Судья: Соболева Ж.В. адм. дело N 33а-15348/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 ноября 2016 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Евдокименко А.А.,
при секретаре Чуркиной С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ООО Физкультурно-оздоровительный реабилитационный центр «СЛОН» на решение Центрального районного суда г.Самары от 22 сентября 2016 года которым постановлено:
«В удовлетворении административного иска ООО ФОРЦ «СЛОН» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным предписания об устранении нарушения земельного законодательства – отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя ООО ФОРЦ «СЛОН» Борисова И.Ю. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Росреестра по Самарской области Старковой Ю.К., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
ООО ФОРЦ «СЛОН» обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – Управление Росреестра по Самарской области) об оспаривании предписания главного специалиста-эксперта в г.о.Тольятти и м.р.Ставропольский по использованию и охране земель Ревуцкого П.Ю. от 25 июля 2016 года, которым на общество возложена обязанность устранить нарушения земельного законодательства. С вынесенным предписанием административный истец не согласен, поскольку каких-либо нарушений земельного законодательства обществом не допущено.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 113-118).
В апелляционной жалобе ООО ФОРЦ «СЛОН» просит решение суда отменить как незаконное (л.д. 119-120).
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года N 457.
В соответствии с п. 5.1.1 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный надзор.
Пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1, установлено, что функции по земельному надзору осуществляются, в том числе Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность (п.п. «б») предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (п.п. «з»).
Из материалов дела следует, что ООО ФОРЦ «СЛОН» является собственником объектов недвижимости, а именно: открытых теннисных кортов № площадью 1 599, 00 кв.м и № площадью 898,10 кв.м, горнолыжного склона, площадь застройки 3 972,8 кв.м, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, имеющего адрес: <адрес>.
На основании распоряжения руководителя Управления Росреестра по Самарской области проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО ФОРЦ «СЛОН» требований земельного законодательства, по результатам которой установлено, что ООО ФОРЦ «СЛОН» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 17438 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Применительно к данному праву установлена обязанность по переоформлению на право аренды, на право безвозмездного пользования (для религиозных организаций) или на приобретение в собственность. Однако, ООО ФОРЦ «СЛОН» в нарушение требований действующего законодательства использует земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
В связи с чем, по результатам проверки 29 января 2016 года составлен Акт проверки и выдано Предписание, которым ООО ФОРЦ «СЛРОН» предписано в срок до 29 июня 2016 года устранить допущенное нарушение и оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельный участок расположенный по вышеуказанному адресу, площадью 17438 кв.м.
Указанное предписание обществом не оспорено, незаконным не признано.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
На основании распоряжения Управления Росреестра по Самарской области № 3108-р/2016 от 11 июля 2016 года проведена внеплановая документарная проверка на предмет исполнения ООО ФОРЦ «СЛОН» предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 29 января 2016 года.
В результате проверки установлено, что ранее выданное предписание от 29 января 2016 года не исполнено, ООО ФОРЦ «СЛОН» продолжает использовать земельный участок площадью 17438 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, в связи с чем, 25 июля 2016 года административному истцу выдано предписание, которым ООО ФОРЦ «СЛОН» предписано в срок до 25 января 2107 года устранить допущенное нарушение и оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельный участок.
ООО ФОРЦ «СЛОН», считая указанное предписание незаконным и нарушающим его права ссылалось на то, что предписание не содержит норму земельного законодательство, которая была нарушена, а также на то, что после введения в действие ст.7.34 КоАП РФ не устанавливалось нового срока исполнения хозяйствующими субъектами обязанности по переоформлению права постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды или собственности, в связи с чем Управление Росреестра по Самарской области не вправе устанавливать сроки для устранения нарушений.
Исследовав материалы дела и приведенные участвующими в деле лицами доводы, приняв во внимание доказанность факта использования обществом спорного земельного участка без правоустанавливающих документов, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого предписания Управления Росреестра по Самарской области незаконным, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что предписание Управление Росреестра по Самарской области от 29 января 2016 года, выполнение которого проверялось в ходе проверки, рассматриваемой в настоящем деле, обществом в установленный срок не исполнено.
Из материалов дела следует, что оспариваемое предписание 25 июля 2016 года по своему содержанию идентично ранее выданным предписаниям Управления Росреестра по Самарской области от 13 июня 2012 года, от 29 января 2016 года и выдано по результатам проверки, в ходе которой установлено неисполнение ООО ФОРЦ «СЛОН» ранее выданного предписания.
Постановлением мирового судьи судебного участка №97 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области, оставленным без изменения постановлением Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 27 июня 2016 года, подтверждено совершение ООО ФОРЦ «СЛОН» административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с невыполнением в установленным законом срок предписания Управления Росреестра по Самарской области от 13 июня 2012 года, которым на ФОРЦ «СЛОН» предписано в срок до 13 января 2016 года оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельный участок площадью 17 348 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>.
Судебная коллегия также учитывает, что определениями Управления Росреестра по Самарской области от 20 декабря 2012 года, 27 июня 2013 года, 12 декабря 2013 года, 27 июня 2014 года, 28 июля 2015 года удовлетворялись ходатайства ООО ФОРЦ «СЛОН» о продлении срока исполнения предписания от 13 июня 2012 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ООО ФОРЦ «СЛОН» продолжает использовать земельный участок площадью 17438 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, суд пришел к обоснованному выводу о соответствии предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 25июля 2016 года действующему законодательству, ввиду чего решение суда об отказе в удовлетворении требований является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Из содержания статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить обществу. Предписание выдано по результатам документарной проверки, проведенной на основании распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки соблюдения земельного законодательства.
Общество не указало, каким образом нарушения, указанные в предписании, повлияли на его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Следует отметить, что на наличие каких-либо процедурных нарушений допущенных Управлением Росреестра по Самарской области в ходе проверки, общество не ссылается.
Доводы административного истца, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе об отсутствии правовых оснований для оформления правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 17 348 кв.м, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как не свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дел, либо ошибочном применении норм права.
Согласно постановлению администрации г.Тольятти от 9 ноября 1993 года № 1740 в бессрочное пользование ТОО ФОРЦ «СЛОН» предоставлен земельный участок площадью 0,88 га, а так же земельный участок площадью 1,30 га под благоустройство и санитарное содержание территории.
Впоследствии из данных земельных участков сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером № площадью 17 438 кв.м., в связи с чем в предписании от 25 июля 2016 года и была указана данная площадь земельного участка.
6 марта 2012 года между мэрией г.о.Тольятти, ООО ФОРЦ «СЛОН» и ООО <данные изъяты> заключен договор купли-продажи земельного участка № 1053.
Вместе с тем, из буквального прочтения постановления администрации г.Тольятти от 9 ноября 1993 года № 1740 следует, что площадь земельного участка, предоставленного ООО ФОРЦ «СЛОН» на праве бессрочного пользования, который ООО ФОРЦ «СЛОН» и ООО <данные изъяты> могут переоформить в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» составляет 0,88 га, что подтверждается также свидетельством о праве № 13947 от 10 ноября 1993 года.
Указанные обстоятельства нашли свое отражение в решении арбитражного суда Самарской области от 22 марта 2013 года по делу № А55-32788/2012, согласно которому ООО ФОРЦ «СЛОН» вправе обратиться в мэрию г.о. Тольятти с заявлением в отношении регистрации участка площадью 0,88 га. Однако, ООО ФОРЦ «СЛОН» указанным правом не воспользовалось.
Довод апелляционной жалобы об отмене решения суда как не соответствующего решениям иных судов, противоречит ч.1 ст. 15 КАС РФ, согласно которой суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 22 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО Физкультурно-оздоровительный реабилитационный центр «СЛОН» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: