№
УИД-05RS0№-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 10 января 2024 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Мамаева Р.И.,
при секретаре ФИО3,
с участием от истца – старшего помощника прокурора <адрес> ФИО5, ответчика – ФИО1, представителя третьего лица – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о приостановлении деятельности АЗС до фактического устранения нарушений,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о приостановлении деятельности автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, местность «Кизил-Яр», на земельном участке с кадастровым № до фактического устранения указанных в иске нарушений законодательства о противопожарной безопасности, законодательства о промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Требования истца мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, ТО Роспотребнадзора по РД в <адрес>, и КУ Ростехнадзора проведена проверка исполнения требований законодательства автозаправочными станциями.
В ходе проверки АЗС ответчика, расположенного в <адрес>, выявлены следующие нарушения:
На объекте защиты отсутствует нормативный запас воды для наружного противопожарного водоснабжения- ст. 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от ТРК жидкого моторного топлива или в противоположную от нее сторону (п.6.18 свода правил СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (далее — СП 156.13130.2014);
На въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие участки высотой 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения - п.6.21 СП 156.13130.2014;
Система заземление для АЦ не соответствует требованиям ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ - п.7.35 СП 156.13130.2014;
В помещениях АЗС автоматическая пожарная сигнализация эксплуатируется в нерабочем состоянии - п. 6.39 СП 156.13130.2014;
Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %- го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 <адрес> технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95 %-го заполнения резервуара - п. 7.18 СП 156.13130.2014;
Наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется не через трубопроводы, проложенные подземно - п.(7.25 СП 156.13130.2014;
Площадка для резервуаров с жидким моторным топливом не оборудована извещателями пламени для обнаружения пожара при его возникновении на дыхательной арматуре - п. 13.8.1 СП 5.13130-2009;
На АЗС наполнение резервуаров жидким моторным топливом производится без приостановки работы станции - п. 8.17 СП 156.13130.2014;
Высота расположения верхнего среза трубопровода линии деаэрации не соответствует требованиям (составляет менее 2,5 м.). При размещении трубопровода линии деаэрации на расстоянии не менее 5 м (по горизонтали) от проездов, высота расположения его верхнего среза по отношению к прилегающей площадке должна быть не менее 2,5 м. Если это расстояние менее 5 м, то его высота определяется соотношением Н = Н + 50 х D, где H - высота верхнего среза трубопровода линии деаэрации, определяемая от уровня прилегающих проездов для транспортных средств, м; Н - максимальная высота транспортного средства, допускаемого для м заправки на АЗС (м), но не менее 2 м; D - внутренний диаметр трубопровода линии деаэрации, м. На трубопроводах линии деаэрации резервуара перед дыхательными клапанами или огнепреградителями рекомендуется устанавливать запорную арматуру — п. 7.15 СП 156.13130.2014;
На линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке п. 7.26 СП 156.13130.2014;
Линия рециркуляции не оборудована обратным клапаном, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар. Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива ; или обесточивании указанного насоса - п. 7.26 СП 156.13130.2014;
Отсутствуют электромагнитные клапаны для перекрытия трубопроводов - п. 8.24 СП 156.13130.2014;
На объекте не предусмотрена автоматическая система противоаварийной защиты, при срабатывании которых должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии - п.8.23 СП 156.13130.20014;
Для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели - п.384 ППР №;
Не представлена документация, свидетельствующая о соответствии запорной арматуры, требованиям ФИО7 54808 (7.31 |СП 156.13130.2014);
Не представлена утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности - п. 2 ППР №;
Лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума) - п. 3 ППР №;
Руководитель организации не назначил лиц, ответственных; за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте - п.4 ППР №;
Руководитель организации не обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» - п.11 ППР №;
Руководитель организации не обеспечивает наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7; и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - п.12 ППР №;
Площадка для АЦ не обеспечены первичными средствами пожаротушения - огнетушителями (не менее 2 ОП-50 или передвижные воздушно-пенные по 100 л. каждый) и ТРК ОП-5 или воздушно-пенными огнетушителями и покрывалом для изоляции очага возгорания - п. 389 ППР №; | I
Не представлена декларация пожарной безопасности ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Не представлена документация, определяющее категорию наружных установок ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Не представлена документация, определяющая класс взрыво - пожаро защищенности электрооборудования - ст. 22 и 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Не представлена документация, содержащую информацию о показателях пожарной опасности на жидкое моторное топливо - ст. 133 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Не представлена документация, о проведении периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива - (приложение А п. 7.26 СП 156.13130.2014);
Не представлена документация о проведении очистки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) - п. 373 ППР №;
АЗС не оборудована молниезащитой в соответствий с требованиями РД 34.21.122-87, не ниже II категории - п.6.32 СП 156.13130.2014;
ТРК и раздаточные колонки жидкого моторного защищены от повреждения транспортными средствами, предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями п. 6.29 СП 156.13130.2014.
Кроме того, прокуратурой <адрес> с привлечением специалиста ГКУ «Дагестанавтодор» проведена проверка соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах при строительстве и эксплуатации АЗС.
Из представленной ГКУ «Дагестанавтодор» информации (п. 13) следует, что при эксплуатации указанной АЗС допускаются нарушения требований п. 8 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 8 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
В ходе проверки выявлены также нарушения требований пунктов 5.12.8 и 6.8 ФИО7 33062-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса». Также из информации следует, что АЗС построена без переходно-скоростных полос и наружного освещения в нарушении требований п. 6.74 СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги».
В ходе проверки также выявлены следующие нарушения законодательства о промышленной безопасности:
1. перед въездом на территорию заправочной станции отсутствуют таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 106 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №;
2. клиновидные ремни передач насосов не защищены от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий, п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 208 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №:
3. отсутствует информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки) манометра установленного на сосуде СУГ п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 343 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №;
4. положение о производственном контроле не переработано и не изменено в связи с изменением требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля, п.5 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
5. не представлен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (п. 2ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Кроме того, проверкой установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе:
1. в нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила), п.1, 13,14 Правил хозяйствующим субъектом не приняты меры по установлению санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека. Проект СЗЗ не разработан, границы СЗЗ не установлены.
2. в нарушение требования п. 73 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпиде-миологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим источник воздействия на окружающую среду (АЗС), в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов не обеспечено проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. Программа производственного контроля не представлена, протоколы лабораторных исследований, испытаний не представлены.
Также в нарушение требований пунктов 1.3, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7 санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", не разработана программа производственного контроля за соблюдением вредных производственных факторов на рабочих местах, в ходе проверки данный документ не представлен, протоколы измерений факторов производственной среды не представлены.
3. Не соблюдается требование п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", хозяйствующим субъектом не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Также не представлен договор на вывоз отходов, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, со специализированной организацией.
4. В нарушение требования 2.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" при отсутствии централизованной системы водоотведения АЗС не оборудованы нецентрализованной (автономной) системой водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.
5. На автозаправочной станции не соблюдается требование ст. 8,9,10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", в части доведения до сведения потребителей в наглядной и доступной форме определенной информации о продавце, режиме его работы, наименовании своей организации, месте ее нахождения (адрес) и режиме ее работы, информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, сроки действия
Собственником и лицом осуществляющим предпринимательскую деятельность на автозаправочной станции является индивидуальный предприниматель ФИО2 И.Б.
Непринятие мер по устранению выявленных в ходе указанной проверки нарушений закона, по мнению истца, угрожает жизни и здоровью находящихся на нем сотрудников, а также посещающих АЗС граждан, т.е. неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора <адрес> ФИО5 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил требования удовлетворить с учетом устраненных истцом нарушений.
Ответчик в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что большинство выявленных нарушений уже устранены, остались лишь незначительные нарушения, которые не представляют угрозы жизни и здоровью людей. АЗС построена в конце 1990-х годов и не имеет СУГ, потому требования, предъявляемые к АЗС с СУГ, к его АЗС неприменимы.
Представитель третьего лица – пожарной инспекции пояснил, что по результатам повторной проверки по поручению суда установлено, что большинство нарушений норм пожарной безопасности на АЗС устранены. Также отметил, что у ответчика отсутствует СУГ и его реализацией он не занимается. В то же время остались неустраненными следующие нарушения:
- на объекте защиты отсутствует нормативный запас воды для наружного противопожарного водоснабжения- ст. 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от ТРК жидкого моторного топлива или в противоположную от нее сторону;
- на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие участки высотой 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения - п.6.21 СП 156.13130.2014.
Указанные нарушения он считает существенными и представляющими угрозу для жизни и здоровья людей.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральный закон N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от ДД.ММ.ГГГГ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 утверждены Правила противопожарного режима в РФ.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей», утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № В А-15/10 сточные воды, содержащие нефтепродукты, тетраэтилсвинец, взвешенные вещества, краску, кислоты и щелочи, должны очищаться до поступления их в наружную канализационную сеть на местных установках, то есть должны быть оборудованы нефтеловушкой и шламозадержателями.
Как следует из материалов дела, ответчик эксплуатирует АЗС без названия, расположенную в <адрес>.
В ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения требований действующего законодательства, на АЗС выявлены нарушения, которые отражены в актах проверок.
Однако в ходе рассмотрения дела представителям контролирующих органов даны поручения о проведении контрольной проверки на предмет устранения ранее выявленных нарушений.
По результатам контрольной проверки пожарной инспекцией представлена информации об устранении ответчиком большинства нарушений норм пожарной безопасности ко дню рассмотрения дела. Не устраненными остались следующие нарушения:
- на объекте защиты отсутствует нормативный запас воды для наружного противопожарного водоснабжения- ст. 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от ТРК жидкого моторного топлива или в противоположную от нее сторону;
- на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие участки высотой 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения - п.6.21 СП 156.13130.2014.
В то же время следует отметить, что на АЗС ответчика не реализуется СУГ, потому нарушения норм пожарной безопасности, касаемых функционирования СУГ, изначально были отражены в справке ошибочно, на что указал сам представитель.
В этой связи требования норм промышленной безопасности к АЗС, которая не хранит и не реализует СУГ, также не применяются.
В то же время, на АЗС, в нарушение п. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 1160-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Также не устранены следующие нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: в нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила), п.1, 13,14 Правил хозяйствующим субъектом не приняты меры по установлению санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека. Проект СЗЗ не разработан, границы СЗЗ не установлены.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ - опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Из смысла ст. 1065 ГК РФ следует, что пресечение деятельности, создающей угрозу причинения вреда, является одним из способов защиты гражданских прав.
По данному виду иска доказыванию подлежит:
- само наличие опасности причинения вреда в будущем;
- опасность причинения вреда исходит от лица, осуществляющего подлежащую запрету деятельность;
- вред исходит от длящейся деятельности (если вред причинен однократным действием, то он не представляет опасности в будущем);
- способ причинения вреда;
- отсутствие другого способа исключения возможности причинения вреда в будущем (если вред можно исключить другим способом, то удовлетворение иска исключается);
- последствия удовлетворения иска (при удовлетворении иска не будет причинено большего вреда).
Иск может быть удовлетворен только при доказанности в совокупности всех обстоятельств, указанных выше.
Пункт 2 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ определяет отношения, связанные:
- с причинением вреда, влекущим его возмещение;
- с последующим применением превентивных мер, в качестве которых выступает прекращение или приостановление вредоносной деятельности, в результате совершения которой был причинен вред.
Применению превентивных мер в данном случае должно предшествовать наличие обязательства из причинения вреда (вред, причиной которого была вышеуказанная деятельность).
Суд в таком случае может либо приостановить деятельность предприятия, либо прекратить ее вообще. Приостановление судом деятельности может иметь место в случаях, когда существует реальная возможность ее применить, в результате чего вредоносность будет исключена или наступление отрицательных последствий будет сведено к разумному минимуму.
Обязательное прекращение деятельности наступает в тех случаях, когда независимо от объективных или субъективных причин возможность исключить вредоносность такой деятельности отсутствует.
В соответствии сост. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности
Проанализировав оставшиеся нарушения норм пожарной безопасности, суд приходит к выводу о необходимости приостановления деятельности АЗС до полного устранения нарушений, создающих угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, посещающих данное АЗС.
При таких обстоятельствах, суд приходит, к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга к ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 удовлетворить частично.
Приостановить деятельность автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, местность «Кизил-Яр», на земельном участке с кадастровым № до фактического устранения следующих нарушений законодательства о противопожарной безопасности, законодательства о промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства:
- до обеспечения нормативного запаса воды для наружного противопожарного водоснабжения в соответствии со ст. 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно 200 м3 воды;
- обеспечения дополнительного эвакуационного выхода, размещаемого на расстоянии более 15 м от ТРК жидкого моторного топлива или в противоположную от нее сторону;
- выполнения на въезде и выезде с территории АЗС пологих участков высотой 0,2 м или дренажных лотков, предотвращающих растекание аварийного топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- разработки в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 1160-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- принятия мер по установлению санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека, для чего разработать проект СЗЗ и установить его границы.
В удовлетворении остальной части иска прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Р.И. Мамаев
Решение в окончательной форме составлено 12.01.2024