Дело № 2-113/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2017 года с. Лазо Лазовского района Приморского края
Лазовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Галчатникова А.С.,
при секретаре Ермишиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаровой Галины Александровны к администрации Лазовского муниципального района Приморского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности принять решение об утверждении схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, подготовленной в форме электронного документа с использованием информационной системы, обеспечить отображение в информационной системе сведений о местоположении границ земельного участка, образуемого в соответствии с такой схемой, а также обратиться в орган регистрации прав с заявлением о кадастровом учёте земельного участка, подлежащего образованию, и о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на такой земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Назарова Г.В. в лице представителя по доверенности Назарова А.В. обратилась в суд с иском к администрации Лазовского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка площадью 8 206 м2, края участка ограничены линиями, соединяющими точки, расположенные в координатах <данные изъяты>, и возложении обязанности принять решение об утверждении схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, подготовленной в форме электронного документа с использованием информационной системы, обеспечить отображение в информационной системе сведений о местоположении границ земельного участка, образуемого в соответствии с такой схемой, а также обратиться в орган регистрации прав с заявлением о кадастровом учёте земельного участка, подлежащего образованию, и о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на такой земельный участок.
В обоснование заявленных требований указано, что 01.01.2017 Истцом посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было направлено заявление через официальный сайт федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, о предоставлении земельного участка общей площадью 8 206 (восемь тысяч двести шесть) квадратных метров.
Решением главного специалиста отдела имущественных отношений администрации Лазовского муниципального района от 18.01.2017 г. заявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка было отклонено по основанию, предусмотренному п. 16 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по причине нахождения испрашиваемого земельного участка в границах охотничьих угодий, используемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании охотхозяйственных соглашений.
Истец с указанным решением не согласна по следующим основаниям.
Так, статьёй 7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в рамках указанного закона.
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
При принятии оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям предусмотренным п. 16 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, ответственным лицом не был отмечен документ (соглашение), подтверждающий использование юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем испрашиваемого земельного участка в рамках охотхозяйственного соглашения, при этом прошедший регистрацию согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно рекомендациям департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, на обзорной карте Геопортала серым фоном отображаются те территории, на которых предоставление земельных участков в рамках Закона «О дальневосточном гектаре» невозможно.
Вместе с тем, согласно схеме, каких-либо обременений либо ограничений в использовании испрашиваемого земельного участка не имеется.
На основании изложенного Истец просила признать незаконным решение главного специалиста имущественных отношений администрации Лазовского муниципального района Приморского края от 18.01.2017 г. об отказе в предоставлении спорного земельного участка и возложить на администрацию Лазовского муниципального района Приморского края обязанность принять решение об утверждении схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, подготовленной в форме электронного документа с использованием информационной системы, обеспечить отображение в информационной системе сведений о местоположении границ земельного участка, образуемого в соответствии с такой схемой, а также обратиться в орган регистрации прав с заявлением о кадастровом учёте испрашиваемого земельного участка, подлежащего образованию, и о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на такой земельный участок.
В судебное заседание истец Назарова Г.А., а также представители 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Лазовского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края, Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, - не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Согласно письменному отзыву представителя администрации Лазовского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края – главы администрации Белоноженко В.М., - согласен с исковыми требованиями в части определения границ поселения, в которых располагается охотхозяйственное соглашение по поводу территории с. Лазо, находящейся в охотугодиях «Дары тайги». Против выделения Истцу спорного земельного участка возражает, поскольку на данном земельном участке находится объект недвижимого имущества администрации Лазовского сельского поселения.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, по собственному усмотрению распорядились правом на участие в судебном заседании, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца – Назаров А.В., действующий на основании доверенности, - заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Дополнительно пояснил суду, что спорный земельный участок находится на территории Лазовского сельского поселения. Администрация Лазовского муниципального района Приморского края, уполномоченная в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ на предоставление земельных участков, не является стороной охотхозяйственного соглашения. Само охотхозяйственное соглашение предполагает заключение договора аренды на использование земельного участка, однако договор аренды с администрацией района не заключался. Земли в населённых пунктах не могут быть предоставлены под охотничьи угодья, так как это противоречит действующему законодательству. При этом нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости не является препятствием для предоставления участка в рамках Федерального закона № 119-ФЗ.
Представитель ответчика – администрации Лазовского муниципального района Приморского края – Никифоров Е.В., действующий на основании доверенности, – возражал против удовлетворения исковых требований. Дополнительно пояснил, что принятое решение об отказе в предоставлении Истцу земельного участка считает законным и принятым в рамках действующего законодательства – на основании п. 16 ст. 7 Федерального закона 119-ФЗ, т.е. в связи с имеющимся охотхозяйственным соглашением. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в двух зонах – зоне рекреации и производственной зоне, и на указанном участке находится объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности сельскому поселению. На момент обращения Истца с заявлением на соответствующем сайте была размещена информация о том, что испрашиваемый земельный участок располагается в зоне действия охотсоглашения. В администрации также имеется информация о заключённом охотхозяйственном соглашении, которое администрация считает законным и действительным.
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «Дары тайги» - Брагин В.В., действующий на основании доверенности, – возражал против удовлетворения исковых требований. Дополнительно пояснил, что охотхозяйственное соглашение, предметом которого является спорный земельный участок, на настоящий момент сохраняет своё действие.
Суд, заслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, введенному Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях их предоставления гражданам в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.
Статьёй 1, а также пунктами 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 119-ФЗ) предусмотрено право граждан Российской Федерации на предоставление им в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территориях Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, исходя из расчёта не более одного гектара на каждого гражданина.
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона № 119-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 502-ФЗ), предоставление в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельного участка в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством, а земельного участка из состава земель лесного фонда органом государственной власти, уполномоченным на предоставление лесных участков в соответствии с лесным законодательством.
Статья 4 Федерального закона № 119-ФЗ содержит перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении о предоставлении земельного участка, а также перечень документов, которые подлежат приложению к заявлению.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 5 Федерального закона № 119-ФЗ предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьёй 7 настоящего Федерального закона, и направляет принятое решение заявителю.
Согласно пункту 16 статьи 7 Федерального закона № 119-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 502-ФЗ), решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается уполномоченным органом в случае, если испрашиваемый земельный участок расположен в границах охотничьих угодий, используемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании охотхозяйственных соглашений.
В судебном заседании установлено, что истец Назарова Г.А. 01.01.2017 г. посредством федеральной информационной системы «На Дальний Восток» обратилась в администрацию Лазовского муниципального района Приморского края с заявлением о предоставлении в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ в безвозмездное пользование земельного участка площадью 8 206,01 м2, периметр 513 м, края участка ограничены линиями, соединяющими точки, расположенные в координатах <данные изъяты>
Решением администрации Лазовского муниципального района Приморского края от 18.01.2017 г. заявление отклонено с указанием на невозможность его предоставления и со ссылкой на ст. 7 п. 16 Федерального закона ФЗ-119 (л.д. 7)
В соответствии с пунктами 2 и 15 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 209-ФЗ), под охотничьим хозяйством понимается сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты, под охотничьими угодьями - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Согласно ст. 25 Федерального закона № 209-ФЗ, земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 209-ФЗ, охотхозяйственное соглашение заключается между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, который обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. В охотхозяйственном соглашении указываются, в том числе, сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья.
Согласно указанной норме, администрация муниципального образования не является стороной охотхозяйственного соглашения.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 209-ФЗ, охотхозяйственное соглашение заключается с победителем аукциона, организатором которого выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Согласно ч. 3 ст. 71 Федерального закона № 209-ФЗ, юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Как установлено в судебном заседании, земельный участок, в предоставлении которого Истцу было отказано, входит в состав охотничьего угодья, предоставленного Обществу с ограниченной ответственностью «Дары тайги» в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 07.05.2014 №, заключённым между указанным Обществом и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края - в соответствии с ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на период с 07.05.2014 г. по 07.05.2034 г. для целей обеспечения проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создания охотничьей инфраструктуры (л.д. 12 – 16, 69 - 78)
Согласно п. 2.1.1. - 2.1.3 указанного соглашения, предоставляемые охотничьи угодья общей площадью 78 347 га расположены на территории Приморского края, Лазовского муниципального района.
Границы охотничьего угодья указаны в п. 2.1.2 указанного соглашения.
Согласно разделу VIII соглашения, охотпользователь имеет право, в том числе, вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешённых видов охоты, и реализовывать произведённые продукцию и изделия.
Согласно п. 8.2.6. соглашения, охотпользователь обязан осуществлять виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства в границах охотничьего угодья.
Информация о земельных участках, предоставленных для целей осуществления охотхозяйственной деятельности, размещена на официальном сайте Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, то есть находится в свободном доступе.
Как указано выше, орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков в рамках Федерального закона № 119-ФЗ, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии одного из оснований, указанных в статье 7 Федерального закона № 119-ФЗ. При этом указанным законом не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по проведению правовой экспертизы на предмет соответствия охотхозяйственного соглашения действующему законодательству при принятии решения по заявлению о предоставлении земельного участка.
Довод представителя Истца о недействительности охотхозяйственного соглашения не может быть принят судом во внимание, поскольку Истцом требование о признании соглашения недействительным не заявлялось и указанное соглашение недействительным не признавалось.
Согласно заявленным исковым требованиям, Истцом оспаривается решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка.
Поскольку, как установлено в судебном заседании, спорный земельный участок входит в состав территории, предоставленной в рамках охотхозяйственного соглашения, которое не признано недействительным и сохраняет своё действие, суд приходит к выводу о том, что данное обстоятельство является препятствием для предоставления испрашиваемого земельного участка, решение органа местного самоуправления от 18.01.2017 г. принято в соответствии с требованиями п. 16 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и оснований для признания его незаконным не имеется.
Разрешая вопрос в части исковых требований о возложении на администрацию Лазовского муниципального района Приморского края обязанности принять решение об утверждении схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, подготовленной в форме электронного документа с использованием информационной системы, обеспечить отображение в информационной системе сведений о местоположении границ земельного участка, образуемого в соответствии с такой схемой, а также обратиться в орган регистрации прав с заявлением о кадастровом учёте испрашиваемого земельного участка, подлежащего образованию, и о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на такой земельный участок, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 119-ФЗ такая обязанность возникает у уполномоченного органа местного самоуправления при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, предусмотренных статьёй 7 указанного Федерального закона.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2017 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░