Дело № 2-3177/2024
УИД 61RS0003-01-2024-004274-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2024 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Молошникова В.Ю.,
при секретаре Лаврентьевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рягузова ФИО5 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о включении периодов работы в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Рягузов В.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о включении периодов работы в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований истец указал, что в апреле 2022 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 19.07.2022 № истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа (13 лет). В страховой стаж истца не включены периоды работы, в том числе с 01.11.1993 по 12.06.2002 – в малом частном предприятии «ЛАФ» (ТОО «ЛАФ).
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 02.05.2023 установлен факт принадлежности истцу трудовой книжки, а также в страховой стаж истца включены периоды работы.
04.07.2023 истец повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив дополнительные документы, в том числе указанное решение суда.
Решением ответчика № истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой величины ИПК (23,4).
19.02.2024 истец предоставил ответчику справки о размере заработной платы в период работы с 01.01.1997 по 31.12.2001 в ТОО «ЛАФ» и справку с места работы ТОО «ЛАФ» в период с 01.11.1993 по 12.06.2002, однако до настоящего времени решение не принято.
С решением ответчика об отказе в назначении пенсии истец не согласен, поскольку его трудовая деятельность в указанный период подтверждается трудовой книжкой, факт принадлежности которой истцу установлен решением суда, справками с места работы.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ОСФР по Ростовской области включить в страховой стаж Рягузова ФИО6 период работы: с 01.11.1993 по 12.06.2002 – в малом частном предприятии «ЛАФ», приняв к зачету справку № 35 от 21.07.2023 о подтверждении работы истца, в ТОО «ЛАФ» сведения о заработной плате Рягузова ФИО7, указанные в справках № 46 от 14.08.2023, № 47 от 14.08.2023, № 48 от 14.08.2023, № 49 от 14.08.2023, № 50 от 14.08.2023, выданных ТОО «ЛАФ». и назначить страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 21.04.2022.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Ответчик ОСФР по Ростовской области в судебное заседание уполномоченного представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещены. Представитель ответчика представил суду отзыв на иск, согласно которому просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Дело в отсутствие не явившегося истца и представителя ответчика рассмотрено судом в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет, соответственно мужчины и женщины, с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 21.04.2022 Рягузов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ ОПФР по Ростовской области № от 19.07.2022 Рягузову В.Н. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа минимальной продолжительности и минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента, необходимых для назначения пенсии.
Пенсионным органом не принята к рассмотрению трудовая книжка, так как не указана полная дата рождения.
В страховой стаж Рягузова В.Н. не включены следующие периоды работы с 18.01.1977 по 26.10.1978 комбинат строительных деталей конструкций треста «Джамбулсельстрой», с 25.12.1980 по 26.08.1981 - ресторан «Тюльпан», с 27.08.1981 по 07.10.1981 - объединение ресторанов и кафе №2, с 07.04.1982 по 11.11.1982-Джамбульский домостроительный комбинат Глав.химстроя треста «Джамбулстрой», с 17.05.1984 по 08.08.1984 - Джамбульский рыбозавод, с 10.09.1984 по 01.01.1986-СМУ-1 треста «Казтелефонстрой», с 02.01.1986 по 20.12.1988 - Джамбульская ПМК треста «Казтелефонстрой», с 02.01.1989 по 12.09.1989 - кооператив «Связист», с 11.12.1989 по 19.02.1990 - кооператив «Вариант №2», с 26.02.1990 по 01.10.1993 - Джамбульское УППКОТ, с 01.11.1993 по 12.06.2002 - малое частное предприятие «Лаф».
Страховой стаж составил 02 года 05 месяцев 04 дня.
Не согласившись с данным решением ответчика, Рягузов В.Н. обратился с исковым заявлением в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону и просил установить факт принадлежности Рягузову ФИО8, трудовой книжки №, с датой заполнения 14.11.1978г., включить в страховой стаж периоды работы с 18.01.1977 по 26.10.1978 комбинат строительных деталей конструкций треста «Джамбулсельстрой», с 25.12.1980 по 26.08.1981 - ресторан «Тюльпан», с 27.08.1981 по 07.10.1981 - объединение ресторанов и кафе №2, с 07.04.1982 по 11.11.1982 - Джамбульский домостроительный комбинат Глав.химстроя треста «Джамбулстрой», с 17.05.1984 по 08.08.1984 - Джамбульский рыбозавод, с 10.09.1984 по 01.01.1986 - СМУ-1 треста «Казтелефонстрой», с 02.01.1986 по 20.12.1988 - Джамбульская ПМК треста «Казтелефонстрой», с 02.01.1989 по 12.09.1989 - кооператив «Связист», с 11.12.1989 по 19.02.1990 - кооператив «Вариант №2», с 26.02.1990 по 31.12.1991 -Джамбульское УППКОТ, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 02.05.2023 исковые требования Рягузова ФИО9 удовлетворены частично.
Суд установил факт принадлежности Рягузову ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения трудовой книжки №, с датой заполнения 14.11.1978г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области включить в страховой стаж, дающий право для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы Рягузова ФИО11 с 18.01.1977 по 26.10.1978 комбинат строительных деталей конструкций треста «Джамбулсельстрой», с 25.12.1980 по 26.08.1981- ресторан «Тюльпан», с 27.08.1981 по 07.10.1981 - объединение ресторанов и кафе №2, с 07.04.1982 по 11.11.1982 - Джамбульский домостроительный комбинат Глав.химстроя треста «Джамбулстрой», с 17.05.1984 по 08.08.1984-Джамбульский рыбозавод, с 10.09.1984 по 01.01.1986-СМУ-1 треста «Казтелефонстрой», с 02.01.1986 по 20.12.1988-Джамбульская ПМК треста «Казтелефонстрой», с 02.01.1989 по 12.09.1989 - кооператив «Связист», с 11.12.1989 по 19.02.1990 - кооператив «Вариант №2», с 26.02.1990 по 31.12.1991-Джамбульское УППКОТ.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказал.
Решение суда вступило в законную силу 06.06.2023.
04.07.2023 истец повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив дополнительные документы, в том числе указанное решение суда.
Решением ответчика № истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой величины ИПК (23,4).
При этом, указанным решением ответчика в страховой стаж истца не включен период работы с 01.11.1993 по 12.06.2002 в малом частном предприятии «ЛАФ», в связи с отсутствием документального подтверждения. Страховой стаж истца составил 13 лет 9 месяцев 11 дней, величина ИПК – 14,361 (при требуемой 23,4).
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ и пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015, а также ранее действовавшим пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В материалы дела представлена трудовая книжка серии №, выданная на имя Рягузова ФИО12, 1960 года рождения, с датой заполнения 14.11.1978, из которой усматривается, что Рягузов В.Н. 01.11.1993 принят в Малое частное предприятие «ЛАФ» автослесарем в моторный цех; 01.03.1996 МЧП «ЛАФ» переименовано в ТОО «ЛАФ»; 12.06.2002 уволен по собственному желанию.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно требований части 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстан, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) (далее – Соглашение от 13.03.1992) для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1, Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.
Как следует из Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 №, пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся приложением № 1 к распоряжению правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из анализа перечисленных выше документов, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений части 2 статьи 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13.03.1992, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Соглашения от 13.03.1992 необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.03.2017 № ЛЧ-25-24/3100 «О подтверждении трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенного на территории государств-участников международных соглашений» при новом назначении пенсии в рамках Соглашений с бывшими республиками СССР территориальным органам ПФР необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашений, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств за период после распада СССР на территории одной из республик - начиная с 01.12.1991.
При этом не имеет значения, когда и кем выдан документ, на основании которого учитывается стаж, приобретенный на территории государств-участников СНГ, если этот документ соответствует законодательству Российской Федерации. Если начало работы и (или) иной деятельности гражданина приходится на период СССР, а окончание работы - на период в одном из государств СНГ, то следует уточнять информацию о работе только за период после распада СССР (после 01.12.1991).
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения.
В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения», вступающий в силу 30 июня 2022 года, о выходе России из Соглашения о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения.
Вместе с тем данным актом гарантировано сохранение ранее установленного объема прав по соглашению до 31 декабря 2022 года.
В соответствии с официальным сообщением МИД России, 1 января 2023 года прекращается действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанного в Москве 13 марта 1992 года, в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения.
С 1 января 2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г., участником которого является также Республика Казахстан, в соответствии с которым назначение пенсии с учетом положений настоящего Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
В соответствии со статьей 7 Соглашения каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения. В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.
В целях реализации Соглашения решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения.
В соответствии с названным Порядком, для определения права на пенсию с применением п. 2 ст. 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы (ч. 9). Компетентный орган государства-члена, получивший запрос, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос (ч. 10).
В силу ст. 12 Соглашения от 20.12.2019 назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы,
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
В соответствии со статьей 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Таким образом, при разрешении спора суд руководствуется положениями Соглашения от 13.03.1992.
Статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно частям 1, 2 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 гю № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении (в том числе с указанием сведений о способе доставки страховой пенсии), о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
В силу части 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Согласно части 8.1 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 данной статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что спорный период трудовой деятельности истца проходил на территории Республики Казахстан.
Работа истца в спорный период подтверждается записями в трудовой книжке, являющейся в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Указанные записи в трудовой книжке заверены оттисками печатей организаций, в которых работал истец, указаны реквизиты приказов, на основании которых внесены данные записи. При этом каких-либо оснований полагать, что данные записи содержат неправильные или неточные сведения, не имеется.
Суд отмечает, что сведения о трудовой деятельности истца в спорный период, отражены в трудовой книжке, оформленной в соответствии с требованиями инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, действовавшей на момент заполнения и внесения данных записей.
Согласно справке от июля 2023 года № 35, выданной ТОО «ЛАФ», Рягузов В.Н. с 01.11.1993 по 12.06.2002 работал в качестве автослесаря в моторном цехе в МЧП «ЛАФ». Основание выдачи справки: журналы приказов за период 1993-2002 гг. (л.д. 50).
Также, в материалы дела представлены справки от 14.08.2023 № 46, № 47, № 48, № 49, № 50 выданные ТОО «ЛАФ», в которых содержатся сведения о заработной плате Рягузова В.Н. за период работы с января 1997 года по декабрь 2001 года, а также об уплате обязательных пенсионных взносах с января 1998 года по декабрь 2001 года (л.д. 51-55).
Таким образом, учитывая, что спорный период работы Рягузова В.Н. с 01.11.1993 по 31.12.2001 на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 нашел свое документальное подтверждение, с учетом сведений работе истца в трудовой книжке, а также представленных работодателем архивных справок о работе и заработной плате, принимая во внимание, что указанный период работы имел место до 01.01.2002, поэтому справка об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование не требуется, суд приходит к выводу о том, что требования истца в части включения в его страховой стаж периода работы с 01.11.1993 по 31.12.2001 – в малом частном предприятии «ЛАФ», являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
При этом, оснований для включения в страховой стаж Рягузова В.Н. периода работы в малом частном предприятии «ЛАФ» с 01.01.2002 по 12.06.2002 у суда не имеется, поскольку отсутствует подтверждение уплаты страховых взносов за указанный период.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Истец Рягузов В.Н. достиг возраста 60 лет – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приложением 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году назначение страховой пенсии производится не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом переходных положений, определенных статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости в 2022 году составляет 13 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 23,4.
Из отзыва ответчика следует, что при включении в страховой стаж истца периода работы с 01.11.1993 по 31.12.2001, продолжительность его страхового стажа по состоянию на 30.04.2022 составит 21 год 11 месяцев 12 дней, величина ИПК – 21,814 (при требуемой 23,4).
При таких обстоятельствах, поскольку с учетом включенного судом в страховой стаж спорного периода работы и принятии сведения о заработной плате Рягузова ФИО13, указанные в справках № 46 от 14.08.2023, № 47 от 14.08.2023, № 48 от 14.08.2023, № 49 от 14.08.2023, № 50 от 14.08.2023, выданных ТОО «ЛАФ», у истца отсутствует необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента, у суда отсутствуют основания для назначения истцу страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 21.04.2022.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░14 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ №) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░15 (░░░░░ №) ░░░░░░ ░░░░░░: ░ 01.11.1993 ░░ 31.12.2001 – ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░», ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░16, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ № 46 ░░ 14.08.2023, № 47 ░░ 14.08.2023, № 48 ░░ 14.08.2023, № 49 ░░ 14.08.2023, № 50 ░░ 14.08.2023, ░░░░░░░░ ░░░ «░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.10.2024