Дело №а-7928/20 25 сентября 2020 года
47RS0№-84
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4, действующего в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО2, к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании незаконными бездействий, обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4, действуя в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО2, обратился в суд с административным иском к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, в обоснование требований указав, что является отцом несовершеннолетнего ФИО2, который был своевременно поставлен на учет для зачислений в общеобразовательную организацию, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Вплоть до настоящего времени место ФИО2 не предоставлено, в связи с отсутствием мест.
Полагает, что бездействие административного ответчика, который не представил доказательства принятия исчерпывающих мер по обеспечению сына административного истца возможности получения дошкольного образования в МОУ является незаконным.
В связи с чем просит суд:
- признать незаконным и дискриминационным бездействие администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, выразившееся в отношении несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выразившееся в отказе предоставления места в МДОО с учетом территориальной доступности от места фактического проживания;
- возложить на администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> обязанность предоставить несовершеннолетнему ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. место в муниципальной дошкольной образовательной организации на закрепленной территории <адрес> с учетом территориальной доступности.
В настоящее судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в письменных возражениях просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, указав, что административный ответчик поддерживает доводы, изложенные в возражениях заинтересованного лица комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, а также представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представила письменные возражения, в которых просила отказать административному истцу в удовлетворении административных исковых требований, а также письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.ст.150, п.6 ст.226 КАС РФ.
Изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела установлено, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Коми, его матерью является ФИО3, отцом является ФИО4, о чем ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом ЗАГС <адрес> Юстиции Республики Коми составлена запись акта о рождении № и выдано свидетельство о рождении серия I-EA №.
Часть 4 статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «Об образовании в Российской Федерации предусматривает, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Согласно данным автоматизированной информационной системы «Электронный детский сад» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ в МАДОУ «ДСКВ № <адрес> (плановая очередь: 295 место), МОБУ «Бугровская СОШ №» (плановая очередь: 113 место) на 2020-2021 учебный год.
Также согласно письму комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 состоит на учете в автоматизированной информационной системе «Электронный детский сад» с ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанных МДОУ.
В обоснование возражений на административные исковые требования, сторона административного ответчика указывает, что плановое комплектование образовательных учреждений на 2020-2021 учебный год проводится в период с 15 апреля по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, размещено на официальном сайте администрации.
Вопрос о зачислении ребенка будет рассматриваться в период доукомплектования образовательных учреждений исключительно в порядке очереди.
Количество свободных мест утверждено постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О комплектовании на 2020-2021 учебный год образовательных учреждений муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования», размещено на официальном сайте администрации в разделе «документы».
Суд с данной правовой позицией административного ответчика не соглашается, ввиду следующего.
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства – участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьёй 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. ФИО1 устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Статьёй 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 того же закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счёт бюджета другого уровня.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
ФИО2 достиг возраста для обеспечения его местом в детском дошкольном образовательном учреждения для получения дошкольного образования.
Однако администрация МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> свою обязанность по обеспечению ребёнка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, возложенную на орган местного самоуправления законом, не исполнила.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ФИО4 были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребенка, подача заявления в установленной форме), а потому администрация МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> обязана была обеспечить ее сына местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного образования.
Не предоставление ФИО2 такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> полномочий, возложенных на неё законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.
В соответствии с п.14 Приказа Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), полного дня (10,5 - 12-часового пребывания), продленного дня (13 - 14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания для вывода о том, что со стороны администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> имелось бездействие, выразившееся в необеспечении несовершеннолетнего ФИО2 местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, что является основанием для принятия решения о признании незаконным бездействия администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, своевременно не обеспечившей несовершеннолетнего ФИО2 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и обязании обеспечить несовершеннолетнего ФИО2 свободным местом в муниципальном дошкольном учреждении в группе полного дня (10,5 - 12 часового пребывания) по месту фактического проживания несовершеннолетнего ФИО2.
При этом, в соответствии с положениями ст.ст.178, 227 КАС РФ суд определяет способ восстановления нарушенного права административного истца как обязать администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда обеспечить несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня (10,5 - 12 часового пребывания) по месту фактического проживания несовершеннолетнего ФИО2.
При таком положении дела, административные исковые требования ФИО4, действующего в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО2, подлежат удовлетворению, по вышеизложенным судом основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 150, 175-180, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО4, действующего в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО2, к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании незаконными бездействий, обязании произвести действия – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, выразившееся в необеспечении несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., свободным местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Обязать администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда обеспечить несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня (10,5 - 12 часового пребывания) по месту фактического проживания несовершеннолетнего ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья: