Решение по делу № 2-218/2024 (2-1173/2023;) от 25.12.2023

Дело № 2-218/2024

УИД: 47RS0015-01-2023-001443-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сланцы 23 мая 2024 года

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кошелевой Л.Б.,

при секретаре Куркиной И.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения» к Кольцову Александру Александровичу о взыскании неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» обратилось в суд с иском к ответчику Кольцову А.А. с требованиями, с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, о взыскании неосновательного обогащения в размере 332 000 рублей 00 копеек, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 6650 рублей 00 копеек.

В обоснование заявленных требований представитель истца ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» указал, что 22 февраля 2023 года в ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» филиал в Сланцевском районе поступило заявление от Кольцова А.А. на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с отсутствием постоянного дохода и планированием стать индивидуальным предпринимателем.

Заявителем представлен план мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, в результате которых Кольцов А.А. предполагает получить дополнительный доход за счет продажи приобретенной им одежды.

Согласно Социальному кодексу государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается в виде: единовременной денежной выплаты в размере, определенном социальным контрактом; ежемесячных социальных пособий в размере, определенном социальным контрактом.

В соответствии со ст. 12.4 областного закона Ленинградской области от 17 ноября 2017 года № 72-03 «Социальный кодекс Ленинградской области», на основании личного заявления получателя ДД.ММ.ГГГГ между ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» и Кольцовым А.А. заключен социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности на сумму 350 000 рублей 00 копеек.

Государственная социальная помощь по контракту предоставляется в виде единовременной выплаты в соответствии с графиком выплат, содержащимся в программе социальной адаптации Кольцовым А.А.

Распоряжением филиала от ДД.ММ.ГГГГ получателю назначена государственная социальная помощь на основании контракта в виде единовременной денежной выплаты в размере 350 000 рублей 00 копеек.

Денежные средства в размере 350 000 рублей 00 рублей перечислены на расчётный счёт получателя , открытый в АО «<данные изъяты>», что подтверждается справкой о начислениях и выплатах, итоговой ведомостью по начислению социальных выплат от ДД.ММ.ГГГГ и реестром выплат.

В соответствии с пунктом 2.3 контракта ответчик обязался предоставлять отчеты о реализации социального контракта в соответствии с программой социальной адаптации получателя государственной социальной помощи.

В соответствии с пунктом 2.3 контракта ответчику необходимо до 31 октября 2023 года предоставить данные с приложением документов, подтверждающих расходование денежных средств.

Ответчик в срок действия контракта не выполнил мероприятия, указанные в программе социальной адаптации, не реализовал указанные в представленном им плане цели, на которые в рамках контракта ему были перечислены денежные средства, не приступил к осуществлению деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, сведения в филиал не предоставил. Об отсутствии осуществления запланированных мероприятий в программе социальной адаптации имеются записи специалиста, ответственного за контроль мероприятий.

31 мая 2023 года за исходящим номером 2-16-23/392 филиал направил ответчику уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств.

Ответчик не выполнил условия подпункта 2.3 пункта 2 контракта в установленный срок.

Таким образом, учреждение считает, что ответчик, не выполнив мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании контракта, обязан в соответствии с пунктом 2.3 контракта добровольно возместить в бюджет Ленинградской области выплаченные средства в виде государственной социальной помощи с начала действия контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6.1 настоящего контракта.

В связи с неисполнением ответчиком мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, 09 августа 2023 года учреждением расторгнут контракт в одностороннем порядке, согласно пункту 6.2 контракта.

10 августа 2023 года ответчику вручено уведомление от 09 августа 2023 года за исходящим номером 2-16-23/539 о расторжении контракта и необходимости возврата ранее выплаченных денежных средств.

Распоряжением филиала № 3071369/232 от 24 августа 2023 года прекращено предоставление услуги Кольцову А.А.

24 октября 2023 года от Кольцова А.А. в адрес учреждения поступила частичная оплата в размере 5 000 рублей 00 копеек, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ .

В процессе претензионно - судебной работы Кольцовым А.А. оплачена часть суммы неосновательного обогащения в размере 13 000 рублей 00 копеек, что подтверждается платежными поручениями: от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 000 рублей 00 копеек; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 5 000 рублей 00 копеек; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 5 000 рублей 00 копеек; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 000 рублей 00 копеек.

Оставшиеся денежные средства в размере 332 000 рублей 00 копеек в установленный срок ответчик не возвратил.

Денежные средства (государственная социальная помощь на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты) в размере 332 000 рублей 00 копеек, полученные ответчиком, являются его неосновательным обогащением.

Таким образом, полученные ответчиком денежные средства в размере 332 000 рублей 00 копеек подлежат возврату в бюджет Ленинградской области.

До настоящего времени ответчик не возвратил сумму неосновательного обогащения.

Ссылаясь на положения ст.ст. 309, 310, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, представитель истца ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» просил взыскать с ответчика Кольцова А.А. сумму неосновательного обогащения, судебных расходов по оплате государственной пошлины в вышеуказанных размерах.

Представитель истца ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения (л.д. 86), ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Кольцов А.А. подтвердил обстоятельства заключения социального контракта и получения денежных средств, пояснил, что он своим знакомым был введен в заблуждение относительно необходимости исполнения социального контракта. Из полученной единовременной выплаты в 350 000 рублей часть денежных средств перевел своему знакомому, а остальные потратил на собственные нужды.

Суд, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя истца ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения».

Суд, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из стратегических задач и национальных целей развития Российского государства являются повышение уровня жизни граждан и создание условий и возможностей для самореализации каждого человека.

Приоритетность данных положений предопределяется основами конституционного строя (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ)

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Как одна из форм оказания системной государственной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальный контракт введен в действующую систему адресной государственной социальной помощи в 2012 году.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ, которым установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным

законом, а также определены порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в статье 1 определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

В силу абз. 2 ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров

Социальный контракт представляет собой соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации (абз. 8 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (ч. 1); порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (ч. 2).

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Согласно части 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Предметом регулирования Областного закона Ленинградской области от 17 ноября 2017 года № 72-оз «Социальный кодекс Ленинградской области», принятым Законодательным Собранием Ленинградской области 25 октября 2017 года (далее – Социальный кодекс Ленинградской области), являются отношения, связанные с реализацией полномочий Ленинградской области в сфере предоставления социальной поддержки и оказания государственной социальной помощи на территории Ленинградской области.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12.1 Социального кодекса Ленинградской области Государственная социальная помощь за счет средств областного бюджета Ленинградской области предоставляется указанным в части первой статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства или место пребывания на территории Ленинградской области, в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии со статьей 12.4 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 12.4 Социального кодекса Ленинградской области государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в абзаце первом части 1 статьи 12.1 настоящего Кодекса, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия из числа установленных Правительством Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно ч. 2 указанной статьи государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается в размере, определенном социальным контрактом, в виде единовременной денежной выплаты и(или) ежемесячных социальных пособий (ежемесячного социального пособия).

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Указанный срок может быть продлен уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области в сфере социальной защиты населения по основаниям, установленным постановлением Правительства Ленинградской области (ч. 3 ст. 12.4 Социального кодекса Ленинградской области).

В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1).

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (п. 2).

При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (п. 3).

Статьей 309 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса РФ).

Статьей 1102 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения (сбережения) ответчиком имущества за счет истца и отсутствие правовых оснований для такого обогащения, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения (сбережения) такого имущества либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм. Эти нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственной социальной помощи (п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2020 года; п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2022), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 октября 2022 года).

Из материалов дела следует, и установлено в ходе судебного разбирательства, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик Кольцов А.А. обратился в ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» филиал в Сланцевском районе с заявлением о предоставлении государственной услуги, в соответствии с которым просил назначить ему государственную социальную помощь на основании социального контракта в виде единовременной выплаты в связи с отсутствием постоянного дохода, планированием осуществления предпринимательской деятельности по продаже одежды (л.д. 22-28, 34-38).

При обращении к истцу с указанным заявлением ответчиком Кольцовым А.А. представлен план мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, в соответствии с которым ответчик планировал при получении денег купить одежду, разместить ее на площадке <данные изъяты> (перепродажа одежды) и за счет вырученных денег выйти из трудной жизненной ситуации и повысить свой доход путем выполнения следующих мероприятий в следующие сроки: получение государственной социальной помощи на основании социального контракта – 350 000 рублей 00 копеек, закупка оборудования согласно приложению 1 - март-апрель 2023 года с отчетом в форме чеков и фотографий, прохождение обучения по направлению «Введение в предпринимательскую деятельность» в Фонде поддержки предпринимательства с формой отчета в виде документа о регистрации – март 2023 года, отчет об осуществлении деятельности – весь период, предоставление сведений о доходах за последние три месяца после окончания срока контракта – октябрь-январь 2024 года (л.д. 37).

03 марта 2023 года между истцом ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» филиал в Сланцевском районе в лице директора филиала Сидоровой Н.В. и ответчиком Кольцовым А.А. заключен социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д. 41-48, далее – социальный контракт ), в соответствии с п. 1 которого предметом контракта является предоставление получателю государственной социальной помощи в целях стимулирования активных действий по преодолению получателем трудной жизненной ситуации, сложившейся у него (его семьи).

Требованиями к конечному результату являются регистрация получателя в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (для открывающих собственное дело впервые), повышение денежных доходов получателя (семьи получателя) по истечении срока действия контракта.

В соответствии с п. 2.1 социального контракта ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» обязано предоставить получателю государственную социальную помощь в соответствии с программой социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта; осуществлять денежную выплату получателю с целью осуществления им предпринимательской деятельности/самозанятости в соответствии с условиями контракта, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями контракта.

Согласно п. 2.2 социального контракта ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения проверять исполнение контракта получателем в соответствии с программой социальной адаптации получателя.

Пунктом 2.3 социального контракта предусмотрено, что получатель обязан в том числе: представлять в ЛОГКУ "ЦСЗН" отчет о реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации получателя, по форме согласно приложению к контракту с приложением документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств: до «31» марта 2023 года, «30» апреля 2023 года, до «31» июля 2023 года, до «31» октября 2023 года - итоговый отчет.

Государственная социальная помощь по контракту предоставляется в виде единовременной денежной выплаты в соответствии с графиком выплат, содержащимся в программе социальной адаптации получателя (п. 3.1 социального контракта ).

Согласно п. 4 социального контракта государственная социальная помощь выплачивается единовременно через АО «<данные изъяты>», р/счет .

В силу п. 6.1 социального контракта к основаниям для расторжения ЛОГКУ «ЦСЗН» контракта в одностороннем порядке, в том числе относятся нарушение графика представления сведений о реализации мероприятий, предусмотренных контрактом и программой социальной адаптации получателя, с приложением документов, подтверждающих целевое расходование государственной социальной помощи; неисполнение получателем обязанностей, перечисленных в пункте 2.3 контракта, и(или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации получателя.

В качестве приложения к указанному социальному контракту разработана Программа социальной адаптации получателя государственной социальной помощи (л.д. 47, далее – Программа социальной адаптации).

Целью Программы социальной адаптации является приобретение одежды и обуви для дальнейшей продажи на площадке Интернет-магазина и ведение деятельности в качестве самозанятого с целью повышения денежных доходов и преодоления трудной жизненной ситуации.

Сумма затрат на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, - 350 000 рублей 00 копеек.

Указанной программой предусмотрен план мероприятий программы социальной адаптации: регистрация в качестве самозанятого, срок реализации мероприятия – 31 марта 2023 года; прохождение обучения в Фонде предпринимательства, срок реализации мероприятия – 31 марта 2023 года; приобретение одежды и обуви, срок реализации мероприятия – 30 апреля 2023 года; осуществление деятельности в качестве самозанятого, предоставление справки о доходах за апрель-июнь 2023 года, срок реализации мероприятия – 31 июля 2023 года; осуществление деятельности в качестве самозанятого, представление документов, подтверждающих доходы за июль-сентябрь 2023 года, срок реализации мероприятия – 31 октября 2023 года.

В соответствии с Графиком выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, установленным Программой социальной адаптации выплата социальной помощи производится единовременно до 31 марта 2023 года в размере 350 000 рублей 00 копеек (л.д. 48).

Кольцов А.А. согласился с условиями социального контракта и обязался выполнять их, что подтверждается его собственноручной подписью.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ о назначении государственной услуги в соответствии со ст. 12.4 Областного закона Ленинградской области от 17 ноября 2017 года № 72-03 «Социальный кодекс Ленинградской области» Кольцову А.А. назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты с 03 марта 2023 года в размере 350 000 рублей 00 копеек, способ выплаты: кредитная организация АО «Тинькофф Банк», счет (л.д. 49).

Справкой о произведенных выплатах (л.д. 13), итоговой ведомостью по начислению социальных выплат (л.д. 54-55) подтверждается, что выплата социальной помощи в размере 350 000 рублей 00 копеек была осуществлена истцом ЛОГКУ «Центр социальной защита населения» на банковский счет , указанный ответчиком Кольцовым А.А. при заключении социального контракта.

Доказательств обратного ответчиком Кольцовым А.А. в соответствии с требованиями ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, предписывающими каждой стороне представить доказательства тех обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суду не представлено.

Письмом от 31 мая 2023 года № 2-16-23/392 ЛОГКУ «Центр социальной защита населения» филиал в Сланцевском районе ответчику Кольцову А.А. предложено представить отчет по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, а также разъяснено, что случае неисполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации в соответствии с п. 2.3 Социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ он будет обязан добровольно возместить в бюджет <адрес> выплаченные средства в виде государственной социальной помощи, а в случае спора - выплаченные средства будут взысканы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (л.д. 51).

Из анализа вышеприведенных положений законодательства, регулирующего предоставление мер социальной поддержки, следует, что результатом действия программы социальной адаптации граждан, являющейся неотъемлемой частью социального контракта, является предоставление гражданам помощи в преодолении ими трудной жизненной ситуации.

При этом на гражданина, получающего меры социальной поддержки, в свою очередь, возлагается обязанность по реализации мероприятий, предусмотренных социальной программой, то есть исполнение целевого расходования перечисленных денежных средств с достижением цели, на которую такая программа была рассчитана и заключен соответствующий социальный контракт.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ с исходящим номером 2-16-23/539 (л.д. 52) филиал в Сланцевском районе ЛОГКУ «Центр социальной защита населения» уведомил ответчика Кольцова А.А. о том, что в соответствии с п. 2.3 Социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ он обязан в течение пятнадцати дней добровольно вернуть полученную сумму государственной социальной помощи на основании Социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ.

Экземпляр указанного письма получен Кольцовым А.А. лично 10 августа 2023 года.

Платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ответчиком Кольцовым А.А. истцу ЛОГКУ «Центр социальной защита населения» возвращена часть суммы полученной социальной поддержки в размере 18000 рублей 00 копеек (л.д. 56,101-102).

Согласно имеющимся в плане мероприятий программы социальной адаптации отметкам специалиста ЛОГКУ «Центр социальной защита населения», контролирующего выполнение ответчиком Кольцовым А.А. предусмотренных программой мероприятий, данные мероприятия в нарушение положений п. 2.3 Социального контракта ответчиком не выполнены.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления государственной услуги в соответствии со ст. 12.4 Областного закона Ленинградской области от 17 ноября 2017 года № 72-03 «Социальный кодекс Ленинградской области», Постановлением Правительства Ленинградской области от 04 ноября 2018 года № 117 и пункта 6 социального контракта прекращено предоставление государственной услуги «Государственная социальная помощь на основании социального контракта», расторгнут социальный контракт в связи с неисполнением получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50).

Таким образом, Кольцов А.А. воспользовавшись выделенными в качестве меры социальной поддержки денежными средствами, не исполнил изложенные в социальном контракте , в том числе в Программе социальной адаптации мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации.

Доказательств обратного, в частности невозможности предоставления отчетов о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по объективным, не зависящим от него причинам, возмещение истцу предоставленной суммы социальной выплаты в полном объеме, ответчиком Кольцовым А.А. суду в ходе судебного разбирательства также не представлено, в материалах дела не содержится.

Поскольку истцом предоставлено суду достаточно доказательств в обоснование заявленного требования о взыскании суммы денежных выплат по социальному контракту по оказанию государственной социальной помощи, суд находит требование истца ЛОГКУ «Центр социальной защита населения» о взыскании с Кольцова А.А. неосновательного обогащения в размере 332 000 рублей 00 копеек обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

    В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Учитывая, что расходы истца ЛОГКУ «Центр социальной защита населения» по уплате государственной пошлины в размере 6650 рублей 00 копеек подтверждены представленным в материалы дела платежным поручением № 68650 от 30 ноября 2023 года, указанные судебные расходы при удовлетворении заявленных исковых требований подлежат взысканию с ответчика Кольцова А.А. в пользу истца в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения» к Кольцову Александру Александровичу о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с Кольцова Александра Александровича (паспорт гражданина Российской Федерации серии ) в пользу Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения» (ИНН:7804550977, ОГРН: 1157847387906):

- сумму неосновательного обогащения в размере 332 000 (трехсот тридцати двух тысяч) рублей 00 копеек,

- расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 650 (шести тысяч шестисот пятидесяти) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Сланцевский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий судья              Кошелева Л.Б.

Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2024 года.

2-218/2024 (2-1173/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения"
Ответчики
Кольцов Александр Александрович
Суд
Сланцевский городской суд Ленинградской области
Судья
Кошелева Лилия Борисовна
Дело на сайте суда
slancevsky.lo.sudrf.ru
25.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2023Передача материалов судье
26.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.02.2024Предварительное судебное заседание
02.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.02.2024Предварительное судебное заседание
05.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.02.2024Предварительное судебное заседание
27.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.03.2024Предварительное судебное заседание
22.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.04.2024Предварительное судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее