Решение по делу № 8Г-6543/2023 [88-8756/2023] от 15.03.2023

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ-

№ 88-8756/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                            11 мая 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Лавник М.В.,

судей Андугановой О.С., Кожевниковой Л.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4044/2022 (УИД: 42RS0009-01-2022-006198-56) по иску Литаврина Алексея Николаевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе Литаврина Алексея Николаевича на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 3 октября 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 января 2023 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С., объяснения Литаврина Алексея Николаевича, представителя Литаврина Алексея Николаевича - Блескина Виктора Сергеевича, действующего на основании ордера от11 мая 2023 г., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу Муратова Ильи Сергеевича, действующего на основании доверенности от 16 августа 2022 г. , возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы заявителя,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Литаврин Алексей Николаевич (далее – Литаврин А.Н., истец) обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу (далее - УФССП по Кемеровской области-Кузбассу, ответчик) о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований Литаврин А.Н. указал, что до 31 мая 2022 г. он проходил службу в Федеральной службе судебных приставов по Кемеровской области. На момент его увольнения из УФССП России по Кемеровской области стаж службы (выслуга лет) по состоянию на 31 мая                 2022 г. составлял 27 лет 6 месяцев 3 дня.

12 апреля 2022 г. он посредством почты направил ответчику рапорт о предоставлении с 29 апреля 2022 г. отпуска в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 1 октября 2019 г. №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отпуск предоставлен не был.

29 апреля 2022 г. Литаврин А.Н. обратился в Прокуратуру Кемеровской области - Кузбасса для принятия мер прокурорского реагирования по факту нарушения норм Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В ходе принятых мер прокурорского реагирования 20 мая 2022 г. получен ответ, подписанный заместителем главного судебного пристава Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу, из которого следует, что данный вид отпуска истцу не положен по причине отсутствия у него 20-летнего стажа в календарном исчислении, а при подсчете имеющегося стажа в Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации с 2011 г. по 2020 г. подлежат применению нормы части 2 статьи 36 Федерального закона от 1 октября      2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что исключает возможность зачета в стаж службы периодов замещения должностей государственной гражданской службы в ФССП России до 1 июля 2020 г. Истец полагает, что при подготовке ответа сотрудниками управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу не учтена норма части 14 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его право на тридцатидневный отпуск с 29 апреля 2022 г. определено статьей 61 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указанное право возникло с 1 июня 2020 г., а именно с даты назначения его на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в отделение судебных приставов по Центральному району г. Кемерово, по состоянию на 1 июня 2020 г. стаж службы (выслуга лет) составляет 24 года 24 дня в календарном исчислении. При увольнении со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации компенсация за неиспользованный тридцатидневный отпуск не выплачивалась.

Литаврин А.Н. просил суд взыскать с ответчика в его пользу компенсацию за неиспользованный 30-дневный оплачиваемый отпуск, за период с 29 апреля 2022 г. по 28 мая 2022 г. в размере 59 143,41 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 3 октября 2022г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 января 2023 г., исковые требования Литаврина А.Н. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Литаврин А.Н. просит об отмене решения Центрального районного суда г. Кемерово от 3 октября 2022 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 января 2023 г.

В обоснование доводов заявитель указывает, что судами не применены положения части 14 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Считает, что период службы с 4 февраля 2011 г. по 1 июня       2020 г. также подлежит зачету в стаж, необходимый для определения права на предоставление отпуска в соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Литаврин А.Н. с 10 сентября 1997 г. по 16 июля 2010 г. проходил службу в органах внутренних дел.

4 февраля 2011 г. Литаврин А.Н. поступил в Управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов межрайонного отдела судебных приставов по городу Ленинск-Кузнецкому, г. Полысаево и Ленинск-Кузнецкому районам на основании приказа от 4 февраля 2011 г. -к.

26 сентября 2014 г. Литаврин А.Н. освобожден от занимаемой должности и назначен на должность государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов по Заводскому району г. Кемерово на основании приказа от 26 сентября 2014 г. -к.

На основании приказа от 27 апреля 2017 г. Литаврин А.Н. переведен и назначен на должность государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов по Центральному району г. Кемерово.

31 мая 2020 г. Литаврин А.Н. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы в связи с переводом по его просьбе на государственную службу иного вида, по пункту 5 части 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

1 июня 2020 г. на основании приказа Федеральной службы судебных приставов России -лс от 20 мая 2020 г. принят на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.

Согласно заключению об установлении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы (выслуге лет) к окладу месячного денежного содержания от 2 июля 2020 г. -к в стаж службы для выплаты ежемесячной надбавки засчитываются следующие периоды:

2 июля 1985 г. - 20 мая 1987 г. (1 год 10 месяцев 18 дней), 10 сентября 1997 г. - 16 июля 2010 г. (12 лет 10 месяцев 6 дней), 4 февраля 2011 г. - 31 мая 2020 г. (9 лет 3 месяца 27 дней).

31 мая 2022 г. Литаврин А.Н. уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации. Выслуга лет составляет в календарном исчислении 26 лет 22 дня, в льготном исчислении 27 лет 6 месяцев 3 дня.

12 апреля 2022 г. истцом посредством ФГУП Почта России направлен рапорт в Управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу о предоставлении с 29 апреля 2022 г. отпуска по личным обстоятельствам в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Письмом от 8 мая 2022 г. Литаврину А.Н. отказано в предоставлении отпуска в связи с отсутствием правовых оснований, поскольку при подсчете стажа службы, необходимого для предоставления такого отпуска, подлежат применению нормы части 2 статьи 36 Федерального закона от 1 октября          2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключающие возможность зачета в стаж службы периодов замещения должностей государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов России до 1 июля 2020 г. По состоянию на 16 мая 2022 г. стаж службы, дающий право на предоставление отпуска по личным обстоятельствам, составляет 16 лет 9 месяцев 3 дня.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о взыскании денежной компенсации за непредставленный истцу отпуск, предусмотренный статьей 61 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд первой инстанции исходил из того, что такого рода компенсация приведенными нормами права не предусмотрена, право на получение такого отпуска истец не имел по причине отсутствия стажа работы в органах принудительного исполнения 20 и более лет.

    Суд апелляционной инстанции решение Центрального районного суда       г. Кемерово от 3 октября 2022 г. оставил без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 1 октября 2019 г.                   № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах принудительного исполнения, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; федеральными конституционными законами; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах принудительного исполнения; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; нормативными правовыми актами федерального органа принудительного исполнения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах принудительного исполнения, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Статья 56 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает виды отпусков, предоставляемых работникам органов принудительного исполнения: основной отпуск, дополнительные отпуска; по личным обстоятельствам; другие виды отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Перечень дополнительных отпусков установлен статьей 58 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: за стаж службы в органах принудительного исполнения; за исполнение служебных обязанностей во вредных условиях; за ненормированный служебный день.

Основной отпуск, отпуск по личным обстоятельствам и отпуск, предоставленный сотруднику в год поступления на службу в органы принудительного исполнения, продолжительностью 10 календарных дней и более увеличиваются на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта, но не менее чем на одни сутки в один конец (часть 6 статьи 56 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику при стаже службы в органах принудительного исполнения в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах принудительного исполнения предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее. Указанный отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы в органах принудительного исполнения.

Таким образом, отпуск, установленный статьей 61 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не является отпуском за стаж службы в органах принудительного исполнения, а является отпуском по личным обстоятельствам, время которого увеличивается в связи со службой в органах принудительного исполнения в календарном исчислении, которая составляет 20 лет и более.

Статья 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает порядок исчисления стажа службы в органах принудительного исполнения и содержит перечень периодов для включения в стаж службы в зависимости от цели, для которой данный стаж подсчитывается.

Общие периоды, включаемые в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения установлены частями 2 и 3 указанной статьи.

При этом, в части 4 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются:

1)    для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (в календарном или льготном исчислении);

2)    для назначения надбавки за выслугу лет - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении);

3) для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника - периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, в части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении);

4)    для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения - периоды, указанные в пунктах 1 - 8 части 2 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении);

5)    для предоставления иных социальных гарантий - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении);

6)    для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7)    для представления к награждению ведомственными знаками отличия периоды, определенные федеральным органом принудительного исполнения (в календарном исчислении).

В остальных случаях, включая случаи предоставления отпуска по личным обстоятельствам, предусмотренного статьей 61 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стаж службы исчисляется в общем порядке - в соответствии с частями 2 и 3 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Периоды, перечисленные частью 14 статьи 92 Федерального закона от                1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при расчете стажа службы для решения вопроса о наличии права на отпуск по личным обстоятельствам, предусмотренный статьей 61 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вопреки доводам жалобы, не учитываются.

В целом, доводы кассационной жалобы истца повторяют позицию истца по делу и не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.

При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Кемерово от 3 октября 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Литаврина Алексея Николаевича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-6543/2023 [88-8756/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Литаврин Алексей Николаевич
Ответчики
УФССП России по КО
Другие
ФССП России
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Андуганова О.С. - Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
11.05.2023Судебное заседание
11.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее