном уровне. Управлением городского развития Киселевского городского округа со своей стороны выполняются все действия на исполнения решения суда.
18.12.2019 года в Киселевский городской суд было подано заявление от Управления городского развития Киселевского городского округа о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2-1191/2019г. взыскатель Картопольцева М.А. должник Управление городского развития КГО. Определением Киселевского городского суда от 30.12.2019 года об отсрочке исполнения решения суда было отказано. На данное определение подана частная жалоба.
На основании вышеизложенного считает, что Управление не бездействовало и не бездействует в отношении исполнения решения суда и требований судебного пристава-исполнителя, надлежащим образом подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами а так же другими непреодолимые препятствиями, находящимися вне контроля. Вины Управления городского развития Киселевского городского округа в несвоевременном исполнении решения суда не имеется.
Просит освободить Управление городского развития Киселевского городского округа от взыскания исполнительского сбора, указанного в постановлении судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области от 09 января 2020 года, по исполнительному производству № от 04.12.2019г., взыскатель Картопольцева М.А.
В судебное заседание административный истец Управление городского развития Киселевского городского округа, извещенные о слушании дела, своего представителя в судебное заседание не направили.
Административный ответчик Управление Федеральный службы судебных приставов по Кемеровской области, Межрайонный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области, извещенные о слушании дела, в судебное заседание своего представителя не направили.
Заинтересованное лицо Картопольцева М.А., извещенная о слушании дела, в судебное заседание не явилась.
С учетом изложенного, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 11 статьи 30 названного закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
Из материалов дела усматривается, что на основании исполнительного листа серии №, выданного Киселевским городским судом 15.11.2019 года по делу 2-1191/2019 Картопольцевой Марии Анатольевны к управлению городского развития Киселёвского городского округа об установлении факта постоянного проживания, включении в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания, обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу 04.12.2019 года возбуждено исполнительное производство №. Предмет исполнения указанного исполнительного производства является: обязать управление городского развития Киселевского городского округа включить Картопольцеву Марию Анатольевну в список граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидируемого ОАО «Шахта «Краснокамснская» с составом семьи один человек, обязать управление городскогo развития Киселевского городского округа заключить с Картопольцевой Марией Анатольевной договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, взамен подлежащего сносу, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой угольной шахте непригодным дня проживания по критериям безопасности, жилого дома по адресу: <адрес>
Указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения должником копии постановления. В тот же день постановление было направлено должнику.
В указанный срок требования взыскателей удовлетворены не были.
09.01.2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу вынесено постановление о взыскании с должника Управления городского развития Киселевского городского округа исполнительного сбора в размере 50 000 рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года № 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в пункте 75 которого указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
В пункте 78 того же постановления разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из изложенного следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличии или отсутствии оснований для возложения на него ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 840 утверждён перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.
Из анализа положений Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 840 следует, что решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем оказания содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Вопросы по выделению средств из федерального бюджета для переселения граждан из ветхого жилья, связанных с деятельностью угольных предприятий и промышленности, следствием чего явилось приведение жилых помещений в непригодное состояние, это одно из направлений жилищной политики. Предоставление социальных выплат в данном случае является способом защиты прав граждан, проживавших в указанных домах, порядок и условия предоставления которых регулируются специальным нормами закона и нормативно-правовых актов.
Согласно Правилам, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков» на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтёрских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счёт средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Размер межбюджетных трансфертов определяется на основании утверждённых в установленном порядке проектов ликвидации угольных шахт, списков граждан, подлежащих переселению (пункт 6 Правил).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат, на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (пункт 8 Правил).
Из материалов дела усматривается, что 15.11.2019 года состоялось совещание по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых (консервируемых) угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, по Комплексной программе по администрации Киселевского городского округа Кемеровской области ООО Шахта «Краснокаменская» в Министерстве энергетики Российской Федерации, на котором было согласовано с внесением изменений в списки граждан на приобретение взамен сносимого ветхого сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемых (консервируемых) шахтах непригодным для проживания критериям безопасности, в том числе и в отношении Кортопольцевой М.А. (л.д.14-15).
Административным истцом в целях надлежащего исполнения взыскатель Картопольцева М.А. включена в списки на местном уровне. Данные списки направлены в г. Москва, для последующего утверждения (л.д.16-19).
Согласно справке Управления городского развития Киселевского городского суда от 07.02.2020 года списки граждан подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в частности по Картопольцевой Марии Анатольевны, проживающей в доме по адресу: <адрес> утверждены Наблюдательным советом и в настоящее время находятся на согласовании в Министерстве энергетики Российской Федерации. После согласования списка, с Картопольцевой Марией Анатольевной будет заключен договор на предоставление социальной выплаты.
Таким образом, суд считает, что органом местного самоуправления приняты меры, направленные на исполнение судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения срок.
В этой связи довод заявителя об отсутствии его вины в неисполнении требования исполнительного документа в пятидневный срок и, как следствие, отсутствии оснований для взыскания исполнительского сбора, заслуживает внимания, в связи с чем суд считает возможным освободить Управление городского развития Киселевского городского округа от взыскания исполнительского сбора, указанного в постановлении судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области от 09 января 2020 года, по исполнительному производству № от 04.12.2019г., взыскатель Картопольцева М.А.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
освободить Управление городского развития Киселевского городского округа от взыскания исполнительского сбора, указанного в постановлении судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области от 09 января 2020 года, по исполнительному производству № от 04.12.2019г., взыскатель Картопольцева М.А.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17.02.2020 года.
Судья Е.В. Курач
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.