№ 2-217/2017
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Астрахань 13 февраля 2017 года
Советский районный суд г.Астрахани в составе:
председательствующего судьи Иноземцевой Э.В.,
при секретаре Кабаковой Э.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андранович А.М. к Обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания КАРДИФ», Публичному акционерному обществу «Почта-Банк» о досрочном расторжении договора страхования, взыскании уплаченной суммы страхового взноса, морального вреда, неустойки, судебных расходов.
у с т а н о в и л:
Истец Андранович А.М. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания КАРДИФ», Публичному акционерному обществу «Почта-Банк» о досрочном расторжении договора страхования, взыскании уплаченной суммы страхового взноса, морального вреда, неустойки, судебных расходов, указав, что <дата> между истцом и ПАО «Почта-Банк» был заключен договор потребительского кредита по программе «кредитная карта» <номер>. Денежная сумма кредита составила <данные изъяты> рублей, срок действия договора-неопределенный. Срок возврата кредита- <дата>. В качестве дополнительного способа обеспечения исполнения кредитного обязательства, одновременно с подписанием кредитного договора был подписан договор страхования <номер> от <дата>, заключенный между истцом и ООО «СК КАРДИФ». Страховая премия рассчитывается и уплачивается единовременно за весь срок действия договора страхования и составляет <данные изъяты> рублей. Срок действия договора страхования с <дата> по <дата>. Распоряжением клиента на перевод от <дата> на расчетный счет страхователя была перечислена денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей. <дата> кредит был досрочно погашен и выдана справка об отсутствии задолженности. <дата> истец обратился к ответчику с претензией о возврате неиспользованной суммы страхового взноса, однако в добровольном порядке по настоящее время ответчиком денежные средства не возвращены. Просит суд расторгнуть договор страхования <номер> от <дата>, заключенный между Андранович А.М. и ООО «СК КАРДИФ», с <дата>. Взыскать с ООО «СК КАРДИФ» в пользу Андранович А.М. денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей, неустойку в размере <данные изъяты> рублей, моральный вред в размере <данные изъяты> рублей, судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей, штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.
Впоследствии истцом заявленные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнены, просит суд взыскать с ответчика ООО «СК КАРДИФ» в его пользу моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание истец Андранович А.М. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
В судебном заседании представитель истца Андранович А.М.- Трошина И.С., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
В судебное заседание представители ответчиков ООО «Страховая компания КАРДИФ», ПАО «Почта-Банк» не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела.
Суд с согласия представителя истца, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований.
К такому выводу суд пришел исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Судом установлено, что <дата> между Андранович А.М. и ПАО «Почта-Банк» заключен договор потребительского кредита «кредитная карта» <номер> на сумму <данные изъяты> рублей сроком действия до <дата>.
В этот же день между Андранович А.М. и ООО «СК КАРДИФ» заключен договор страхования <номер> от несчастных случаев и болезней. Срок действия договора страхования составляет с <дата> по <дата>. Страховая премия рассчитывается и уплачивается единовременно за весь срок действия договора страхования и составляет <данные изъяты> рублей.
Согласно справке ПАО «Почта-Банк» от <дата> кредит закрыт <дата>.
Андранович А.М. в адрес ООО «СК КАРДИФ» было направлено заявление с требованием о расторжении договора страхования и возврате неиспользованной части страховой премии. Страхования компания оставила без удовлетворения заявление Андранович А.М., указав, что досрочный возврат кредита не влияет на действие договора страхования.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии со ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно п. 1 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ от <дата> <номер> «Об организации страхового дела в Российской Федерации» добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления.
Согласно положениям ст. 958 ГК РФ договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся: гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая; прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью.
Страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
При досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
При досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.
Согласно п.7.2 Приложения <номер> к договору страхования ООО «СК КАРДИФ» при досрочном отказе страхователя от договора страхования по основаниям, изложенным в п.п. «г», страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование. В иных случаях досрочного отказа страхователя от договора страхования возможность возврата уплаченной страховщику страховой премии регулируется п.3 ст. 958 ГК РФ, если договором не предусмотрено иное.
Как видно из договора страхования <номер> от <дата> условие о возврате уплаченных страховых взносов не предусмотрено.
Кроме того, согласно договору на страхование, подписанного Андранович А.М., истец был уведомлен, что страховая премия не подлежит возврату в случае досрочного расторжения договора страхования или полного досрочного исполнения кредитных обязательств.
При подписании договора истец был ознакомлен и подтвердил, что принял от ответчика условия страхования.
Таким образом, Андранович А.М. письменно согласился с предложенными ответчиком условиями; оплатил страховой взнос, не предъявил претензий по заключению договора страхования на иных условиях.
На основании изложенного, страховая компания ООО «СК КАРДИФ» надлежащим образом выполнила все обязательства по оформлению договора страхования, несет риск по страховому обеспечению в течение его действия; условия договора сторонами выполнялись; стороны не оспаривали факт оплаты страховой премии.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что сторонами согласованы все существенные условия договора, четко выражен его предмет, а также воля сторон. Текст договора стороны подписали добровольно, с содержанием и правовыми последствиями данной сделки ознакомлены.
Кроме того, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств в подтверждение доводов о том, что сторонами предусмотрен возврат уплаченной страховой премии в случае досрочного исполнения кредитных обязательств.
Также досрочное погашение кредита не указано по смыслу п. 1 ст. 958 ГК РФ в качестве обстоятельства для досрочного прекращения договора страхования, в связи с наступлением которого у страхователя имеется право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
Кроме того, по договору страхования были застрахованы такие риски как смерть застрахованного в течение срока страхования, установление застрахованному инвалидности 1-й или 2-й группы в течение срока страхования, травматическое повреждение застрахованного лица в результате несчастного случая, предусмотренное перечнем травматических повреждений, являющихся приложением к договору страхования (приложение <номер>).
При подписании договора страхование Андранович А.М. было известно и понятно, что размер предоставленного кредита, процентная ставка за пользование кредитом, а также иные существенные условия кредитования никоим образом не поставлены в зависимость от того, будет осуществлено страхование жизни и здоровья или нет, условия кредитования как со страхованием жизни и здоровья, так и без такового будут являться идентичными.
В соответствии с договором страхования <номер> от <дата> выгодоприобретателем по всем страховым случаям является застрахованное лицо либо его законные наследники.
Таким образом, договор страхования был связан с личным страхованием Андранович А.М., а не с риском непогашения кредита, поскольку действие договора страхования в зависимость от действия кредитного договора не ставилось, договор страхования продолжает свое действие, предусмотренное условиями страхования страховое возмещение рассчитывается в определенном размере и от срока действия и суммы кредитного договора не зависит.
Досрочное погашение кредита не свидетельствует о том, что возможность наступления страхового случая (причинение вреда жизни заемщика) отпала, и существование страховых рисков (рисков причинения вреда жизни заемщика) прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. Следовательно, досрочное погашение кредита заемщиком не влечет досрочного прекращения договора личного страхования по п. 1 ст. 958 ГК РФ, а значит, и последствий в виде возврата страхователю части страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
Ссылка представителя истца на то обстоятельство, что услуга по страхования была навязана в связи с заключением кредитного договора, необоснованна.
Как видно из договора страхования, подписанного Андранович А.М., истец выразил однозначное волеизъявление на заключение договора страхования жизни и здоровья заемщиков кредитов. Андранович А.М. был уведомлен, что заключение договора страхования не может являться обязательным условием для получения банковских услуг (включая получение кредита), уведомлен, что вправе не заключать договор страхования и вправе не страховать предлагаемые риски (или часть из них) или застраховать их в любой иной страховой компании по своему усмотрению.
Из кредитного договора также не усматривается, что решение банка о предоставлении кредита было поставлено в зависимость от согласия заемщика застраховать случаи по рискам смерти, инвалидности либо травматическим повреждением застрахованного лица в результате несчастного случая. Также не предусмотрено каких-либо санкций при отказе от заключения договора страхования, сроки действия договоров страхования не связаны со сроком действия кредитного договора и также не поставлены от него в зависимость.
Подписывая договор страхования Андранович А.М. подтвердил заключение им на добровольной основе договора страхования. Данный договор носит самостоятельный характер.
При указанных обстоятельствах, исковые требования следует оставить без удовлетворения в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-244 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░