Судья Адгамова А.Р. УИД 16RS0043-01-2020-015060-28
Дело № 2-1791/2022
Дело № 33-16098/2022
Учет № 086г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2022 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Сахиповой Г.А.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Новосельцева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Ахатовым А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Потаповой Н.В. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 4 мая 2022 года, которым постановлено:
иск Потаповой Натальи Валентиновны к Отделению № 31 Республиканского центра материальной помощи Нижнекамского муниципального района, Государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» о признании незаконными решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и действий по их не предоставлению: невыплате соответствующих сумм субсидий, о взыскании субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, судебных расходов, оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Потапова Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению № 31 Республиканского центра материальной помощи Нижнекамского муниципального района о признании незаконными решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и действий по их не предоставлению.
Впоследствии к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное казенное учреждение «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)».
В обоснование заявленных требований указала, что во второй половине октября 2017 года получила в форме простого письма посредством услуг Почты России отказ в предоставлении мер социальной поддержки от Отделения № 31 Республиканского центра материальной помощи Нижнекамского муниципального района, в связи с не подтверждением доходов за шесть месяцев. Вместе с тем, письмом от 25 августа 2017 года № 1272 данное Отделение подтвердило ее доходы за период с 1 февраля 2017 года по 31 июля 2017 года в размере 18858 рублей 01 копейка. Также, предоставлялась справка о доходах формы 2-НДФЛ. Полагая действия ответчика не законными, просила суд признать решения и действия ответчика по невыплате соответствующих субсидий не законными, взыскать с ответчика незаконно удержанную сумму в размере 19407 рублей 74 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 20095 рублей 10 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Истец Потапова Н.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчиков Отделения № 31 Республиканского центра материальной помощи Нижнекамского муниципального района, Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Стороны в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, истец и представитель ответчиков ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В предыдущем судебном заседании представитель ответчиков Отделения
№ 31 Республиканского центра материальной помощи Нижнекамского муниципального района, Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» пояснил, что 10 октября 2017 года Потапова Н.В. обратилась с заявлением и пакетом документов в отделение РЦМП в Нижнекамском районе за назначением субсидии на оплату жилого и коммунальных услуг. Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии. Истцом была предоставлена справка о доходах за период с 1 апреля по 30 сентября 2017 года в размере 12863 рублей, следовательно, ежемесячная сумма дохода составила 2143 рубля 83 копейки, а расходы, согласно представленных счетов-фактур за период с мая по сентябрь 2017 года, составили 24 938 рублей 65 копеек. Из этого следует, что истица получала дополнительный доход, но не представила на то документов. По имеющейся информации Потапова Н.В. в период с апреля 2017 года по 30 сентября 2020 года на учете в Центре занятости населения как безработная не состояла. Таким образом, истцом не подтверждено наличие каких-либо иных доходов, а расходы истца превышают заявленную сумму доходов. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ООО «ТД «КАМА» (правопреемник ООО «Татнефть - Нефтехимснаб») пояснил, что трудовой договор с истцом был заключен в августе 2017 года, за период с августа по сентябрь 2017 года доход Потаповой Н.В. составил 31887 рублей 90 копеек, в том числе: в августе – 9633 рубля, в сентябре – 22224 рубля 90 копеек. Представленная ею в органы соцзащиты справка № СНБ00000124 была выдана работодателем 3 октября 2017 года и на момент выдачи являлась достоверной, поскольку в ней отражена заработная плата за август 2017 года в месяце ее фактического получения, то есть в сентябре 2017 года. Сведения о заработной плате за сентябрь 2017 год не могли быть отражены в данной справке, поскольку согласно пункту 4.8. Коллективного договора окончательный расчет по выплате зарплаты производится 14 числа месяца, следующего за отчетным. Также в справке указана компенсация за медосмотр в размере 3200 рублей, поскольку является компенсационной выплатой, не подлежащей налогообложению. Просил в удовлетворении иска отказать.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения, полагая его незаконным и принятым без всестороннего исследования обстоятельств дела, с нарушением норм материального и процессуального права. При этом указывает на то обстоятельство, что она не может нести ответственность за достоверность сведений, предоставленных третьим лицом.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах своей неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что 10 октября 2017 года Потапова Н.В. обратилась с заявлением и пакетом документов в отделение РЦМП в Нижнекамском районе за назначением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 17-18), приложив в подтверждение имеющихся доходов справку от 3 октября 2017 года № СНБ00000124, выданную ООО «Татнефть-Нефтехимснаб», согласно которой ее доход за апрель - сентябрь 2017 года составил 12863 рубля (л.д. 50).
Решением Отделения № 31 РЦМП от 11 октября 2017 года № 3168, истице отказано в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с не подтверждением доходов за шесть месяцев.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представитель ответчиков пояснила, что истцу отказано в связи с предоставлением заведомо недостоверной информации, поскольку в период с мая по сентябрь 2017 года расходы Потаповой Н.В. по оплате за жилищно-коммунальные услуги превышали размер представленных доходов.
Согласно лицевым счетам, расходы истца на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с мая по сентябрь 2017 года составили 24938 рублей 65 копеек.
Между тем, из представленной по запросу суда МИФНС России № 11 по Республике Татарстан справки о доходах налогового агента ООО «Татнефть-Нефтехимснаб» за 2017 год следует, что доход Потаповой Н.В. за август-сентябрь 2017 года составил 31887 рублей 90 копеек.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку истцом были представлены неполные и (или) заведомо недостоверные сведения о его доходах, что является предусмотренным законом основанием для отказа в предоставлении субсидии, в связи с чем истцу было правомерно отказано в предоставлении субсидии как лицу не относящегося к категории получателя государственной услуги.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может, признавая доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания, исходя из следующего.
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила).
В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20-31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).
Согласно пункту 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах. Проверка осуществляется путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией.
Правила предоставляют органу, принимающему решение о предоставлении субсидии, возможность оценивать полноту и достоверность представленных заявителем сведений.
Из материалов дела следует, что первоначально настоящий спор был разрешен судом первой инстанции 19 января 2021 года и истцу было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 12 июля 2021 года решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 19 января 2021 года по данному делу было оставлено без изменения, апелляционная жалоба Потаповой Н.В. – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2022 года решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 19 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от <дата> отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В своем определении суд кассационной инстанции, не согласившись с позицией нижестоящих судов, указал, что по данному делу юридически значимым и подлежащим установлению с учетом правового обоснования Потаповой Н.В. заявленных исковых требований положений закона, подлежащими применению к спорным отношениям, являлось выяснение, в том числе, следующих обстоятельств: совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи Потаповой Н.В. заявления о предоставлении субсидии; размер расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанный исходя из требований вышеуказанных Правил; предоставление заявителем пакета документов, предусмотренных Правилами, необходимого для установления наличия (или отсутствия) у заявителя права на получение субсидии; наличие у Потаповой Н.В. права на получение субсидии с учетом размера ее дохода (совокупного дохода ее семьи) и размера расходов на жилищно-коммунальные услуги; наличие предусмотренных Правилами оснований для отказа в предоставлении субсидии; наличие (или отсутствие) недобросовестности в действиях заявителя при предоставлении справки о доходах, оформленной ее работодателем; факт предоставления заявителем заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения ее размера.
Бремя доказывая законности решения об отказе в предоставлении субсидии лежит на ответчике.
Однако, отказывая в удовлетворении иска и оставляя без изменения решение, суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы о необоснованности заявленных требований без установления указанных обстоятельств.
Так, из решения ответчика об отказе в предоставлении социальной помощи от 11 октября 2017 года следует, что основанием для такого решения явилось не подтверждение заявителем доходов за 6 месяцев.
Между тем, такое основание для отказа в предоставлении субсидии не предусмотрено Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761.
При этом вывод судов о представлении истцом недостоверных сведений о ее доходе и наличии у ответчика оснований для отказа в предоставлении субсидии сделан без выяснения всех вышеуказанных юридически значимых обстоятельств по делу.
Кроме того, суд не установил наличие (либо отсутствие) у истца права на получение меры социальной поддержки с учетом установленного в ходе судебного разбирательства размера ее дохода и расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При новом рассмотрении судом первой инстанции было принято аналогичное решение, в котором суд указал, что в выданной работодателем 3 октября 2017 года справке не была отражена заработная плата истца за сентябрь 2017 года, поскольку окончательный расчет за отработанный период, согласно локальным нормативным актам работодателя, производится 14 числа месяца, следующего за отчетным, а аванс за первую половину месяца выплачивается 29 числа. Таким образом, в справке, выданной 3 октября 2017 года, заработная плата за сентябрь не могла быть отражена.
Однако суд пришел к выводу, что истец, получая данную справку, не мог не знать о том, что указанные в ней сведения о размере заработной платы за сентябрь 2017 года не соответствует фактически полученным им суммам, поскольку в справке не был отражен аванс за сентябрь, который был получен 29 сентября 2017 года, то есть возложил на истца вину в предоставлении недостоверных сведений.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (пункт 20 Правил).
Согласно пункту 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Во исполнение этого Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован разделом V Правил, пункты 32 - 35 которого содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил).
В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (пункт 60 Правил).
Как усматривается из ответа Отделения № 31 Республиканского центра материальной помощи Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 21 декабря 2022 года № 31-11/02534 (Информация-расчет) на запрос судебной коллегии, максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не должна превышать 21%.
В соответствии с представленным ответчиком расчетом за период с 1 октября 2017 года по 31 марта 2018 года, исходя из ее фактических доходов Потапова Н.В. имеет право на получение меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку размер ее расходов на данную оплату превышает 21% от ее дохода.
Более того, даже с учетом суммы, не отраженной в представленной ответчику справке о размере заработной платы, данное право истец не утрачивает.
Согласно сведениям управляющих компаний по ПСС расходы Потаповой Н.В. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с мая по сентябрь 2017 года составили 24938 рублей 65 копеек (л.д. 41-49).
Из представленной по запросу суда МИФНС России № 11 по Республике Татарстан справки о доходах налогового агента ООО «Татнефть-Нефтехимснаб» за 2017 год следует, что доход Потаповой Н.В. за август-сентябрь 2017 года составил 31887 рублей 90 копеек, то есть расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превысили установленный порог в 21%.
Таким образом, истец приложил к заявлению ответчику справку о доходах, выданную работодателем, в которой были отражены актуальные сведения о доходе на момент ее получения с учетом установленных в организации сроков выплаты заработной платы, в связи с чем выводы, изложенные в решении ответчика о предоставлении Потаповой Н.В. заведомо недостоверных сведений о ее доходе, а также выводы суда первой инстанции о законности отказа в предоставлении истцу мер социальной поддержки, нельзя признать обоснованными.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием решения о признании решения Отделения № 31 Республиканского центра материальной помощи Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан об отказе Потаповой Н.В. в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 10 октября 2017 года.
Вместе с тем, судебная коллегия считает не подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика с ответчика суммы субсидии в размере 19407 рублей 74 копейки.
Так как суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации), судебная коллегия не может самостоятельно установить размер субсидии, о которой просит истец.
По этим же основаниям не подлежит удовлетворению требование Потаповой Н.В. о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 20095 рублей 10 копеек, поскольку до предоставления истцу субсидии и установлении ее размера право на взыскание указанных процентов у нее не возникло.
Также судебная коллегия отклоняет требование истца о взыскании в его пользу компенсации морального вреда.
В силу части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Принимая во внимание, что требование истца о взыскании компенсации морального вреда непосредственно связано с имущественными требованиями, оснований для удовлетворения этого требования не имеется.
Таким образом, заявленный иск подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 4 мая 2022 года по данному делу отменить, принять новое решение.
Признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи» (компенсационных выплат) отделения № 31 Республиканского центра материальной помощи Нижнекамского муниципального района в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг Потаповой Наталье Валентиновне.
Обязать Государственное казенное учреждение «Республиканский центр материальной помощи» (компенсационных выплат) отделение Республиканского центра материальной помощи Нижнекамского муниципального района предоставить Потаповой Н.В. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 10 октября 2017 года.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающих трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи