Решение по делу № 2-71/2024 (2-1311/2023;) от 05.06.2023

УИД: 42RS0032-01-2023-001476-21

Дело №2-71/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«01» августа 2024 года                              г.Прокопьевск

Рудничный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи            В.Ю. Ортнер

при секретаре                    Зорькиной И. Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске гражданское дело по иску Прокурора города Прокопьевска Кемеровской области в интересах Алтынбаева И. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Прокопьевска Кемеровской области, действуя в интересах Алтынбаева И. А., обратился в Рудничный районный суд г.Прокопьевска с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что Прокуратурой города проведена проверка по обращению инвалида <...> группы Алтынбаева И. А. о нарушении прав на получение технического средства реабилитации - автомобиля с автоматической трансмиссией.

26.12.2022 в филиал №12 Государственного учреждения Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации обратился Алтынбаев И.А. с заявлением на обеспечение очередным транспортным средством, взамен предыдущего транспортного средства, приобретенного 16.12.2015. Согласно ПРП N <...> от 09.04.2021 в разделе 38 «Обеспечение транспортным средством» установлено: «Показано транспортное средство».

Согласно п. 16 приложения №2 Перечня медицинских показаний на получение инвалидами специального транспортного средства от 19.08.1970, утвержденных Приказом N2 72 Министерства социального обеспечения РСФСР от 28.07.1982 имеются медицинские показания на обеспечение специальным автотранспортом с ручным управлением. Противопоказаний для управления транспортным средством не имеется. Медицинской справкой <...> от 12.04.2021 Алтынбаеву И. А. определены медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией. Срок проведения «с 09.04.2021 - 01.05.2023».

Письмами от 22.12.2022 <...> от 27.12.2022 <...>с Алтынбаев И.А. был проинформирован об отказе в обеспечении его транспортным средством, в связи с тем, что АО «Автоваз» в 2023 году не будет производить LADA Granta, оборудованные устройствами ручного управления с автоматической трансмиссией.

Обеспечение инвалидов TCP происходит по государственным контрактам, заключаемым региональным отделением в соответствии с соблюдением норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу не приняты меры по отбору иных производителей (поставщиков) транспортных средств.

По состоянию на 04.05.2023 Алтынбаев И. А. транспортным средством - автомобилем с автоматической трансмиссией не обеспечен.

Таким образом, бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу по обеспечению необходимыми для жизнедеятельности Алтынбаева И. А. техническим средством реабилитации является недопустимым, влечет нарушение права инвалида на его своевременное предоставление, что является недопустимым.

Просит суд обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу обеспечить Алтынбаева И. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения техническим средством реабилитации, а именно транспортным средством - автомобилем с автоматической трансмиссией.

Истец Алтынбаев И. А. в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Сведений об уважительности причин неявки суду не представлено.

Представитель истца - старший помощник прокурора города Прокопьевска Андреева М.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу Демьяненко Д. В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

    Представитель 3-го лица ФКУ «ГБ МСЭ по Кемеровской области-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Травкина О. А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями прокурора г.Прокопьевска не согласилась, полагала их не подлежащими удовлетворению.

    3-и лица – Министерство социальной защиты населения Кузбасса, ГАУЗ «Прокопьевская городская больница» в суд не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, 3-е лицо, исследовав письменные материалы дела, считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

В ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определены понятия реабилитации и абилитации инвалида.

Под реабилитацией инвалида понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Под абилитацией инвалидов понимается система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

В качестве технического средства реабилитации специализированное транспортное средство, на которое претендует истец, в указанном перечне не поименовано.

Согласно подпункту 3 пункта 1, пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - ФЗ от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ), обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению. Оплата дополнительных расходов, предусмотренных указанными положениями, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.

На основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 286 от 15 мая 2006 года, которым утвердило Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее Положение), вступившее в силу с 1 июня 2006 года.

В соответствии с пунктами 3, 38 названного Положения, оплата расходов на обеспечение застрахованного лица очередным транспортным средством осуществляется страховщиком по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства, расходы на обеспечение которым были оплачены страховщиком, но не чаще 1 раза в 7 лет, при наличии прямых последствий страхового случая на основании решения бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы о наличии у застрахованного лица медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению, установленных в результате переосвидетельствования застрахованного лица.

Из взаимосвязи приведенных положений нормативно-правовых актов следует, что оплата дополнительных расходов на обеспечение застрахованного лица очередным транспортным средством осуществляется страховщиком по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства, расходы на обеспечение которым были оплачены страховщиком, но не чаще 1 раза в 7 лет, при наличии прямых последствий страхового случая. Основанием для оплаты страховщиком данных расходов служит решение бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы о наличии у застрахованного лица медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению, установленных в результате его переосвидетельствования.

В силу статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов", медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации.

Положениями пункта 1.2. Методических указаний по применению Перечня медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением, утвержденного Министерством здравоохранения СССР 11 августа 1970 года и согласованного с Госпланом СССР 19 августа 1970 года, и Перечня медицинских показаний на получение инвалидами Отечественной войны и другими инвалидами из числа военнослужащих автомобилей "Запорожец" с ручным управлением, утвержденного Министерством здравоохранения СССР 1 июля 1969 года и согласованного с Госпланом СССР 8 июля 1969 года", утвержденных Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 28 июля 1982 года N 72, Министерством здравоохранения СССР от 16 апреля 1982 года N 06-14/4) и согласованными с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам 16 апреля 1982 года (далее Методические указания) установлено, что Перечень медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением, утвержденный Министерством здравоохранения СССР по согласованию с Госпланом СССР 11 - 19 августа 1970 г., распространяется на инвалидов Отечественной войны и других инвалидов из числа военнослужащих, а также инвалидов от общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания, инвалидов с детства и др.

В соответствии с ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» определен порядок обеспечения инвалидов соответствующими средствами.

В соответствии с п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Как указано в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

Согласно положениям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что Алтынбаев И.А. является получателем обеспечения по страхованию в ОСФР в связи с несчастным случаем на производстве, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ, несчастным случаем на производстве, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ, профессиональным заболеванием, установленным ДД.ММ.ГГГГ.

Впервые Алтынбаев И.А. был обеспечен транспортным средством на основании Приказа ГУ Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования РФ <...>. от 13.10.2008 года.

Далее Приказом ГУ Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования РФ <...> от 16.12.2015 Алтынбаеву И.А. была выплачена компенсация за самостоятельно приобретенное транспортное средство в размере 396 022 руб. 00 коп.

26.12.2022 Алтынбаев И.С. обратился в филиал № 12 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением на обеспечение очередным транспортным средством взамен предыдущего транспортного средства (т. 1 л.д. 19-20).

На основании указанного заявления Алтынбаев И.А. был поставлен на учет по обеспечению транспортным средством в филиал № 12 регионального отделения с 01.01.2023 года.

К заявлению Алтынбаевым И.А. были приложены ПРП <...> от 09.04.2021 года (т. 1 л.д. 11-12), медицинское заключение <...> от 02.04.2021 с отметкой о медицинских показаниях к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией (т. 1 л.д. 15 -16), а также протокол врачебной комиссии от 07.04.2021 года (т. 1 л.д.13 - 14) с указанием нуждаемости Алтынбаева И.А. в транспортном средстве с ручным управлением.

Согласно ПРП <...> от 09.04.2021 в разделе 38 «Обеспечение транспортным средством» установлено: «Показано транспортное средство: Согласно п. 16 приложения № 2 Перечня медицинских показаний на получение инвалидами специального транспортного средства от 19.08.1970, утвержденных Приказом № 72 Министерства социального обеспечения РСФСР от 28.07.1982, имеются медицинские показания на обеспечение спец. автотранспортом с ручным управлением. Противопоказаний для управления транспортным средством не имеется. Мед. справка <...> от 02.04.2021. Срок проведения с 09.04.2021 - 01.05.2023».

Письмом от 27.12.2022 года Филиала №12 ГУ-Кузбасского РО Фонда социального страхования Российской Федерации Алтынбаев И.А. был проинформирован о невозможности его обеспечения транспортным средством с автоматической трансмиссией, ввиду того, что автомобили LADA Granta c автоматической трансмиссией в 2022 году не производились, в 2023 году такие автомобили производиться не будут. Ориентировочно производство возобновится не ранее первого квартала 2024 года. Алтынбаеву И.А. также была разъяснена возможность самостоятельного приобретения транспортного средства с последующим возмещением страховщиком расходов в сумме не более 651 000 рублей (т. 1 л.д. 23 – 24).

15.03.2023 года Алтынбаев И.А. обратился в Прокуратуру г. Прокопьевска с заявлением о нарушении своих прав со стороны ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу в части необеспечения его транспортным средством с автоматической трансмиссией (т. 1 л.д. 9-10).

05.06.2023 г. Алтынбаеву И.А. в бюро № 12 оформлена ПРП <...> в связи с последствиями производственной травмы головы от 21.05.1991г. Срок действия ПРП с 05.06.2023 бессрочно. В эту же дату (05.06.2023г.) проведена МСЭ в бюро № 10, оформлена ПРП <...> по двум страховым случаям: в связи с профессиональным заболеванием от ДД.ММ.ГГГГ и в связи с последствиями производственной травмы <...> от ДД.ММ.ГГГГ В ПРП определены медицинские показания на обеспечение транспортным средством. Тип управления транспортного средства указан: «автомобиль с обычным управлением», на срок с 01.06.2023 по 30.05.2024. Рекомендации в ПРП даны на основании Медицинского заключения серии <...> <...> от 02.04.2021г. Имеются медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией. Противопоказания к управлению транспортным средством отсутствуют. Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационного мероприятия: с 01.06.2023 по 30.05.2024. Модификация транспортного средства указана - «Автомобиль с обычным управлением», «С автоматической трансмиссией».

29.06.2023г. в бюро №10 Алтынбаеву И.А. оформлена ПРП, срок действия которой с 21.06.2023 по бессрочно по всем трем страховым случаям, с диагнозами:

<...>

<...>

<...>.

В числе реабилитационных мероприятий в ПРП определены медицинские показания на обеспечение транспортным средством. Тип управления транспортного средства (необходимая модификация) указан: «автомобиль с обычным управлением». Рекомендации в ПРП даны на основании Медицинского заключения серии <...> <...> от 02.04.2021г. Имеются медицинские показания к управлению транспортным средством. Противопоказания к управлению транспортным средством отсутствуют. Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационного мероприятия: с 21.06.2023 по 20.06.2024. Заключение о нуждаемости в транспортном средстве в ПРП дано на основании того же медицинского заключения, что и в предыдущей ПРП, модификация транспортного средства указана иная - «Автомобиль с обычным управлением», «С автоматической трансмиссией».

22.06.2023 года в Главное бюро МСЭ поступило обращение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее - ОСФР), с целью проверки обоснованности ранее вынесенных решений в отношении Алтынбаева И. А. в части разработки программы реабилитации пострадавшего и включении в них нуждаемости в обеспечении специальным транспортным средством. Алтынбаев И. А. был приглашен на медико-социальную экспертизу, назначенную на 10.07.2023 года, куда он не явился. В дальнейшем он был повторно приглашен на 24.07.2023 года, куда он также не явился. Поскольку действующими правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности предусмотрена обязательность очного проведения такого рода медицинской экспертизы, провести ее не представилось возможным, о чем было сообщено в ОСФР.

Определением суда от 24.10.2023 года по гражданскому делу по иску Прокурора города Прокопьевска Кемеровской области в интересах Алтынбаева И. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу района о понуждении к совершению действий была назначена медико-социальная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области-Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (650002, г.Кемерово, пр.Шахтеров, 14а).

На экспертизу в главное бюро гр. Алтынбаев И. А. представил оригиналы медицинских заключений формы <...> В/у «О наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами», выданные за период с 2017г. по 2022г.:

серия <...> <...> от 17.02.2017г.;

серия <...> <...> от 20.03.2019г.;

серия <...> <...> от 02.04.2021г.;

серия <...> <...> от 11.02.2022г.

Исследовав представленные документы, эксперты установили, что во всех медицинских заключениях медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами отсутствуют; медицинские ограничения к управлению транспортными средствами не указаны. Во всех медицинских заключениях формы <...> В/у в разделе "Медицинские показания к управлению транспортными средствами" ни один пункт из перечня не отмечен.

Заключение серии <...> <...> от 11.02.2022г. ранее в учреждения медико-социальной экспертизы представлено не было.

Таким образом, рекомендации транспортного средства, в ПРП <...> от «5» июня 2023 г. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы от «5» июня 2023 г. <...> и в ПРП <...> от «29» июня 2023 г. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы от «29» июня 2023 г. <...>, выданных бюро № 10, были даны на основании заключения формы <...> В/у серии <...> <...> от 02.04.2021г., которое утратило силу, в связи с выдачей гражданину Алтынбаеву И. А. нового заключения формы <...> В/у серия <...> <...> от 11.02.2022г., которое не было представлено гр. Алтынбаевым И.А. на экспертизу в бюро №10.

В связи с выявленными в ходе судебной медико-социальной экспертизы несоответствиями, установлены основания для оформления программы дополнительного обследования.

По результатам судебной медико-социальной экспертизы, с учетом данных, полученных в ходе выполнения программы дополнительного обследования, в соответствии с п. 16 Перечня медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением, утвержденного Минздравом СССР от 11.08.1970г., утвержденного приложением №2 к Приказу Министерства социального обеспечения РСФСР от 28.07.1982г. №72), эксперты пришли к выводу о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом Алтынбаевым И.А. транспортного средства за собственный счет либо других разрешенных законом источников, в связи с наличием тяжелой формы <...>

При ответе на поставленные судом вопросы, эксперты в экспертном составе № 4 главного бюро МСЭ пришли к следующим выводам:

- в 2021 г. имелись медицинские показания для внесения в Программу реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее - ПРП), Алтынбаева И.А. транспортного средства, согласно п. 16 (<...>) Перечня медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением, утвержденного приложением №2 к Приказу Министерства социального обеспечения РСФСР от 28.07.1982г. №72. При проведении медико-социальной экспертизы в бюро медико-социальной экспертизы №12 - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по Кемеровской области - Кузбассу" Минтруда России обоснованно определены медицинские показания на обеспечение специальным автотранспортом, согласно медицинскому заключению формы <...>-в/у серии <...> <...> от 02.04.2021г. «О наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами». 26.04.2021г. в бюро № 12 оформлена ПРП, карта <...> к акту освидетельствования <...> от "9" апреля 2021 г. в связи с профессиональным заболеванием от ДД.ММ.ГГГГ. В ПРП в числе реабилитационных мероприятий     обоснованно рекомендовано специальное транспортное средство. Согласно заключению формы <...> в/у серия <...> <...> от 02.04.2021г. отсутствуют медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами. Медицинских ограничений к управлению транспортными средствами не отмечено. Медицинские показания к управлению транспортными средствами (перечисленные в соответствующих графах медицинского заключения, установленной формы <...>-в/у): с ручным управлением, с автоматической трансмиссией, оборудованными акустической парковочной системой, с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения, с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха - не указаны.

- в 2023 г. имелись медицинские показания для внесения в ПРП Алтынбаева И.А. транспортного средства, согласно п. 16 (<...>) Перечня медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением, утвержденного Приложением №2 к Приказу Министерства социального обеспечения РСФСР от 28.07.1982г. №72. При проведении медико-социальной экспертизы в 2023 г. в бюро медико-социальной экспертизы №10 - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по Кемеровской области - Кузбассу" Минтруда России дважды определялись медицинские показания на обеспечение специальным автотранспортом, согласно медицинскому заключению формы <...>-в/у серии <...> <...> от 02.04.2021г. «О наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, обоснованно рекомендовалось специальное транспортное средство в ПРП <...> от «5» июня 2023 г. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы от «5» июня 2023 г. <...> и в ПРП №<...> от «29» июня 2023 г. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы от «29» июня 2023 г. <...>. Рекомендации в ПРП были даны на основании заключения формы <...> В/у серии <...> <...> от 02.04.2021г., которое утратило силу, в связи с выдачей гражданину Алтынбаеву И. А. нового заключения формы <...> В/у серия <...> <...> от 11.02.2022г., которое не было представлено гр. Алтынбаевым И.А. на экспертизу в бюро №10. Согласно заключению формы <...> В/у серия <...> <...> от 11.02.2022г., представленному в экспертный состав № 4 главного бюро для проведения судебной медико-социальной экспертизы, также отсутствуют медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами. Медицинских ограничений к управлению транспортными средствами не отмечено. Медицинские показания к управлению транспортными средствами (перечисленные в соответствующих графах медицинского заключения, установленной формы <...>-в/у): с ручным управлением, с автоматической трансмиссией, оборудованными акустической парковочной системой, с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения, с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха - не указаны.

Вопросы суда по номерами 3 и 4 остались без ответа, поскольку в компетенцию учреждений медико-социальной экспертизы не входит медицинское освидетельствование водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) и выдача медицинских заключений о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (форма <...>-В/у). Однако экспертами внимание суда обращено на тот факт, что, согласно медицинским заключениям формы <...>-В/у, представленным на медико - социальную экспертизу, раздел Медицинского заключения «Медицинские показания к управлению транспортными средствами» не содержит отметок о наличии медицинских показаний какой-либо из вышеперечисленных пяти категорий.

При ответе на 5 вопрос, эксперты пришли к выводу о том, что в разделе «Медицинские показания к управлению транспортными средствами» медицинского заключения формы <...> В/у серии <...> <...> от 02.04.2021г., с учетом которого разрабатывалась ПРП в 2021г. и в 2023г., не содержится отметка, свидетельствующая о наличии медицинских показаний к управлению транспортным средствами в строке: «С автоматической трансмиссией», следовательно, показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией отсутствуют.

Вышеуказанное заключение экспертов суд признает допустимым и достоверным доказательством, данное заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК Российской Федерации, содержит подробные этапы и описание проведенного исследования и сделанные в результате него выводы, обоснование полученных результатов, заключение основано на собранной фактической информации, компетенция экспертов позволяет проводить такие экспертизы, и согласуется с иными исследованными доказательствами по делу.

С учетом установленных судом фактических обстоятельств того, что Рекомендации в ПРП <...> от «5» июня 2023 г. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы от «5» июня 2023 г. <...> и в ПРП <...> от «29» июня 2023 г. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы от «29» июня 2023 г. <...>, выданных бюро № 10, были даны на основании заключения формы <...> В/у серии <...> <...> от 02.04.2021г., которое утратило силу, в связи с выдачей гражданину Алтынбаеву И. А. нового заключения формы <...> В/у серия <...> <...> от 11.02.2022г., которое не было представлено гр. Алтынбаевым И.А. на экспертизу в бюро №10, судом истцу было предложено представить обновленную Программу реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания с учетом медицинского заключения формы <...>-в/у «О наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами», содержащего отметки о наличии медицинских показаний какой-либо пяти категорий раздела Медицинского заключения «Медицинские показания к управлению транспортными средствами».

Поскольку одним из условий оплаты страховщиком расходов на обеспечение застрахованного лица очередным транспортным средством является отсутствие противопоказаний к его вождению, судом истребована информация от ГБУЗ «Прокопьевский наркологический диспансер», согласно ответу которого, Алтынбаев И. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится под диспансерным наблюдением у врача-психиатра-нарколога с 25.01.2024 года с диагнозом: «<...>». На данный момент ремиссия составляет 9 месяцев. Дата начала ремиссии 25.01.2024 года, выставлена ремиссия 3 месяца. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, являются противопоказанием к управлению ТС (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, пункт 7 которого предусматривает, что психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по Международной классификации болезней (МКБ-10) F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления), являются противопоказаниями для управления транспортным средством.

Исходя из положений пункта 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н (далее - Порядок), решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия при наличии подтвержденной стойкой ремиссии.

В силу п. п. 2 п. 12 Порядка решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия у пациентов с диагнозом "употребление с вредными последствиями" подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.

Доказательств снятия Алтынбаева И.А. с диспансерного учета на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровление), как предусмотрено действующим законодательством, материалы дела не содержат. Отсутствие заключения врачебно-консультативной комиссии медицинского учреждения о снятии Алтынбаева И.А. с учета свидетельствуют об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание заключение экспертов об отсутствии у Алтынбаева И.А. показаний к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией, с учетом установленного судом в ходе рассмотрения гражданского дела медицинского противопоказания у Алтынбаева И.А. к управлению транспортным средством, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных прокурором требований и об отказе в их удовлетворении в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Прокурору города Прокопьевска Кемеровской области в интересах Алтынбаева И. А. в удовлетворении требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о понуждении к совершению действий, в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рудничный районный суд г.Прокопьевска Кемеровской области.

Судья:         подпись             В.Ю. Ортнер

Мотивированное решение изготовлено 08.08.2024 года.

Судья:         подпись             В.Ю. Ортнер

2-71/2024 (2-1311/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Алтынбаев Исмагил Алешевич
Прокурор г. Прокопьевска Кемеровской области-Кузбасса
Ответчики
Государственный внебюджетный фонд - Отделение Фондапенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу
Другие
Министерство социальной защиты населения Кузбасса
ГАУЗ "Прокопьевская городская больница"
ФКУ «Главное бюро МСЭ по Кемеровской области – Кузбассу» Минтруда России
Суд
Рудничный районный суд г. Прокопьевск Кемеровской области
Дело на сайте суда
rudnichniy.kmr.sudrf.ru
05.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2023Передача материалов судье
06.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2023Подготовка дела (собеседование)
30.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.07.2023Предварительное судебное заседание
11.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.09.2023Предварительное судебное заседание
24.10.2023Судебное заседание
02.05.2024Производство по делу возобновлено
03.06.2024Судебное заседание
24.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Судебное заседание
08.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее