Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2021-004833-55
производство № 2а-3730/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2021 года | город Севастополь |
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,
секретарь судебного заседания – Петрушечкина Е.А.,
с участием:
представителя административных истцов – Подкина Е.Г., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Евдокушкиной Нины Дмитриевны, Евдокушкина Егора Евгеньевича, Евдокушкина Евгения Евгеньевича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» о признании решения незаконным и его отмене,
УСТАНОВИЛ:
в августе 2021 года истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, в котором просят признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 01.06.2021 № об отказе от подписания декларации на комнату №, расположенную по <адрес>
Исковые требования мотивированы тем, что они совместно являются пользователями одной комнаты № общей площадью 18,1 кв.м, расположенной в г. Севастополе, <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения. Указанная комната включена в реестр собственности города Севастополя. Евдокушкина Н.Д. обратилась с заявлением к административному ответчику о заверении Декларации об объекте недвижимости, однако ответчиком было отказано, поскольку согласно информации ГУПС «БТИ» объектом недвижимого имущества является блок комнат, поделенный на доли в виде комнат. Кроме того, в блоке комнат № была произведена самовольная перепланировка.
В судебном заседании административный истец требования поддержал, просил удовлетворить, ссылаясь на то, что истцы не могут поставить объект недвижимого имущества- комнату № на государственный кадастровый учет из-за нежелания ответчика подписать Декларацию об объекте недвижимости. Предметом договора социального найма жилого помещения от 23.05.2018 является изолированное жилое помещение, состоящее из одной комнаты по <адрес>, никаких долей блока № в договоре социального найма не указано.
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о слушании дела извещен надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» в судебное заседания явку представителя не обеспечило, направило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, решение принять на усмотрение суда.
С учетом положений части 6 статьи 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административных истцов, административного ответчика, заинтересованного лица.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что согласно договору социального найма жилого помещения № ДСН/18-314 от 23.05.2018г. Евдокушкина Нина Дмитриевна и члены её семьи Евдокушкин Евгений Евгеньевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Евдокушкин Егор Евгеньевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совместно являются пользователями одной комнаты общей площадью 18,1 кв.м., расположенной по <адрес> (л.д. 16).
Комната № по <адрес> г. Севастополе включена в Реестр собственности города Севастополя, что подтверждается Распоряжением № 3623-РДИ от 29.06.2020 «О внесении изменения в распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2016 № 148-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя». Площадь комнаты № составляет 18,5 кв.м (л.д. 20).
В Выписке из реестра собственности города Севастополя № от 02.07.2020г., площадь комнаты также указана - 18,5 кв.м. (л.д. 19).
Согласно копии инвентарного дела на объект недвижимого имущества – дом <адрес>, в котором имеется поэтажный план, на котором расположен блок комнат № и экспликации внутренних площадей помещений, составленных в 2003 году, комната 204 жилой площадью 17,8 кв.м, включала также в себя две кладовые по 0,3 кв.м и шкаф 0,3 кв.м.
Согласно справки управленич жилищного хъозяйства города Севастополя КП «Жилсервис-15» от 16.12.2013 в жилом блоке общего зхаседления № общежития открыт лицевой счет в том числе на Евдокимушкину – пользователя жилой комнаты № площадью 11,7 кв.м, жилой комнаты № площадью 10,1 кв.м, к которой также относятся кладовая № площадью 6,6 кв.м, коридор № площадью 1,3 кв.м.
В соответствии со справкой-расчетом долей на жилые комнаты с относящимися к ним помещениями общего пользования в коммунальном блоке № по <адрес>, коммунальный блок № состоит из жилой комнаты № пл. 10,1 кв.м, коридора № пл.1,3 кв.м, кладовой № пл. 6,6 кв.м, коридора № пл. 12,7 кв.м, жилой комнаты № кл. 11,7 кв.м, встроенного шкафа № пл. 0,3 кв.м, встроенного шкафа № пл. 0,3 кв.м, туалета № пл. 1,5 кв.м, умывальной № пл. 2,5 кв.м, ванной № пл. 1,5 кв.м, кухни № пл. 4,4 кв.м, жилой комнаты № пл. 11,6 кв.м, встроенного шкафа № пл. 0,3 кв.м, встроенного шкафа № пл. 0,3 кв.м, жилой комнаты № пл. 18,3 кв.м, встроенного шкафа № пл. 0,3 кв.м, встроенного шкафа № пл. 0,3 кв.м, встроенного шкафа № пл. 0,3 кв.м. Общая площадь коммунального блока № составила 84,3 кв.м, жилая площадь – 51,7 кв.м.
Жилая комната № пл. 10,1 кв.м, кладовая № пл. 6,6 кв., коридор № пл. 1,3 кв.м. Площадь помещений общего пользования пропорционально жилой площади составляет 4,41 кв.м, общая площадь -22,41 кв.м, что составляет 27/100 долей коммунального блока №.
В Техническом паспорте ГУПС «БТИ», изготовленном 12.04.2019 зафиксирована самовольная перепланировка жилого блока №, общая площадь жилого блока №- 84,7 кв.м (увеличилась на 0,4 кв.м), жилая площадь жилого блока – 60,7 кв.м (увеличилась на 9 кв.м), жилая площадь комнаты № - 18,5 кв.м.
02.03.2021 Евдокушкина Н.Д. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением «О заверении Декларации об объекте недвижимости».
29.03.2021г. исх. № административный ответчик ответил на заявление информационным письмом, в котором указал, что в предоставленных документах содержится информация о перепланировке в блоке комнат 201-204, в связи с чем Департаментом направлен уточняющий запрос в ГУПС «БТИ».
22.04.2021г. исх. № Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя отказано в подписании Декларации, поскольку согласно информации, представленной ГУПС «БТИ» объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, состоит из долей блока №. В связи с указанным Департаментом подготовлен проект распоряжения о внесении изменений в Реестр в части уточнения сведений об объекте, расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес> ком. №, а именно: комната №, что составляет 8/25 долей блока №; комната №, что составляет 1/5 доли блока №; комната №, что составляет 21/100 доли блока №; комната №, что составляет 27/100 доли блока №.
Кроме того, указано о наличии в блоке №, расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес> самовольной перепланировки согласно сведениям ГУПС «БТИ» № СЗ/02/000645 от 29.04.2019.
29.04.2021г. в адрес административного ответчика было направлено повторное заявление о заверении декларации с приложенными документами.
При повторном рассмотрении заявления административного истца 01.06.2021г. исх. № было повторно отказано в подписании декларации на объект недвижимого имущества по аналогичным основаниям, изложенным в ответе от 22.04.2021г. исх. №.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой же статьи).
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Так порядок постановки объектов недвижимости на госудасртвенный кадастровый учет и регистрации прав на указанные объекты регламентирован Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пп.7.3 ч.2 ст. 14 указанного Закона №218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).
В соответствии с указанным Законом Декларация является неотъемлемой частью технического плана.
Декларация заполняется в случае, если законодательством Российской Федерации в отношении соответствующего объекта недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на ввод здания, сооружения в эксплуатацию, проектной документации здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, разрешения на строительство объекта незавершенного строительства, технического паспорта помещения, изготовленного до 1 января 2013 г., или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения. (п.4 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (ред. от 25.09.2019) "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений").
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС (ред. от 14.02.2020) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Административный ответчик, установив, что поскольку сведения о том, что комната № в <адрес> в г. Севастополе ранее была учтена как самостоятельный объект недвижимости, отсутствуют, а также в связи с наличием сведений о самовольной перепланировке в блоке комнат № – отказал в выдаче Декларации об объекте недвижимости.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о законности отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 01.06.2021 № об отказе от подписания декларации на комнату №, расположенную по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Руководствуясь статьями 175-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Евдокушкиной Нины Дмитриевны, Евдокушкина Егора Евгеньевича, Евдокушкина Евгения Евгеньевича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» о признании решения незаконным и его отмене- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 08.11.2021.
Председательствующий –