Дело № 11а-№/2022 Судья: Лисицын Д.А.
Дело № 2а-№/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 марта 2022 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аганиной Т.А.,
судей Никитиной О.В., Магденко А.В.,
при секретаре Овчинниковой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда города Челябинска от 09 декабря 2021 года по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени,
заслушав доклад судьи Никитиной О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, исследовав возражения на апелляционную жалобу, выслушав пояснения сторон,
УСТАНОВИЛА:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее по тексту – ИФНС России по Центральному району г. Челябинска) обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, к ФИО1 о взыскании суммы задолженности по пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 400 руб. 23 коп., за 2017 год в размере 261 руб. 10 коп., за 2018 года в размере 2 руб. 60 коп.
Требования по иску мотивированы тем, что ответчик является плательщиком транспортного налога, при этом, ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате налогов, у последней образовалась задолженность, также налоговым органом была рассчитана пеня в связи с просрочкой оплаты ответчиком налогов. Истец требует взыскать образовавшуюся задолженность по пени в указанных суммах.
Решением Центрального районного суда города Челябинска от 09 декабря 2021 года административные исковые требования налоговой инспекции были удовлетворены. С ФИО1 в пользу ИФНС России по Центральному району г. Челябинска взыскана задолженность:
- по пени по транспортному налогу на недоимку за 2016 год в размере 400,23 руб., начисленная за период с 18 декабря 2017 года по 02 июня 2019 года;
- по пени по транспортному налогу на недоимку за 2017 год в размере 261,10 руб., начисленная за период с 19 декабря 2018 года по 05 декабря 2019 года;
- по пени по транспортному налогу на недоимку за 2018 год в размере 2,60 руб., начисленная за период с 03 декабря 2019 года по 06 декабря 2019 года.
Также с ФИО1 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
Не согласившись с постановленным по делу решением, ФИО1 обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшееся по делу решение ввиду нарушения ее материальных и процессуальных прав.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на пропуск налоговым органом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании пеней по транспортному налогу, указывая, что задолженность по транспортному налогу за 2016 год была ею погашена 29 мая 2019 года (срок выставления требования - до 29 августа 2019 года, срок добровольного погашения задолженности в 45 дней - до 14 октября 2019 года), следовательно, по данному требованию срок обращения в суд истекал 14 апреля 2020 года, задолженность по транспортному налогу за 2017-2018 годы была ею погашена 06 декабря 2019 года (срок выставления требования - до 06 марта 2020 года, срок добровольного погашения в 45 дней - до 20 января 2020 года) – срок обращения в суд истекал 20 июля 2020 года, при этом в нарушение указанных процессуальных сроков заявление в суд было подано лишь 01 октября 2020 года.
В возражениях на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы без удовлетворения.
Представитель административного истца ИФНС России по Центральному району г. Челябинска ФИО2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, при надлежащем извещении о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного выше лица, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции РФ. Указанная обязанность также предусмотрена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Частью 1 статьи 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Виды налогов, порядок их исчисления и уплаты предусмотрены положениями статей 14, 23, 45, 356 – 359 НК РФ.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В статье 357 НК РФ указано, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 358 НК РФ установлено, что объектами налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 363 НК РФ указано, что налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в 2016, 2017 и 2018 годах – в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Как следует из материалов дела и сторонами по делу не оспаривалось, ФИО1 с 15 января 2014 года и до настоящего времени является собственником транспортного средства <данные изъяты>, г/н № (л.д. 137).
16 июля 2017 года ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика было выставлено налоговое уведомление № об уплате, в том числе, транспортного налога 2016 год в размере 3000 рублей в срок не позднее 01 декабря 2017 года (л.д. 15-16). 14 июля 2018 года ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика было выставлено налоговое уведомление № об уплате, в том числе, транспортного налога 2017 год в размере 3000 рублей в срок не позднее 03 декабря 2018 года (л.д. 17-18). 26 сентября 2019 года ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика было выставлено налоговое уведомление № об уплате, в том числе, транспортного налога 2018 год в размере 3000 рублей в срок не позднее 02 декабря 2019 года (л.д. 19-20).
Ввиду неуплаты транспортного налога за 2016, 2017 и 2018 годы в адрес налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика ФИО1 выставлялись налоговые требования об уплате недоимки по налогу и пени: требование № по состоянию на 18 декабря 2017 года об уплате, в том числе, транспортного налога за 2016 год в размере 3000 рублей и пени по налогу в размере 13,20 рублей со сроком исполнения до 19 января 2018 года; требование № по состоянию на 19 декабря 2018 года об уплате, в том числе, транспортного налога за 2017 год в размере 3000 рублей и пени по налогу в размере 11,30 рублей со сроком исполнения до 09 января 2019 года; требование № по состоянию на 17 января 2020 года об уплате, в том числе, транспортного налога за 2018 год в размере 3000 рублей и пени по налогу в размере 28,45 рублей со сроком исполнения до 18 февраля 2020 года (л.д. 46-50).
Как следует из карточки расчета с бюджетом налогоплательщика ФИО1 (л.д. 23), задолженность по транспортному налогу за 2016 год была погашена ответчиком полностью 03 июня 2019 года, самой ФИО1 в апелляционной жалобе указано, что задолженность по транспортному налогу за 2016 год была погашена ею полностью 29 мая 2019 года. Задолженность по транспортному налогу за 2017 и 2018 годы погашена ответчиком полностью 06 декабря 2019 года.
В связи с несвоевременным исполнением налогового обязательства по уплате транспортного налога за 2016, 2017 и 2018 годы налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование № по состоянию 09 июля 2020 года об уплате, в том числе, пени транспортному налогу в размере 688,43 рублей, со сроком исполнения до 11 августа 2020 года (л.д. 11). Указанное требование было выгружено в личный кабинет налогоплательщика 10 июля 2020 года (л.д. 12).
Как следует из представленного административным истцом уточненного расчета, сумма пени по транспортному налогу, включенная в требование № от 09 июля 2020 года, по состоянию на 06 декабря 2019 года составила 663,93 рублей (л.д. 13).
В добровольном порядке административный ответчик не исполнила обязанность по уплате задолженности по пени по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц, в связи с чем, ИФНС России по Центральному району г. Челябинска 01 октября 2020 года обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Центрального района г. Челябинска с заявлением № о вынесении в отношении ФИО1 судебного приказа о взыскании задолженности по пени на общую сумму 5137,87 рублей, в том числе пени по транспортному налогу на сумму 688,43 рублей (л.д. 27 оборот, 119-121).
Судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по Центральному району г. Челябинска задолженности, в том числе по пени по транспортному налогу за период 2019 года в размере 688,43 рублей вынесен 16 ноября 2020 года (л.д. 131), и отменен определением того же мирового судьи 17 февраля 2021 года, в связи с поступившими возражениями ответчика (л.д. 7,8).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, проверив расчет пени, признав его верным, установил, что обязанность ФИО1 по уплате задолженности по транспортному налогу за 206-2018 годы надлежащим образом своевременно исполнена не была, и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Также с ответчика взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Вместе с тем, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, о нарушении налоговым органом срока выставления ответчику требования об уплате заявленных к взысканию пени, заслуживают внимания.
Согласно представленному расчету пени, в требование № по состоянию на 09 июля 2020 года включены, помимо иного, пени по транспортному налогу в размере 688,43 рублей, рассчитанные следующим образом: пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 400,23 рублей за период с 18 декабря 2017 года по 02 июня 2019 года; пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 261,10 рублей за период с 19 декабря 2018 года по 05 декабря 2019 года; пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 2,60 рублей за период с 03 декабря 2019 года по 06 декабря 2019 года.
В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
Проверяя обоснованность требований налогового органа в части взыскания пени на недоимки по транспортному налогу за 2016-2018 годы, судебная коллегия отмечает, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Положения ст. 286 КАС РФ подлежат применению в совокупности со специальными нормами НК РФ в части взыскания обязательных платежей и санкций в рамках налоговых правоотношений.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в постановлениях от 27 апреля 2001 года № 7-П, от 10 апреля 2003 года № 5-П, от 14 июля 2005 года № 9-П, определениях от 21 апреля 2005 года № 191-О, от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, в НК РФ установлены временные пределы осуществления мер государственного принуждения, связанные с взысканием налога и направленные на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Часть 1 ст. 94 КАС РФ устанавливает, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Таким образом, по смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.
В силу п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Пункт 1 ст. 72 НК РФ устанавливает, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пп. 1, 2 ст. 75 НК РФ).
В порядке пп. 3, 5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
На основании п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
С учетом положений п. 1 ст. 72, пп. 3, 5 ст. 75 НК РФ обязанность по уплате пени является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Учитывая положения п. 1 ст. 409 НК РФ, транспортный налог за 2016, 2017 и 2018 годы подлежал уплате физическими лицами в сроки не позднее 01декабря 2017 года, 01 декабря 2018 года и 01 декабря 2019 года соответственно.
Согласно КРСБ и расчету сумм пеней, включенных в требование по уплате № по состоянию на 09 июля 2020 года, оплата недоимки по транспортному налогу за 2016 год произведена административным ответчиком в полном размере 03 июня 2019 года; оплата недоимки по транспортному налогу за 2017 и 2018 годы произведена административным ответчиком в полном размере 06 декабря 2019 года. При этом, налоговым органом указано на то, что погашение недоимки по налогу за 2016 год было выявлено 10 декабря. 2019 года, в результате уточнения платежа.
Таким образом, оплата вышеуказанных недоимок по налогу произведена с нарушением установленных законом сроков. Следовательно, на образовавшиеся недоимки по налогам подлежали начислению пени.
В силу пп. 1, 3 ст. 75 НК РФ пени начисляются за неуплату сумм налогов в установленный законодательством о налогах и сборах сроки и рассчитываются, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Согласно ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Указанные правила в силу п. 3 ст. 70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 51 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения п. 5 ст. 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями – с момента уплаты последней ее части).
Таким образом, приведенными выше положениями возможность обращения налогового органа за взысканием пеней ограничена конкретными императивными сроками, не соблюдение которых не должно негативно сказываться на правах налогоплательщика, поскольку он не может быть поставлен в ситуацию недопустимой неопределенности, возможностью предъявления в любой момент требования о взыскании с него пеней.
По настоящему делу установлено, что ФИО1 пениобразующие недоимки по транспортному налогу за 2016-2018 годы оплачены в полном объеме, но с нарушением срока. Доводы ответчика об уплате задолженности по транспортному налогу за 2016 год 29 мая 2019 года, а не 03 июня 2019 года, налоговым органом не опровергнуты. Факт выявления налоговым органом уплаты задолженности по транспортному налогу за 2016 год только 10 декабря 2019 года, при совершении оплаты 29 мая 2019 года, допустимыми доказательствами не подтвержден, поскольку какой-либо документ о выявлении недоимки, налоговым органом не составлялся и суду не представлен.
Следовательно, требования об уплате пеней, начисленных на недоимки по транспортному налогу за 2016-2018 годы должны были быть направлены ФИО1 не позднее чем через 3 месяца со дня полной уплаты соответствующей пениобразующей недоимки, то есть: по транспортному налогу за 2016 год (дата уплаты недоимки по налогу – 29 мая 2019 года) – не позднее 29 августа 2019 года; по транспортному налогу за 2017 и 2018 годы (дата уплаты недоимки по налогу – 06 декабря 2019 года) – не позднее 06 марта 2020 года.
Между тем, в нарушение предписаний закона, требование № об уплате, в том числе, пени, начисленных на недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016-2018 годы, было сформировано 09 июля 2020 года и выставлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика только 10 июля 2020 года, что свидетельствует о существенном пропуске срока и нарушении процедуры предъявления требования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 22 апреля 2014 года № 822-О, в п. 1 ст. 70 НК РФ федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. При этом нарушение сроков, установленных ст. 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.
Также в определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О Конституционный Суд РФ указал, что законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
Из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ следует, что в любом случае пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей (п. 6 Информационного письма от 17 марта 2003 года № 71). Таким образом, не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ.
В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года, внимание судов обращено на то, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно – в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
По смыслу приведенных выше положений установленный п. 1 ст. 70 НК РФ срок не является пресекательным, но его нарушение не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога в принудительном порядке.
Таким образом, при исчислении срока направления требований об уплате пени по транспортному налогу за 2016 год следует исходить из даты – 29 августа 2019 года, об уплате пени по транспортному налогу за 2017 и 2018 годы следует исходить из даты – 06 марта 2020 года – крайние даты, когда требования подлежали направлению в соответствии с установленным законом порядком.
По общему правилу в силу абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
ФНС России в письме от 21 октября 2015 года № ГД-4-8/18401@) рекомендовала нижестоящим налоговым органам предоставлять налогоплательщикам от 30 до 45 календарных дней для добровольной уплаты задолженности.
В связи с этим, учитывая предоставление максимально возможного срока для добровольной уплаты задолженности – 45 дней, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании пеней: начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2016 год, должен исчисляться с даты – 14 октября 2019 года; начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2017 и 2018 годы – с даты 21 апреля 2020 года, то есть по истечении 45 дней со дня окончания установленного п. 1 ст. 70 НК РФ срока для направления требований по налогам за указанные периоды.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Вместе с тем, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в редакции Федерального закона, действующего на момент возникновения спорных правоотношений).
С учетом изложенного, принимая во внимание, что общая сумма пеней по транспортному налогу за 2016-2018 годы, заявленных налоговым органом к взысканию с ФИО1, составляет 663,93 рублей, то есть не превышает 3 000 рублей, установленный абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение в суд за принудительным взысканием с ФИО1 пеней, начисленных на недоимки по транспортному налогу за 2016-2018 годы истекает только 14 апреля 2023 года (день истечения срока исполнения самого раннего требования – 14 октября 2019 года + 3 года + 6 мес.).
Из представленных материалов административного дела следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу за 2016-2018 годы, ИФНС России по Центральному району г. Челябинска обратилась к мировому судье 01 октября 2020 года (л.д. 27).
Вопреки доводам жалобы, в отношении пеней, начисленных на недоимки по транспортному налогу за 2016-2018 годы, шестимесячный срок обращения в суд с заявлением об их взыскании, предусмотренный абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, налоговым органом не пропущен.
Аргументы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 КАС РФ.
При изложенных обстоятельствах суд находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.
Иных правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
Руководствуясь статьями 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Челябинска от 09 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи