УИД 43MS0048-01-2023-000237-29
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-22470/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
27 октября 2023 г. г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ившиной Т.В., рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 43 Нолинского судебного района Кировской области от 12 апреля 2023 г., апелляционное определение Нолинского районного суда Кировской области от 26 июня 2023 г. по гражданскому делу № 2-191/2023 по иску прокурора Сунского района Кировской области в интересах ФИО1 к КОГБУЗ «Сунская Центральная районная больница», Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг,
установил:
прокурор Сунского района Кировской области обратился в суд с вышеназванным иском в интересах ФИО1, указав, что прокуратурой Сунского района Кировской области по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения положений законодательства о мерах социальной поддержки медицинских работников, проживающих в сельской местности и в поселках городского типа.
В ходе проверки установлено, что ФИО1 проживает в сельской местности. В период с 01 августа 1995 года по настоящее время работает в должности врача-педиатра.
До 01 января 2005 года включительно, ФИО1 пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а с 2005 года ей выплачивалась частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Факт получения льготы подтверждается соответствующей справкой и копией платежной ведомости КОГБУЗ «Сунская ЦРБ».
Из пункта 1.5 Устава КОГБУЗ «Сунская ЦРБ» следует, что учредителем учреждения является Кировская область.
Всего с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года подтвержденные затраты, понесенные ФИО1 на оплату коммунальных услуг (плата за освещение и отопление) составили 26 209,07 руб. Частичная компенсация коммунальных платежей за счет средств областного бюджета за этот же период составила 9 426 руб.
Взыскание компенсационных выплат должно быть произведено из казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице Министерства финансов Кировской области.
В соответствии с действующим с 01 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в государственных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации, того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, меры социальной поддержки фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения Кировской области установлены не в полном объеме.
На основании изложенного просил суд взыскать с ответчиков в пользу ФИО1 расходы, понесенные ею на оплату коммунальных услуг за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 16 783,07 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 43 Нолинского судебного района Кировской области от 12 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Нолинского районного суда Кировской области от 26 июня 2023 года, исковые требования прокурора Сунского района Кировской области в интересах ФИО1 удовлетворены частично.
Взысканы с Министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации - Кировская область в пользу ФИО1 в возмещение расходов, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, денежные средства в размере 16 783,07 рублей.
В удовлетворении исковых требований к КОГБУЗ «Сунская Центральная районная больница» отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на необоснованность и неправильное применение норм материального права, просит суд отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований, не передавая дело на новое рассмотрение,
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов по доводам жалобы, Шестой кассационный суд общей юрисдикции пришёл к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 с 05 мая 2003 года по настоящее время работает медицинским работником КОГБУЗ «Сунская центральная районная больница».
Согласно сведениям о регистрации ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
По состоянию на 01 января 2005 года ФИО1 являлась квалифицированным медицинским работником учреждения здравоохранения, работающим и проживающим в поселке городского типа, то есть пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.
В соответствии с Законом Кировской области от 28 октября 2004 г. № 267-30 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях и поселках городского типа области» размер ежемесячной денежной выплаты в форме частичной компенсации расходов с января по февраль 2022 составлял 628 рублей, с марта по декабрь 2022 - 817 рублей ежемесячно.
За период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года включительно Жгулёва Т.В. произвела затраты на коммунальные услуги по теплоснабжению и электроснабжению в общей сумме в сумме 26209,07 руб.
Справкой КОГБУЗ «Сунская ЦРБ» подтверждена частичная компенсация истцу коммунальных платежей с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 9426 рублей.
Из материалов дела следует, что истец до 01 января 2005 года пользовалась льготой в виде возмещения расходов на отопление и освещение в полном объеме.
Истец полагает, что подлежат возмещению в полном объёме расходы по оплате за отопление и освещение занимаемого ею и членами ее семьи жилого помещения за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, размер которых за вычетом частичной компенсации коммунальных платежей в размере 9426 рублей, составляют 16783,07 руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующее правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников областных государственных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан», а до установления порядка предоставления мер социальной поддержки названной категории работников обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 № 5487 в редакции, действовавшей до 01 января 2005г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения.
Часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу.
Одновременно, в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
С 22 ноября 2011г. вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 № 5487 и статья 35 Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанным законом с 01 января 2012 г. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счёт средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2 ст. 72 Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»).
Применительно к законодательству Кировской области таковым является Закон Кировской области от 03 ноября 2004 № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области», которым установлена мера социальной поддержки отдельных категорий специалистов (включая фармацевтических и медицинских работников медицинских организаций, организаций), проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме ежемесячной частичной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условия, размер и порядок выплаты такой компенсации.
Размер частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен в сумме 400 рублей, данный размер увеличивается и утверждается Правительством области Кировской области.
Таким образом положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись указанные льготы в натуральной форме (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности) с 01 января 2005 г. утратили силу. Для медицинских работников, проживающих в сельской местности меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены и действующим законодательством не предусмотрены, как и не предусмотрено их полное освобождение от необходимости оплаты жилого помещения и жилищно- коммунальных услуг.
Следует отметить, что при изменении правового регулирования компенсации коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам сельской местности размер денежной компенсации, установленной законодательством Кировской области, соответствовал прежнему уровню социальной защиты, который имели указанные лица до 01 января 2005 г., установленный совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат после 31 декабря 2004 г. не уменьшился.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов предыдущих инстанций, так как данные выводы основаны на неверном толковании и применении норм материального и процессуального права, в результате которого не были определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, от установления которых зависит правильное разрешение настоящего спора.
С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой кассационный суд общей юрисдикции,
о п р е д е л и л:
решение мирового судьи судебного участка № 43 Нолинского судебного района Кировской области от 12 апреля 2023 г., апелляционное определение Нолинского районного суда Кировской области от 26 июня 2023 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 43 Нолинского судебного района Кировской области.
Судья Шестого кассационного суда
общей юрисдикции Т.В. Ившина