Решение по делу № 33-5233/2019 от 25.10.2019

Апелляционное дело №33-5233/2019

Докладчик Агеев О.В.

Дело в суде 1 инстанции №2-1027/2019

Судья Иванова Т.В.

УИД 21RS0006-01-2019-001159-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 ноября 2019 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего Лысенина Н.П.,

судей Агеева О.В., Александровой А.В.,

при секретаре Львовой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Шлыгина А.В. к администрации г.Канаш Чувашской Республики о признании незаконным постановления администрации г.Канаш Чувашской Республики от 4 марта 2019 года №214 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей-получателей мер социальной поддержки на строительство (приобретение) жилых помещений за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, возложении обязанности восстановить на учете, поступившее по апелляционной жалобе ШлыгинаА.В. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 28 августа 2019 года.

Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия

установила:

ШлыгинА.В. обратился в суд с иском к администрации г.Канаш Чувашской Республики о признании незаконным постановления администрации г.Канаш Чувашской Республики от 4 марта 2019 года №214 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей-получателей мер социальной поддержки на строительство (приобретение) жилых помещений за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, возложении обязанности восстановить на учете.

Требования истцом мотивированы тем, что постановлением администрации г.Канаш Чувашской Республики от 2 августа 2013 года он со своей семьей, состоящей из четырех человек, включая ... ШлыгинуД.Е., ... ШлыгинаГ.А. и ШлыгинаБ.А., был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в приобретении жилья в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Кроме того, его семья состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях молодых семей - получателей мер социальной поддержки на строительство (приобретение) жилых помещений за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики №51 от 6 марта 2002 года. 22 марта 2019 года истец получил от ответчика сообщение о том, что постановлением администрации г.Канаш Чувашской Республики от 4 марта 2019 года №214 его семья снята с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, ввиду обеспечения его общей площадью жилого помещения свыше учетной нормы, которая по г.Канашу составляет 13 кв.м. Полагал постановление незаконным, так как на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в собственности ... ШлыгинойД.Е. и ... ШлыгинаГ.А. имелось по 1/3 доле в праве общей долевой собственности на комнату <адрес> общей площадью 18 кв.м на основании договора приватизации от 8 февраля 2013 года, иных жилых помещений у членов семьи в собственности не имелось. 16 июля 2014 года комната была продана, право собственности прекращено 19 июля 2014 года. Находясь на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, они приобрели в кредит в общую долевую собственность (по 1/4 доле каждому) квартиру <адрес> общей площадью 46 кв.м. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении этой квартиры зарегистрировано обременение - ипотека в силу закона в пользу банка. Приобретая квартиру, они рассчитывали на возможность получения социальной выплаты для направления ее на погашение основного долга и процентов по кредиту. В результате приобретения квартиры (площадью 46 кв.м) и при наличии в собственности ... и ... 2/3 доли в праве общей долевой собственности на комнату (площадью 12 кв.м) его семья перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий, при получении социальной выплаты на оплату основного долга и процентов по кредиту цель улучшения жилищных условий молодой семьи была бы достигнута.

Истец ШлыгинА.В. просил признать незаконным постановление главы администрации г.Канаш Чувашской Республики от 4 марта 2019 года о снятии истца с составом семьи из 4 человек с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей-получателей мер социальной поддержки на строительство (приобретение) жилых помещений за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, возложить на администрацию г.Канаш Чувашской Республики обязанность восстановить истца с составом семьи из 4 человек в списке нуждающихся в жилых помещениях молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей-получателей мер социальной поддержки на строительство (приобретение) жилых помещений за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

В судебном заседании истец ШлыгинА.В.. и его представитель ВоробьеваМ.Н. поддержали исковые требования по изложенным основаниям.

Представитель ответчика администрации г.Канаш НикитинаТ.П. иск не признала.

Третьи лица ШлыгинаД.Е., ШлыгинБ.А., ШлыгинГ.А., представители третьих лиц Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 28 августа 2019 года постановлено отказать истцу Шлыгину А.В. в удовлетворении заявленных требований.

Указанное решение суда обжаловано истцом ШлыгинымА.В. В апелляционной жалобе он указал основания, по которым считает решение суда неправильным: при определении нуждаемости семьи истца в жилом помещении площадь квартиры, приобретенной за счет кредитных средств, не подлежала учету, так как на день заключения кредитного договора семья истца продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении как и в предшествующий период; истец умышленно не ухудшал жилищные условия, так как приобретенная за счет кредитных средств квартира находится в залоге у банка; снятие с учета нуждающихся в жилье нарушает право на улучшение жилищных условий с использованием государственной социальной выплаты.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ШлыгинА.В. апелляционную жалобу поддержал.

Ответчик администрация г.Канаш заявлением просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представили возражения на апелляционную жалобу.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции третьи лица ШлыгинаД.Е., ШлыгинБ.А., ШлыгинГ.А., представители третьих лиц Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики не явились, хотя были извещены о времени и месте его проведения. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев дело и проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации г.Канаш Чувашской Республики от 30 ноября 2009 года №987 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» истец Шлыгин А.В. со своей семьей, состоящей из трех человек, принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений согласно Указу Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 года №51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике» (л.д. 70).

На основании заявления от 8 июля 2013 года Шлыгин А.В. постановлением администрации г.Канаш Чувашской Республики от 2 августа 2013 года №784 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в приобретении жилья согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (л.д.77).

На основании договора купли - продажи от 17 декабря 2013 года, зарегистрированного в Управлении Росреестра по Чувашской Республике 19 декабря 2013 года, Шлыгин А.В. с семьей – ... Шлыгиной Д.Е., ... - Шлыгина Б.А. и Шлыгина Г.А. приобрели в общую долевую собственность квартиру <адрес> (по 1/4 доле каждому), общей площадью 46 кв.м. Квартира приобретена за счет кредитных средств, предоставленных ОАО «Сбербанк России» по кредитному договору от 17 декабря 2013 года №42870744.

Постановлением администрации г.Канаш Чувашской Республики от 4 марта 2019 года №214 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Шлыгин А.В. с составом семьи 4 человека снят с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей-получателей мер социальной поддержки на строительство (приобретение) жилых помещений за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения (л.д. 89).

Письмом от 6 марта 2019 года <адрес> истец Шлыгин А.В. уведомлен о снятии с указанных учетов согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения (превышение учетной нормы по г.Канаш в 13 кв.м. на одного человека) (л.д.89 об.). Письмо получено Шлыгиным А.В. 6 марта 2019 года.

Отказывая истцу в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что снятие семьи истца Шлыгина А.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий произведено законно.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на законе и представленных доказательствах.

Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В силу подпункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу части 3 статьи 52, части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации учет и снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления. Одним из оснований снятия с учета является утрата статуса нуждающихся в жилых помещениях (подпункт 2 части 1 статьи 56).

Согласно пункту 3 Порядка ведения органами местного самоуправления в чувашской республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года № 2, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку принимаются граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления (абзац 2); граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющими право на государственную поддержку не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий (абзац 4); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 5).

Постановлением администрации г.Канаш Чувашской Республики от 5 октября 2006 года №959 «Об утверждении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма по г.Канашу Чувашской Республики установлена в размере 13 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Из материалов дела следует, что ... истца Шлыгина А.В. – Шлыгина Д.Е. и ... Шлыгин Г.А. 17 апреля 2013 года приобрели по 1/3 доле в праве общей долевой собственности на комнату <адрес> общей площадью 18 кв.м., 19 июля 2014 года продали доли, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости (л.д. 57).

С приобретением по договору купли-продажи от 17 декабря 2013 года квартиры <адрес>, на каждого члена семьи истца Шлыгина А.В. стало приходиться по 14,5 кв.м. ((46+12): 4)), то есть семья перестала быть нуждающейся в жилых помещениях. С продажей 19 июля 2014 года Шлыгиной Д.Е. и Шлыгиным Г.А. по 1/3 доле в праве общей долевой собственности на комнату <адрес> семья Шлыгина А.В. вновь стала нуждающейся в жилых помещениях. Однако действия Шлыгиной Д.Е. и Шлыгина Г.А. указывают на совершение ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате чего семья вновь стала нуждающейся в жилых помещениях.

Таким образом, снятие истца Шлыгина А.В. с семьей с учета нуждающихся в жилых помещениях соответствует подпункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что приобретенная за счет кредитных средств квартира не должна была приниматься во внимание при определении нуждаемости семьи истца в жилом помещении, судебная коллегия отклоняет, поскольку не имеет значение источник денежных средств на приобретение квартиры, после покупки которой семья истца перестала нуждаться в жилых помещениях.

Нахождение приобретенной семьей истца квартиры в залоге у банка также не исключает учет площади квартиры при определении нуждаемости семьи истца в жилом помещении, поскольку законом такое основание не предусмотрено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что снятие с учета нуждающихся в жилье нарушает право истца на улучшение жилищных условий с использованием государственной социальной выплаты, судебная коллегия отклоняет, поскольку членами семьи истца совершены действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате чего семья вновь стала нуждающейся в жилых помещениях, истец не может состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Шлыгина А.В. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 28 августа 2019 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий: Лысенин Н.П.

Судьи: Агеев О.В.

Александрова А.В.

33-5233/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Шлыгин А.В.
Ответчики
администрация г.Канаш ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Агеев О. В.
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
25.10.2019Передача дела судье
20.11.2019Судебное заседание
28.08.2020Передача дела судье
28.08.2020Судебное заседание
10.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2019Передано в экспедицию
20.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее