Судья: Ларченко М.В.
Докладчик: Акинина Е.В. Дело № 33-10730
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«25» августа 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Акининой Е.В.
и судей: Проценко Е.П., Хомутовой И.В.
при секретаре Амосовой Т.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Акининой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Кемерово
от 28 марта 2016 года
по иску Ермолюка И.А. к Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о признании отказа незаконным, выплате компенсации,
установила:
Ермолюк И.А. обратился в суд с иском Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области (далее по тексту-Департамент), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее по тексту - Фонд) о признании отказа незаконным, выплате компенсации.
Требования мотивированы тем, что приказом № от 29.07.2014 Ермолюк И.А. был принят на должность врача-педиатра участкового в участковую больницу <адрес>», 01.08.2014 с ним заключён трудовой договор №.
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населённый пункт либо рабочий посёлок или переехавшим на работу в сельский населённый пункт либо рабочий посёлок из другого населённого пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Необходимые документы для заключения договора с Департаментом истцом предоставлены 01.10.2014, о чём свидетельствует расписка.
06.03.2015 между истцом и Департаментом заключён договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику.
В соответствии с п.1 договора Департамент обязуется перечислить медицинскому работнику за счёт средств Фонда, направляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области и перечисляемых в установленном порядке в областной бюджет, и средств областного бюджета единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб. в течении 30 дней со дня заключения договора на счёт, открытый медицинским работником в кредитной организации.
На сегодняшний день компенсационная выплата на расчётный счёт истца не поступила.
27.05.2015 в адрес истца Департаментом отправлен отказ № в осуществлении компенсационной выплаты. Истец считая, что данный отказ не основан на законе, обратился в суд с настоящим иском.
С учётом уточнённых исковых требований просил признать отказ № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области незаконным; обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечислить иные межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования через бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области в установленном законом порядке в размере <данные изъяты> руб. на единовременную компенсационную выплату в пользу Ермолюка И.А.; взыскать с Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области в порядке, установленном ст. 51 Федерального закона 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 на № 682 «О предоставлении в 2014-2015 годах единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников» компенсационную выплату в размере <данные изъяты> руб. в пользу Ермолюка И.А.; взыскать с ответчиков в пользу истца оплату государственной пошлины пропорционально удовлетворённым требованиям в размере <данные изъяты> руб.; взыскать с ответчиков расходы на оплату услуг представителя пропорционально удовлетворённым требованиям в размере <данные изъяты> руб.
Решением Центрального районного суда г.Кемерово от 28 марта 2016 года постановлено:
Требования Ермолюка И.А. удовлетворить частично.
Обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечислить иные межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования через бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области в установленном законом порядке в размере <данные изъяты> руб. на единовременную компенсационную выплату в пользу Ермолюка И.А.
Взыскать с Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области в порядке, установленном ст. 51 Федерального закона 29.11.2010 N326-03 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 № 682 «О предоставлении в 2014-2015 годах единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников» компенсационную выплату в размере <данные изъяты> руб. в пользу Ермолюка И.А.
Взыскать с Федерального фонда обязательного медицинского страхования в пользу Ермолюка И.А. расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
Взыскать с Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области в пользу Ермолюка И.А. расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
В апелляционной жалобе представитель Фонда ФИО1 действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что предоставление в 2016 году иных межбюджетных трансфертов на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в 2014 году в сельский населённый пункт или рабочий посёлок, является нарушением требований, содержащихся в статье 51 Федерального закона № 326-ФЗ.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не вправе нарушать установленные нормативными правовыми актами условия предоставления иных межбюджетных трансфертов и порядок их финансирования, то есть предоставлять в 2016 году межбюджетные трансферты на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим в 2014 году в сельский населённый пункт или рабочий посёлок.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились ответчики, в письменном ходатайстве просили рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие ответчиков на основании статьи 327, п.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения Ермолюк И.А. и его представителя Ефремова В.Н., действующего на основании доверенности, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 14.12.2015 № 18) в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населённый пункт либо рабочий посёлок или переехавшим на работу в сельский населённый пункт либо рабочий посёлок из другого населённого пункта заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 -2014 годах осуществляется в равных долях за счёт иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 12.2 статьи 51 Федерального закона № 326-ФЗ иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 данной статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трёх рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:
1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населённом пункте, либо рабочем посёлке, либо посёлке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа из другого населённого пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий: а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключённым медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» данного пункта.
Из материалов дела следует, что Приказом № от 29.07.2014 г. Ермолюк И.А. принят на должность врача-педиатра участкового в участковую больницу <адрес>» с 01.08.2014 г., 01.08.2014 с ним заключён трудовой договор №( л.д.6-10).
Необходимые документы для заключения договора с Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области истцом предоставлены 01.10.2014(л.д.101-123).
06.03.2015г. между Ермолюк И.А. и Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области был заключён договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику.
В соответствии с п. 1 договора Департамент обязуется перечислить медицинскому работнику за счёт средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области и перечисляемых в установленном порядке в областной бюджет, и средств областного бюджета единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 рублей в течении 30 дней со дня заключения договора на счёт, открытый медицинским работником в кредитной организации(л.д.82-83).
27.05.2015 Департаментом охраны и здоровья населения Кемеровской области было направлено письмо Ермолюк И. А., в котором сообщалось о невозможности произвести единовременную компенсационную выплату в связи с отказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования в принятии заявки на предоставление единовременной компенсационной выплаты.
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департаменту здравоохранения Кемеровской области было сообщено, что в заявку были включены медицинские работники, в том числе Ермолюк И.А., которые заключили трудовой договор с муниципальными бюджетными учреждениями здравоохранения в 2013 и в 2014 годах, тогда как по законодательству Российской Федерации условием для получения единовременной компенсационной выплаты в 2015 году является прибытие на работу в сельскую местность либо рабочий посёлок в 2015 году.
Разрешая спор, суд исходил из того, что Ермолюк И.А. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении компенсационной выплаты на имя начальника Департамента с приложением требуемого пакета документов 01.10.2014, то есть в период, когда лимит бюджетных ассигнований в Кемеровской области был исчерпан, в связи с чем включить Ермолюка И.А. в совместную с ТФОМС Кемеровской области заявку и направить её в Федеральный фонд до 15.11.2014 не представлялось возможным.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд пришёл к выводу, что отсутствие лимитов не является основанием для отказа в предоставлении компенсационной выплаты медицинскому работнику, соответствующему требованиям части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-Ф3, поскольку действующим законодательством такого основания не предусмотрено.
При этом суд не учёл нормы материального права, подлежащие применению.
Так, в 2015 году осуществлялись единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населённый пункт либо рабочий посёлок или переехавшим на работу в сельский населённый пункт либо рабочий посёлок из другого населённого пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществлялось за счёт иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 20) в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа или переехавшим на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа из другого населённого пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счёт иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Из приведённых норм материального права следует, что обязательными условиями для получения указанных выплат является наличие трудового договора и гражданско-правового договора между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, заключённых в году прибытия (переезда) медицинского работника на работу.
Разрешая спор, суд не учёл, что положения части 12.1 статьи 51 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» являются императивными и ставят зависимость права медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты от даты прибытия (переезда) на работу в сельскую местность из другого населённого пункта и даты обращения в уполномоченный орган исполнительной власти по предоставлению компенсационных выплат.
Статьёй 5 Бюджетного кодекса РФ установлено, что закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря.
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год исполнен в полном объёме, 05 октября 2015 года принят Федеральный закон №282-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда медицинского страхования за 2014 год». Таким образом, финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат за счёт Федерального фонда медицинского страхования в отношении работников, прибывших в сельскую местность в 2014 году, было выполнено и завершено.
Условием получения единовременной компенсационной выплаты в 2015 году и в 2016 году является прибытие на работу в сельскую местность соответственно в 2015 и в 2016 году.
Предоставление в 2016 году иных межбюджетных трансфертов на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в 2014 году в сельский населённый пункт, действующим законодательством не предусмотрено и является нарушением требований, установленных в статье 51 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Таким образом, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не вправе нарушать установленные нормативными правовыми актами условия предоставления иных межбюджетных трансфертов и порядок их финансирования, то есть предоставлять в 2016 году межбюджетные трансферты на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим в 2014 году на работу в сельский населённый пункт.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 № 682 «О предоставлении в 2014 - 2016 годах единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников» утверждён Порядок предоставления в 2014 - 2016 годах единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников.
В соответствии с Порядком в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим на работу в сельский населённый пункт из другого населённого пункта и заключившим с департаментом договор, предусмотренный пунктом 4 данного Порядка.
Из материалов дела следует, что медицинский работник Ермолюк И.А. не имеет права на единовременную компенсационную выплату, так как не соответствует критериям, установленным Федеральным законом N 326-ФЗ и вышеуказанным Порядком для предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населённый пункт либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа в 2016 году.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 №1798-О, от 25.09.2014 №1868-О, от 27 октября 2015 г. N 2483-О установление единовременной денежной выплаты отдельной категории медицинских работников непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и, соответственно, является исключительной компетенцией законодателя. Именно законодатель вправе определять размер такой выплаты, порядок её осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по заявленным истцом требованиям новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1 частью 1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г.Кемерово от 28 марта 2016 года – отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ермолюк И.А. об обязании Федерального фонда обязательного медицинского страхования перечислить иные межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования через бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области в установленном законом порядке в размере <данные изъяты> руб. на единовременную компенсационную выплату в пользу Ермолюка И.А., взыскании с Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области в порядке, установленном ст. 51 Федерального закона 29.11.2010 N326-03 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 № 682 «О предоставлении в 2014-2015 годах единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников» компенсационную выплату в размере <данные изъяты> руб. в пользу Ермолюка И.А., взыскании с Федерального фонда обязательного медицинского страхования в пользу Ермолюка И.А. расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.- отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования ФИО1- удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: