Дело № 2а-273/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Никулина М.О.,
при ведении протокола помощником судьи Афанасьевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
19 января 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Погорелюка Артема Сергеевича к ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
установил:
Погорелюк А.С. обратился с административным иском о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 3000000руб.
В обоснование указал, что по прибытии в ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Коми <...> г. года у него изъяты личные вещи: х/б костюм установленного образца, зимние брюки. Далее, с <...> г. года распределен в секцию № .... отряда № ...., где находился до <...> г. года в ненадлежащих условиях: на площади секции в .... м? проживало 48 человек, двухъярусные кровати скрипят, чем нарушали право на восьмичасовой сон; осыпалась побелка, оконные рамы плотно не закрывались, продувало, не все окна имеют остекление.
В <...> г. года переведен в секцию ...., площадь которой составляла .... м? при размещении 44 человек, в настоящее время 42 человека, из-за размещения мебели нехватка личного пространства, расположение кроватей и их состояние также нарушает право на сон, на личное пространство.
В секциях отряда отсутствует принудительная вентиляция, нехватка сантехнических приборов (7 унитазов на 130-140 человек), длительное время не было 3-х писсуаров, не работали писсуары, в настоящее время 6 писсуаров, между ними отсутствуют экраны; унитазы не имеют стульчаков, не работает механизм для смыва; не подведено горячее водоснабжение в отряд, из 10 кранов работают 6, нехватка умывальников; антисанитарное состояние помещений уборных и самих унитазов, уборка проводится поверхностная, моющие средства не выдавались; нет системы обогрева в умывальной комнате и уборной; отсутствуют душевые кабины и места для помывки в отряде ....; в ночное время отключалась холодное водоснабжение, в дневное время также происходило отключение водоснабжения или напор воды был слабый; недостаточное освещение.
Отсутствует место для уединения, комната для написания обращений и писем; в комнате для просмотра телевизора недостаточно посадочных мест: на 130-140 человек всего 47 посадочных мест; на крыше отряда и столовой не установлены снегозадержатели.
В столовой не давали положенные продукты: 100 гр молока, 35 гр маргарина, мяса в пище нет либо его не хватает по норме, мясо не выдается индивидуально, лишь используется при приготовлении супа или гарнира, чем нарушается положенная норма; свежие овощи выдали всего 3 раза, свежие фрукты не выдавали; в столовой для общего пользования нет горячей воды для мытья рук и ложек.
В отряде .... имеется 1 электроплита, чайник, нет микроволновой печи. В банном комплексе отсутствует унитаз с условиями приватности и умывальник, унитаз установлен лишь в служебном помещении. В душевой между лейками установлены перегородки в 1 м, что не обеспечивает приватность. Время, отведенное для помывки после построения, не хватает (с 9.30 до 11 часов) для помывки всего отряда при наличии всего 10 леек, маленькое помещение душевой (40 м?).
Из-за звуков сирены нарушается право на восьмичасовой сон, право на тишину, вызывает беспокойство, также по громкоговорителю включают музыку для зарядки, также делают замечания другим осужденным по нему, из-за ненадлежащего качества громкоговорителя нарушается право на защиту от шума.
Окна в комнате для длительных свиданий закрыты или закрашены, что исключает проникновение дневного и солнечного света, в коридоре пол имеет возвышенность в виде порога, приезжающие на свидание родственники могут не заметить его. Отсутствует прогулочный дворик и возможность беспрепятственного выхода на улицу, ночью также срабатывала сирена, отсутствует место для курения; 1 телевизор на всех.
Также ненадлежащие условия содержания в комнате для краткосрочных свиданий: комната предназначена на 1 человека по площади, на окнах установлены решетки.
Нарушения установлены также специализированной прокуратурой в частности, отсутствие горячей воды, нехватка сантехнических приборов, приборов приватности, недостаточное освещение, наличие грибка на батареях в столовой, налет на унитазах, что нарушает право на санитарную безопасность, на допустимый уровень безопасности.
Определением суда от 22 декабря 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России.
Истец требования поддержал.
Представитель ответчиков – ФКУ ИК-.... УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России просила в требованиях отказать, ранее представила отзыв.
Выслушав стороны, исследовав материалы, фотоматериалы, суд установил следующее.
<...> г. Погорелюк А.С. прибыл в ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Коми из ФКУ ИК УФСИН России по Республике Коми.
Административный истец указывает, что при прибытии у него изъяли х/б костюм и зимние брюки.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии с пунктом 6 Правил после уточнения данных прибывшие в исправительное учреждение осужденные подвергаются личному обыску, а принадлежащие им вещи взвешиваются и досматриваются. Вещи и предметы, продукты питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать в соответствии с перечнем вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приложение № 1), а также вещи, предметы, продукты питания, превышающие 50 кг, изымаются в порядке, определенном в главе XI Правил. По результатам изъятия составляется соответствующий акт.
Решение об изъятии вещей сверх установленного веса принимается дежурным помощником начальника исправительного учреждения (дежурным помощником начальника колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения (больницы, тюрьмы, следственного изолятора), а вещи, сдаваемые на склад для хранения, определяются осужденными.
Из попутной ведомости убывших осужденных из ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Коми следует, что костюм х/б выдан <...> г. (2 шт.), <...> г. (1 шт.), шаровары ватные <...> г., <...> г., в ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Коми выданы брюки утепленные <...> г. (1 шт.), костюм х/б <...> г. (1 шт.).
При этом из карточки .... не следует, что по прибытии у истца изъяты костюм и зимние брюки, личные вещи изъяты <...> г. и <...> г., из перечисленных вещей имелись лишь с/брюки черные и летние, зимние брюки и х/б костюмы не указан среди них. Довод не нашел своего подтверждения, сведений об изъятии вещей и сдача их на склад не имеется.
Напротив, из попутной ведомости и лицевого счета следует, что такие вещи выдавались в соответствии с Приказом Минюста России от 3 декабря 2013 года № 216, которым утверждены Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах вместе с «Порядком обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», «Правилами ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях».
Доводы о нарушениях в этой части не подтверждены.
Административный истец определен в секцию .... отряда .....
Согласно техническому паспорту блока общежития отряд .... расположен в здании, имеет 3 спальных помещения, площадь спального помещения (секция ....) составляет ...., секция .... – .....
Также из справки от <...> г. следует, что среднесписочное количество с <...> г. по настоящее время составляло в секции .... до 43 человек, в секции .... до 43 человек.
В то же время, специализированной прокуратурой в адрес начальника учреждения <...> г. (в период нахождения истца в секции .... отряда
....) внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства. В представлении указано, что в отряде .... секции .... жилая площадь составляет ...., в которых содержатся 47 осужденных, в секции .... ....) содержится 44 осужденных, соответственно, по мнению прокурора норма жилой площади на одного человека составляла в указанный период 1,9 м?.
Несмотря на то, что в период проживания в секции .... отряда .... минимальная норма жилой площади на 1 осужденного не соблюдалась в спальном помещении, судом учтено следующее.
Осужденные отбывают уголовное наказание в блоке общежития, в котором помимо спальных помещений, имеются вспомогательные (каптерка, сушилка, коридор, умывальная, туалет, лестничная клетка, комната быта, воспитательной работы, комната приема пищи) с учетом площади которых и количества среднесписочного состава осужденных, суд приходит к выводу, что норма жилой площади соответствовала нормам действующего законодательства. При этом размещение мебели и инвентаря в спальном помещении, вопреки мнению административного истца, не является нарушением его личного пространства, поскольку административный истец не находился в запираемом помещении, а отбывал уголовное наказание в обычных условиях, где имеется возможность пользоваться всеми помещениями общежития и локального участка.
Расположение двухъярусных кроватей вплотную не свидетельствует о том, что административный истец был лишен индивидуального спального места, довод о том, что кровати скрипят, чем нарушается непрерывный сон истца, суд не принимает в качестве ненадлежащих условий, поскольку не свидетельствует о нарушении прав истца на пространство, на нарушение его права на сон, на стесненные условия отбывания наказания с учетом специфики учреждения, количества проживающих в помещениях общежития.
Довод о недостатках оконных рам, побелки в секции .... отряда .... в период с <...> г. года не нашел своего подтверждения, недостатки в виде отсутствия стекол в секции .... отражены в представлении специализированного прокурора в <...> г. года, при том, что с <...> г. года содержался в секции .....
В представлении от <...> г. также указано, что в отряде .... на 134 осужденных установлено 8 унитазов, 3 писсуара, 2 ножные ванны, в отзыве представитель административных ответчиков указывает, что писсуаров установлено 6, по три в каждой уборной.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года № 1454/пр утвержден Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее – Свод правил).
В таблице 14.3 Свода правил указано, что уборную общежитий исправительных колоний необходимо оборудовать 1 унитазом и 1 писсуаром, 1 умывальником на 15 осужденных, (при максимальном размещении, на что ссылается истец и указано в предписании: 134 / 8 = 17 человек, что менее установленной нормы, 134 человека / 3 писсуара = по 45 человек на писсуар, при наличии писсуаров в количестве 6 штук, имеется их нехватка, 134 / 10 = 14 человек на 1 умывальник). Соответственно имелась нехватка сантехнических приборов (унитаза и писсуара) для оборудования достаточным количеством по нормативам, нехватка умывальников не установлена. Данных об исполнении предписания представителем ответчиков не представлено. Даже при размещении осужденных в количестве 129-131 человек, на что указано в справке о среднесписочном количестве имелась нехватка после внесения представления по декабрь 2021 года.
Наряду с этим подтвержден довод о ненадлежащем состоянии сантехнических приборов в отряде ...., поскольку в представлении прокурора от <...> г. года установлено, что в туалете отряда .... писсуары/унитазы находятся в нерабочем состоянии; в представлении от <...> г. года зафиксировано, что в туалете отряда .... писсуары/унитазы находятся в нерабочем состоянии, черный налёт, сливные бачки требуют замены комплектующих деталей, отсутствуют крышки, умывальники протекают.
В соответствии с пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, в исправительном учреждении обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических - и противоэпидемических норм и требований.
Отсутствие стульчака на унитазе и экранов между писсуарами не свидетельствуют о ненадлежащих условиях содержания административного истца в исправительном учреждении, поскольку до суда не доведены обстоятельства каким образом права осужденного попраны в таком случае.
Довод об отсутствии обогревательных отопительных приборов в спальных помещениях отрядов и местах общего пользования подтверждается представлением прокурора от <...> г.. При этом в период, когда проводилась прокурорская проверка, установлено, что температурный режим ниже положенного, а в ночное время не превышает 7-10 С?.
В пункте 19.2.5 Свода правил установлено, что подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Доказательств того, что подводку горячей воды невозможно осуществить по обстоятельствам, не зависящим от исправительной колонии, не представлено.
Вступившим в законную силу решением Ухтинского городского суда Республики Коми по делу .... от <...> г. на ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Коми, УФСИН по Республике Коми возложена обязанность обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ОСУОН, всех камер ШИЗО/ПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки, ванны, душевые, сетки) горячим водоснабжением. В случае недостаточности средств у ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Коми на проведение указанных мероприятий возложить на ФСИН России обязанность выделить необходимые для их проведения денежные средства. Определением суда от <...> г. года на исполнение решения суда предоставлена отсрочка до <...> г. года.
Таким образом, довод административного истца о нарушении его прав со ссылкой на отсутствие горячего водоснабжения в отряде .... нашел свое подтверждение.
Согласно пункту 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных. Не предоставление помывки в банно-прачечном комплексе по такому графику для обеспечения минимальным объемом санитарно-гигиенических условий не может быть компенсировано предоставлением бытовых кипятильников и чайников, при условии, что наличие душевой и места для помывки в местах общего пользования не предусмотрено Сводом правил.
Отключение в период с 22.00 часов до 06.00 часов холодного водоснабжения нашло свое подтверждение в представлении прокурора от <...> г., при этом стороной административных ответчиков не оспаривается данный факт. Объяснение этого нарушения необходимостью проведения текущих плановых работ и технического обслуживания в отсутствие утвержденного графика ремонтных работ судом не принимается.
Относительно довода о недостаточном освещении в отряде суд отмечает следующее.
Из отзыва следует, что в отряде .... установлено следующее освещение: туалет – светильник ЛПО Standart 218-21 (4 шт мощность 18Вт*2 1350Lm – каждый светильник), коридор – светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (2 шт мощность 36Вт каждая), помещение для приема пищи – коридор – светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (2 шт мощность 36Вт каждая), комната отдыха (воспитательной работы с осужденными) – коридор – светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (3 шт мощность 36Вт каждая), спальные помещения - светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (12 шт мощность 36Вт каждая).
При рассмотрении дела .... ответчиком представлены акты замеров уровня освещенности в жилых секциях отряда № .... за <...> г. года, показатели освещенности секции .... отряда ...., в которой содержался истец до <...> г. года составляли от 121 и выше Лк, при норме освещения в жилом помещении 150 Лк в соответствии с пунктом 3.2.1 таблицы № 1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 от 6 апреля 2003 года), действовавших до 28 февраля 2021 года, а также в соответствии с таблицей 5.52 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», действовавшего с 1 марта 2021 года.
Также в представлении прокурора от <...> г. в секции .... отряда .... (период проживания истца) отмечена недостаточная освещенность, не работает необходимое количество осветительных приборов в комнате отдыха отряда ..... Следовательно, довод о недостаточном освещении нашел свое подтверждение.
Секции отряда .... оборудованы принудительной вентиляцией, что следует из видеоматериала, также имеется возможность проветривания через оконные проемы и двери, нарушений со стороны специализированной прокуратуры не установлено.
Довод истца о недостаточном количестве посадочных мест для просмотра телевизора нашел свое подтверждение в представлении прокурора от <...> г..
В соответствии с техническим паспортом здания, комната воспитательной работы отряда ...., в которой имеется телевизор, составляет площадь .... м?.
Согласно пункту 8 таблицы 14.3 Свода правил комната воспитательной работы, групповой психологической работы с осужденными должна быть не менее 0,4 м? на одного осужденного, но не менее 30,0 м?.
Учитывая, что в отряде .... отбывают наказание осужденных в максимальном количестве 134 человек, площадь комнаты воспитательной работы должна составлять не менее .... м?.
Представитель ответчиков указывает, что в комнате установлено 44 скамеек, каждая рассчитана на 4 места, при этом из представления прокурора следует, что имеется нехватка посадочных мест, в опровержение в материалы дела не представлены иные доказательства, представленная бухгалтерская ведомость не свидетельствует о размещении скамеек в комнате воспитательной работы, что также не следует из фотоматериалов.
Оборудование для осужденных отдельными комнатами для уединений, для написания писем и жалоб законодательством, Сводом правил не предусмотрено. Написать корреспонденцию осужденные могут в иных помещениях отряда, в том числе в спальном помещении.
Отсутствие снегозадержателей на крышах зданий исправительного учреждения подтверждено в ходе прокурорской проверки, что также не оспаривается представителем ответчиков.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено оборудование крыши зданий конструктивными элементами (снегозадержателями) во избежание опасности для здоровья и жизни, получении травм осужденными, сотрудниками колонии в результате скольжения осадков (снега) с крыши зданий.
На крыше здания, в котором расположен отряд .... и столовой отсутствует снегозадержатель с <...> г. года.
Отсутствие снегозадержателей на крыше здания отряда и столовой представляет собой опасность для здоровья и жизни, получении травм осужденными в результате скольжения осадков (снега) в крыши здания, а также свидетельствуют о нарушении условий содержания административного истца.
Погорелюк А.С. в качестве ненадлежащих условий содержания указывает, что в столовой не обеспечивали продуктами питания по норме: 100 гр молока, 35 гр. маргарина, мяса в пище нет либо его не хватает по норме, мясо не выдается индивидуально, лишь используется при приготовлении супа или гарнира, чем нарушается положенная норма; свежие овощи выдали всего 3 раза, свежие фрукты не выдавали; в столовой для общего пользования нет горячей воды для мытья рук и ложек, грибок на батареях в столовой.
Питание осужденным, обеспечивается три раза в сутки в установленное графиком время в соответствии с минимальными нормами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года № 205. При этом Приказом ФСИН России от 02 сентября 2016 года № 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в соответствии с которым требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов, составляется на неделю отдельно по каждой норме питания и утверждается начальником учреждения.
Представителем ответчиков представлена раскладка продуктов, акты контрольно-показательной варки пищи, проведенные в столовой, из которых следует, что положенные в сутки молоко 100 гр., маргарин 35 гр. выдавались, при этом в графе маргарин указывалось: маргарин/сало/жиры.
Мясо выдавалась в виде мяса курицы, мяса говядины, тушенки из говядины, также происходила замена на сосиски. Мясо выдавалось в качестве основного блюда с гарниром, при этом супы готовились на бульоне. При этом выдача свежих фруктов не предусмотрена, лишь в виде сухофруктов. Овощи в минимальной норме питания не конкретизированы, из раскладки продуктов следует, что свежие овощи используются при приготовлении первых и вторых блюд.
Сведений о подведении горячего водоснабжения к умывальникам в столовой для осужденных стороной административных ответчиков не представлено, поэтому довод административного иска в этой части не опровергнут. Кроме того, из представления прокурора от <...> г. следует, что отсутствует горячая вода для осужденных в столовой, также на батареях грибок и плесень.
Из справки о санитарно-гигиеническом состоянии помещений за <...> г. года от <...> г. следует, что санитарное состояние столовой удовлетворительное, что свидетельствует об устранении нарушения.
Согласно положениям Приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 предусмотрен электрокипятильник, наличие электрического чайника и микроволновой печи, электрической плиты не предусмотрено в комнате для хранения продуктов и приема пиши, плита электрическая предусмотрена лишь на кухне, наличие кухни в общежитии отряда с обычными условиями отбывания наказания согласно Своду правил не предусмотрено. При этом Сводом правил предусмотрено, что в комнате для хранения продуктов питания и приема пищи устанавливаются: бытовая электроплита; электрокипятильник. Микроволновая печь, чайник не предусмотрены.
Согласно таблице 14.12 Свода правил бани-санпропускники следует оборудовать в уборную 1 унитазом и 1 умывальников в тамбуре. Погорелюк А.С. в качестве нарушения указывает, что доступ в уборную ограничен, приходиться для отправления естественных нужд идти до общежития отряда.
Доказательств того, в том числе фотоматериалов, о возможности посещать уборную осужденными не представлено.
В мыльной бани обязательно устанавливаются водоразборные колонки (одна на каждые 6 мест) и душ (один на 12 мест) (пункт 3.15 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных от 08 ноября 2001 года № 18/29-395, утвержденная Минюстом России).
Как следует из фотоматериалов, в банно-прачечном комплексе установлены 10 душевых, при этом представитель административных ответчиков указывает, что в помещение для помывки одновременно входят не более 10 человек, при 130-140-человек отряда осуществляется 13-14 заходов в течение 1,5 часов, при этом раздевалка размещена отдельно от помещения для помывки.
Начальником исправительного учреждения утвержден график работы банно-прачечного комплекса, время и день недели установлен по отрядам, карантинного отделения, также график стирки.
Изолированные друг от друга помывочные не предусмотрены, в связи с чем отсутствие достаточной приватности между лейками в банном комплексе суд не принимает в качестве ненадлежащих условий содержания.
Срабатывание сирен, сигнализации, речь из громкоговорителя является частью механизма, обеспечивающего безопасность осужденных, персонала учреждения, в целом режима содержания, чем не нарушается право истца от шума, право на тишину.
Подпункт 4 пункта 30 приказа Министерства юстиции РФ от 4 сентября 2006 года № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» содержит указание на то, что окна зданий (жилые, коммунально-бытовые, производственные здания и другие постройки), обращенные в сторону запретной зоны объекта, в необходимых случаях оборудуются металлическими решетками, а стекла окрашиваются.
Пунктом 37 раздела 5 указанных Наставлений предусмотрено, что на окнах комнат свиданий устанавливаются металлические решетки. Окна блокируются датчиками охранных извещателей, данные оборудования надзора предусмотрены для комнат для проведения длительных и краткосрочных свиданий.
Поскольку КДС выходят на запретную зону, то они на окнах установлены решетки, а стекла окрашены. Наличие возвышенности в виде порога на полу в помещении КДС не свидетельствует о нарушении условий содержания истца, сведений о получении травмы, иных обстоятельств, заслуживающих проверки, до суда не доведено.
Отсутствие дворов для прогулок с прибывающими родственниками для проведения длительных свиданий не свидетельствует о нарушении прав истца, поскольку предоставление длительных свиданий и создание условий, в первую очередь, направлены на соблюдение прав осужденных на их общение и поддержание связи с родственниками в условиях изоляции. Оборудование прогулочным двориком данных помещений действующей нормативной документацией не предусмотрено, при этом место для прогулочного дворика отряда имеется.
Место для курения определено приказом врио начальника ИУ, так для осужденных отряда .... определена оборудованная беседка от административного штаба в жилой зоне, родственники осужденного имеют возможность пройти через КПП в отведенное для этих целей место.
Наличие телевизора в помещениях для длительных свиданий приложением А Свода правил не предусмотрено, в связи с чем довод о недостаточном их количестве не может являться нарушением прав истца.
В таблице 14.5 Свода правил указано, что площадь комната для проведения краткосрочных свиданий должна составлять 3,8 м? на одно место для проведения краткосрочных свиданий (одного осужденного с посетителем или двумя посетителями).
Представителем административных ответчиков не представлена техническая документация относительно помещений для проведения краткосрочных свиданий, однако при этом материалы дела не содержат сведений о внесении представлений со стороны специализированной прокуратуры в адрес начальника исправительного учреждения по вопросу нехватки площади, оборудования помещений для проведения краткосрочных свиданий.
В силу части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (части 1 и 2 статьи 10 УИК РФ).
Исходя из части 1 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 УИК РФ).
Из пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Доводы административного истца о ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении подтвердились в части касающейся: нарушения температурного режима вне отопительного сезона; нехватки сантехнических приборов (унитазов, писсуаров); состояния санитарно-гигиенических приборов; отключения холодного водоснабжения; отсутствия горячего водоснабжения в отряде и в столовой; недостаточного освещения в отряде; недостаточного количества посадочных мест в помещении воспитательной работы; отсутствие снегозадержаталей на крыше отряда и столовой; отсутствие доступа осужденных к унитазу и умывальнику в банно-прачечном комплексе; нарушение санитарного состояния в столовой (грибок на батареях).
Подобные нарушения являются отклонением от действующих санитарных норм и материально-бытовых правил, правил безопасности, притом, что данные несоответствия не могут быть компенсированы каким-либо образом кроме как обеспечением осужденного минимальным объемом, установленным стандартами. Данные нарушения подлежат денежной компенсации, поскольку права административного истца были ограничены в большей степени, чем предусмотрено действующим законодательством.
В остальной части доводы административного истца о наличии недостатков не подтвердились, в связи с чем оснований для взыскания денежной компенсации не имеется.
Вышеуказанные нарушения имели место в исправительном учреждении, поэтому приняв во внимание характер и продолжительный период нарушений (с <...> г. по <...> г. (дата поступления иска в суд), обстоятельства, при которых они допущены, их последствия для административного истца, который претерпевал неудобства, испытал чувство несправедливости и незащищенности от неправомерных действий администрации исправительного учреждения, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению ввиду незаконности условий содержания административного истца в исправительном учреждении со взысканием в пользу административного истца с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации компенсации в размере 30000руб.
Поскольку по административному иску о компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении от имени Российской Федерации в суде выступает непосредственно Федеральная служба исполнения наказания России, как главный распорядитель бюджетных средств, в иске к ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Коми следует отказать.
Руководствуясь статьями 219, 227.1 КАС РФ,
решил:
Удовлетворить частично административное исковое заявление Погорелюка Артема Сергеевича.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Погорелюка Артема Сергеевича компенсацию в размере 35000руб. за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания в отряде № .... исправительного учреждения с <...> г. года.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Оставить без удовлетворения административный иск Погорелюка Артема Сергеевича к ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Коми, а также к ФСИН России о денежной компенсации в заявленном размере.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий-
Мотивированное решение составлено 2 февраля 2022 года.
Судья- М.О. Никулин