Петрозаводский городской суд РК Дело №12-444/2023
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 УИД 10RS0011-01-2023-004714-77
Р Е Ш Е Н И Е
30 июня 2023 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс» - Кашкаревой Е.В. на постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Петрова С.В. №88/АП-07/2023-Пс от 13 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении
Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс» (далее – ГУП РК «Карелавтотранс», Предприятие), ИНН 1001000936, ОГРН 1021000529681, дата государственной регистрации 27 ноября 1992 года, юридический адрес: г.Петрозаводск, ул.Чапаева, д.3,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Петрова С.В. №88/АП-07/2023-Пс от 13 апреля 2023 года ГУП РК «Карелавтотранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Защитник ГУП РК «Карелавтотранс» - Кашкарева Е.В., действующая на основании доверенности, обратилась с жалобой в суд, согласно которой просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В обоснование заявленных требований указывает, что во исполнение Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» приказом Минтранса России от 19 июля 2012 года №243 утвержден «Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных» (далее – Порядок); вопросы обеспечения передачи данных и сроков предоставления регулируются п.п.7, 30 Порядка. С целью исполнения требований Закона 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года, Указа Президента РФ от 31 марта 2010 года №403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», Приказа Минтранса России №243 от 19 июля 2012 года (далее – Приказ Минтранса РФ), Распоряжения Правительства РФ от 30 июля 2010 года №1285-р об утверждении Комплексной программы безопасности населения на транспорте ГУП РК «Карелавтотранс» заключен договор (далее – Договор) с ООО «КВЦ-сервис» от 30 ноября 2020 года №79-21, предметом которого является оказание услуг в целях исполнения Приказа Минтранса РФ по предоставлению сведений о Персональных данных пассажиров и персонале (экипаже) транспортных средств, полученных из АСПБ, установленных на объектах Заказчика, в ЕГИС ОТБ, входящих в состав ЕГИС ОТБ. В соответствии с условиями Договора (п.п. 3.1.3, 5.2) исполнитель обеспечивает штатную работу средств обеспечения информационного взаимодействия в пределах своей зоны ответственности, а также оперативное устранение сбоев в его работе. Зоной ответственности исполнителя являются программно-технические средства информационного взаимодействия, входящие в состав его информационной системы, а также каналы передачи данных от информационной системы исполнителя до внешнего интерфейса ЕГИС ОТБ. Заявитель полагает, что ответственность за передачу данных в ЕГИС ОТБ, а также за сбои в работе и передачу данных в соответствии с договорными обязательствами лежит на ООО «КВЦ-сервис», учитывая, что со стороны ГУП РК «Карелавтотранс» намерений на непредставление данных или их сокрытие не было, что подтверждается посадочной ведомостью №00201319/02 от 19 февраля 2023 года в 21:30. Таким образом, считает, что в действиях привлекаемого лица отсутствует вина как обязательный признак состава административного правонарушения, учитывая, что был заключен указанный выше договор с ООО «КВЦ-сервис» - профессиональной организацией, занимающейся разработкой и сопровождением систем автоматизированной продажи билетов на автовокзалах. В случае признания юридического лица виновным в совершении вменяемого правонарушения просит учесть характер правонарушения, роль правонарушителя, а также то, что действиями (бездействиями) ГУП РК «Карелавтотранс» вред не был причинен, тяжкие последствия отсутствовали, то есть вменяемое правонарушение не представляло существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, вследствие чего административное правонарушение может быть признано малозначительным. В случае признания правонарушения малозначительным, просила суд освободить ГУП РК «Карелавтотранс» от административной ответственности, объявив предупреждение.
Законный представитель ГУП РК «Карелавтотранс» в судебное заседание не явился, извещен о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом.
Защитник ГУП РК «Карелавтотранс» - Кашкарева Е.В. в судебном заседании поддержала доводы жалобы, указав, что договор №79-21 от 30 ноября 2020 года был заключен по типовой форме, согласно п.3.2.1 данного договора лицо, ответственное за реализацию данного договора, заказчиком – ГУП РК «Карелавтотранс» - не назначалось, так как занесением сведений в базу данных занимаются кассиры, которые продают билеты, при этом сведения немедленно отправляются и дублируются на бумажном носителе, учитывая, что в их должностных обязанностях не прописано, кто является ответственным за данный раздел работы. Пояснила, что все данные передаются автоматизировано и их передачу невозможно отследить, поэтому нет смысла назначать лицо, которое могло бы контролировать данный процесс. Указала, что водитель после смены сдает контрольно-кассовый аппарат кассиру билетно-кассового отдела, который снимает с него информацию, автоматически поступающую в базу данных. Просила учесть, что умысла скрыть, что в автобусе перевозилось еще два пассажира у Предприятия не было, учитывая, что все данные всегда исправно передаются. Дополнила, что сотрудники Предприятия не выявляли сбоев в передаче данных в спорный период.
В судебное заседание защитник Кивильша Д.А., действующий на основании доверенности, не явился, ранее в судебном заседании 30 мая 2023 года поддержал доводы жалобы, указав, что ГУП РК «Карелавтотранс» самостоятельно передать сведения в базу данных не может, так как не имеет к ней доступа, которым на основании договора от 30 ноября 2020 года обладает специализированная организация ООО «КВЦ-Сервис», собирающая обобщенные данные и направляющая их в зашифрованном виде в базу ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Пояснил, что Предприятием была предоставлена посадочная ведомость, согласно которой в автобусе должно было находиться 15 пассажиров, но фактически были переданы персональные данные на 13 человек, выяснить чьих данных не хватает, не представляется возможным, так как эта информация закрытая и находится под контролем ФСБ. Дополнил, что специалистов по обслуживанию сервера, на который поступает информация из билетных касс, в ГУП РК «Карелавтотранс» нет, поскольку информация передается в базу автоматически после оформления билета, которую ООО «КВЦ-Сервис», имеющее лицензию на данный вид деятельности, передает в базу ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».
Представитель Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, административный орган извещен о времени, дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Главный государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Петров С.В. в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании 14 июня 2023 года, являясь представителем административного органа на основании доверенности, возражал против удовлетворения жалобы и поддержал свои письменные возражения (л.д.70-71), полагая обжалуемое постановление законным и обоснованным. Указал, что доводы ГУП РК «Карелавтотранс» о том, что ответственность за передачу данных в ЕГИС ОТБ, а также за сбои в работе и передачу данных в соответствии с договорными обязательствами лежит на ООО «КВЦ-сервис», являются несостоятельными, в связи с тем, что ООО «КВЦ-сервис» обеспечивает штатную работу средств обеспечения информационного взаимодействия в пределах своей зоны ответственности, согласно п.3.2.2 Договора №79-21 от 30 ноября 2020 года оформление пассажирских перевозок и соответственно внесение полной и достоверной информации о персональных данных пассажиров и персонала (экипажа) в базу данных автоматизированной системы продажи билетов (АСПБ) лежит полностью на ГУП РК «Карелавтотранс». Кроме того, указал, что совершенное ГУП РК «Карелавтотранс» правонарушение не может быть отнесено к категории малозначительного, так как квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается прежде всего в пренебрежительном отношении к формальным требованиям публичного права. Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения ст.2.9 КоАП РФ в ходе производства дела, не выявлены. Дополнил, что административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, однако несоблюдение требований в области обеспечения транспортной безопасности влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, поскольку снижает состояние защищенности ОТИ и ТС от АНВ, в том числе, террористических актов, в связи с чем основания для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением отсутствуют. Федеральным законом №16-ФЗ от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» (далее – Закон №16-ФЗ) установлены правовые и организационные основы транспортной безопасности с целью предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. Полагал, что выявленные нарушения посягают на установленный указанными нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в области обеспечения транспортной безопасности и ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объект транспортной инфраструктуры (в том числе на транспортных средствах) создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций, а также нарушает конституционные права граждан (неопределенного круга лиц) на безопасные условия жизни.
Заслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, обозрев материалы дела об административном правонарушении №12-1154/2022, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба направлена в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ наступает за непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенные по неосторожности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон «О транспортной безопасности») перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю) (пункт 7);
субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9);
транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10).
Положениями статьи 11 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрено, что в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации (часть 1).
Информационная система, указанная в части 1 настоящей статьи, состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие базы формируются при осуществлении, в том числе, следующих видов перевозок: перевозки автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между городом федерального значения Севастополем и Республикой Крым (пункт 4 часть 2).
Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной, в том числе, субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (пункт 1 часть 3).
Информационные ресурсы единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности являются информацией ограниченного доступа (часть 4).
При оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат следующие данные: 1) фамилия, имя, отчество; 2) дата рождения; 3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); 4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); 5) дата поездки; 6) пол; 7) гражданство (часть 5).
При формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров по заказу в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат передаче данные, предусмотренные частью 5 настоящей статьи (часть 5.2).
Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6).
Субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик иностранного государства, являющиеся собственниками транспортного средства, которое выполняет международные перевозки пассажиров в Российскую Федерацию, из Российской Федерации и (или) через территорию Российской Федерации, либо использующие его на иных законных основаниях, обеспечивают передачу данных, предусмотренных частями 5 - 5.5 настоящей статьи, в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", настоящим Федеральным законом, если международными договорами Российской Федерации не установлено иное (часть 7).
Проверка соблюдения порядка передачи сведений, предусмотренных настоящей статьей, в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности (часть 8).
Приказом Минтранса России от 19 июля 2012 года №243 утвержден Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных, согласно пункту 2 которого АЦБПДП входят в состав единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ), создаваемой во исполнение Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности».
АЦБПДП формируются централизованно как совокупность баз персональных данных по перевозкам пассажиров всеми видами транспорта. ЦБПДП в соответствии с требованиями части 2 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ "О транспортной безопасности" формируются при осуществлении, в том числе, следующих видов перевозок: перевозки автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, а также между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью (пп.4 п.5 Порядка).
АЦБПДП формируются на основании информации, предоставленной субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (пп.1 п.6 Порядка).
Перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные: при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов); при формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров заказными (перевозками по заказу) рейсами; при формировании персонала (экипажей) транспортных средств (далее - сведения о пассажирских перевозках). К типам регистрируемых операций относятся: бронирование проездного документа (билета), его продажа, возврат, регистрация пассажира, посадка пассажира на транспортное средство, изменение или прекращение перевозки (п.7 Порядка).
Согласно пункту 30 Порядка перевозчик (субъект транспортной инфраструктуры) должен обеспечивать передачу данных о пассажирах в АЦБПДП с задержкой не более 30 минут после ввода данных в информационную систему перевозчика (субъекта транспортной инфраструктуры), если технологией передачи сведений о пассажирских перевозках конкретным видом транспорта не установлено иное.
Пунктом 57 Порядка предусмотрено, что передача персональных данных пассажиров при перевозках автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями пункта 30 настоящего Порядка, но не позднее времени отправления транспортного средства.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из представленных материалов дела и оспариваемого постановления, ГУП РК «Карелавтотранс» 19 февраля 2023 года в 21 час. 30 мин. по адресу: г.Петрозаводск, ул.Чапаева, д.3 передало не в полном объеме сведения о пассажирах транспортного средства «Higer KLQ6128LQ», г/н Н976ВК10, следующего по маршруту №965 «Петрозаводск – Санкт-Петербург» с отправлением от автовокзала г.Петрозаводск в 21 час. 30 мин. 19 февраля 2023 года, перевозчиком по которому является ГУП РК «Карелавтотранс», в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств (далее – АЦБПДП), а именно: сведения о 13 пассажирах транспортного средства указанного выше рейса, тогда как в посадочную ведомость №00201319/02 от 19 февраля 2023 года внесены данные по 15 пассажирам, чем нарушило ст.11 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности», совершив данное деяние по неосторожности.
Выявленные в ходе проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности на основании задания УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 23 марта 2023 года №1961.07-23/1544 нарушения, допущенные ГУП РК «Карелавтотранс», зафиксированы в акте наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) №07-43-05/410(Н) от 28 марта 2023 года.
Событие инкриминируемого правонарушения и вина ГУП РК «Карелавтотранс» в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 04 апреля 2023 года, который соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, содержит достаточные и достоверные данные о месте и времени совершения правонарушения, сведения о привлекаемом лице, а также обстоятельства допущенного им нарушения, и существенных недостатков не имеет; копией договора №79-21 от 30 ноября 2020 года на передачу информации в автоматизированные централизованные базы данных персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств с приложением копии акта №207 от 28 февраля 2023 года; актом наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) №07-43-05/410(Н) от 28 марта 2023 года; заданием на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 23 марта 2023 года №1961.07-23/1544; дубликатом посадочной ведомости №00201319/02 от 19 февраля 2023 года, содержащей сведения о 15 пассажирах транспортного средства <данные изъяты>, следующего по маршруту №965 «Петрозаводск – Санкт-Петербург» с отправлением от автовокзала г.Петрозаводск в 21 час. 30 мин. 19 февраля 2023 года, перевозчиком по которому является ГУП РК «Карелавтотранс»; письмом ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» №ЗИТ-01.05-12/536 от 01 марта 2023 года с приложением обобщенной справки по полноте переданных в АЦБПДП персональных данных о пассажирах и персонале транспортного средства по транспортному направлению «Петрозаводск – Санкт-Петербург» с отправлением от автовокзала г.Петрозаводск в 18.30 (время UТС) по рейсу перевозчика ГУП РК «Карелавтотранс» за 19 февраля 2023 года, согласно которой переданы персональные данные о 13 пассажирах; другими материалами дела.
Исследованные должностным лицом доказательства вины ГУП РК «Карелавтотранс» получены в соответствии с требованиями закона и являются допустимыми, сомневаться в их достоверности оснований не имеется. В совокупности их достаточно для установления обстоятельств вменяемого административного правонарушения и виновности привлекаемого лица в его совершении.
Должностное лицо, изучив представленные письменные материалы дела, проанализировав их содержание и полноту по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что соответствует ст.26.11 КоАП РФ, обоснованно пришло к выводу о виновности ГУП РК «Карелавтотранс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ.
Позиция стороны защиты о невиновности в инкриминируемом правонарушении является неубедительной и не может служить основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку опровергается собранными по делу доказательствами, свидетельствующими о наличии состава вменяемого правонарушения в действиях привлекаемого лица.
30 ноября 2020 года между ООО «КВЦ-сервис» (исполнитель) и ГУП РК «Карелавтотранс» (заказчик) заключен договор №79-21 на передачу информации в автоматизированные централизованные базы данных персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, согласно которому во исполнение Приказа Минтранса РФ заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства за вознаграждение оказывать услуги по предоставлению сведений о Персональных данных пассажиров и персонале (экипаже) транспортных средств, полученных из АСПБ, установленных на объектах заказчика, в ЕГИС ОТБ, входящие в состав ЕГИС ОТБ (далее – Услуги). Для целей оказания Услуг по настоящему Договору заказчик поручает исполнителю обрабатывать персональные данные в объеме и порядке, определенном Приказом Минтранса РФ (п.1.1 Договора).
Вопреки доводам жалобы заключение ГУП РК «Карелавтотранс» с ООО «КВЦ-сервис» договора №79-21 от 30 ноября 2020 года не освобождает ГУП РК «Карелавтотранс» от выполнения возложенных Федеральным законом от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» на него, как на перевозчика, обязанностей по предоставлению информации в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств, а также не изменяет лицо, ответственное за представление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств, учитывая, что согласно п.3.2.2 Договора №79-21 от 30 ноября 2020 года обязанность при оформлении соответствующих пассажирских перевозок обеспечивать полноту и достоверность информации в базе данных АСПБ и сведений о персональных данных пассажиров и персонале транспортных средств, предусмотренных Федеральным законом о транспортной безопасности и Приказом Минтранса РФ возложена на ГУП РК«Карелавтотранс», а ООО «КВЦ-сервис» поручено заказчиком обрабатывать персональные данные, полученные из АСПБ, в объеме и порядке, определенном Приказом Минтранса РФ в силу п.1.1 указанного договора.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии состава административного правонарушения, а также опровергающих выводы должностного лица о виновности ГУП РК «Карелавтотранс» в совершении вменяемого правонарушении, заявителем не приведено, как и не представлено доказательств, подтверждающих факты наличия технических сбоев при передаче ГУП РК «Карелавтотранс» данных в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств в рассматриваемый период времени.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены. Обоснованность привлечения ГУП РК «Карелавтотранс» к административной ответственности сомнений не вызывает.
Оспариваемое постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих за собой отмену постановления и прекращение производства по делу, не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено.
Административное наказание ГУП РК «Карелавтотранс» назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания.
Применение ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения - оценочная категория, требующая установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в пункте 21 постановления от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», квалификация административного правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и должна соотноситься с характером и степенью потенциальной опасности совершенного деяния, а также с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Между тем оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ и освобождения ГУП РК «Карелавтотранс» от административной ответственности не имеется, поскольку данные, свидетельствующие о малозначительности содеянного с учетом его высокой степени общественной опасности, отсутствуют.
Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 данного Кодекса.
Однако, по настоящему делу указанная совокупность обстоятельств не усматривается, поскольку несоблюдение требований в области обеспечения транспортной безопасности привлекаемым лицом влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также учитывая тот факт, что ГУП РК «Карелавтотранс» в течение предшествующего года привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 руб. на основании постановления мирового судьи судебного участка №12 г.Петрозаводска РК от 13 июля 2022 года, вступившего в законную силу 05 сентября 2022 года; штраф оплачен 22 сентября 2022 года.
Таким образом, анализ ч.2 ст. 3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
Принимая во внимание изложенное, полагаю постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Петрова С.В. №88/АП-07/2023-Пс от 13 апреля 2023 года законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Петрова С.В. №88/АП-07/2023-Пс от 13 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс» оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова