Решение по делу № 2а-125/2021 от 15.04.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Качуг 13 мая 2021 года

Качугский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Пустынцевой Т.Ю., при секретаре Куртовой М.В., с участием помощника прокурора Качугского района – Николаевой П.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Качугского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белоусовского сельского поселения об обязании обратиться в уполномоченный государственный орган власти за получением лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод из водозаборной скважины и устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности прокурора Качугского района Иркутской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Белоусовского сельского поселения о возложении обязанности обратиться в уполномоченный государственный орган власти за получением лицензии на право пользования недрами и устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование административного иска прокурор указал, что прокуратурой Качугского района Иркутской области на основании анализа состояния законности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании при добыче подземных вод из водозаборных скважин администрацией Белоусовского сельского поселения.

В ходе проверки установлено, что администрацией Белоусовского сельского поселения без лицензии на недропользование осуществляется эксплуатация артезианских скважин, а также администрация Белоусовского сельского поселения обязана разработать проекты зон санитарной охраны используемых водоисточников, расположенных на территории Белоусовского сельского поселения по адресам:

с. Белоусово, ул. Советская, 1а,

д. Магдан, ул. Трактовая, 11а,

д. Шеметова, ул. Советская, 12а,

д. Усть-Тальма, ул. Школьная, 11а.

Вместе с тем, администрацией Белоусовского сельского поселения до настоящего времени не организованы мероприятия по разработке проектов зон санитарной охраны вышеуказанных источников питьевого водоснабжения, в результате чего проекты зон на утверждение в уполномоченный орган не представлены, что свидетельствует о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, экологического законодательства и в свою очередь нарушает установленное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просит суд обязать администрацию Белоусовского сельского поселения в срок в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный государственный орган власти за получением лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод из водозаборных скважин, расположенных по адресам:

с. Белоусово, ул. Советская, 1а,

д. Магдан, ул. Трактовая, 11а,

д. Шеметова, ул. Советская, 12а,

д. Усть-Тальма, ул. Школьная, 11а.

-устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

разработать проекты зон санитарной охраны на следующие водоисточники, расположенные по адресам:

с. Белоусово, ул. Советская, 1а,

д. Магдан, ул. Трактовая, 11а,

д. Шеметова, ул. Советская, 12а,

д. Усть-Тальма, ул. Школьная, 11а.

-получить в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском, Осинском, Боханском, Усть-Удинском, Качугском, Жигаловском и Ольхонском районах санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны водоисточников;

представить на утверждение согласованные проекты зон санитарной охраны водоисточников в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.

В судебном заседании помощник прокурора Качугского района Иркутской области Николаева П.Е., действующая на основании прав по должности, административные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации Белоусовского сельского поселения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав помощника прокурора Качугского района Иркутской области Николаеву П.Е., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Кроме того, согласно ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

П. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 года № 3314-1 указано на то, что недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Указанные требования администрацией Белоусовского сельского поселения не исполнены.

Кроме того обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, установленных статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (в ред. ФЗ от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно -эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно статье 8 указанного Федерального закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1 статьи 18), критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (часть 2 статьи 18).

В ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 приведенного Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 10 от 14.03.2002 утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Указанными Правилами обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения.

В соответствии с п. 1.4 Правил зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов, при этом первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения (п. 1.5 Правил).

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны (пункт 1.6 Правил).

Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Выписками из Реестра муниципального имущества Белоусовского сельского поселения подтверждается, что объекты водоснабжения, расположенные по адресу: с. Белоусово, ул. Советская, 1а, д. Магдан, ул. Трактовая, 11а, д. Шеметова, ул. Советская, 12а, д. Усть-Тальма, ул. Школьная, 11а включены в имущество Белоусовского муниципального образования.

Таким образом, администрация Белоусовского муниципального образования в соответствии с осуществляемой ею деятельностью по реализации функций и полномочий органа местного самоуправления при решении вопросов местного значения, обязана организовать и осуществить выполнение требований санитарного законодательства.

По информации администрации Белоусовского муниципального образования объекты водоснабжения хозяйствующим субъектам на территории поселения не передавались.

Таким образом, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны используемых водоисточников должна быть возложена на администрацию Белоусовского сельского поселения, которой до настоящего времени не разработаны проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, что является нарушением требований вышеперечисленных норм природоохранного и санитарного законодательства, и создает реальную угрозу ухудшения состояния водных объектов и окружающей среды в целом, а также нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям возложена на организации, осуществляющие эксплуатацию указанных систем.

Установление зон санитарной охраны в силу прямого указания закона есть деятельность по обеспечению соответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, выбор одного из них принадлежит заявителю (в данном случае административному истцу - прокурору), который, обращаясь в суд на основании ст. 39 КАС РФ, определил в заявлении избранный им способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц как присуждение к исполнению обязанности в натуре, действуя в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения нарушений прав и свобод неопределенного круга лиц.

Более того, администрация Белоусовского сельского поселения, обязана принять меры по разработке проектов зоны санитарной охраны (ЗСО) водоисточников, расположенных по адресам: с. Белоусово, ул. Советская, 1а, д. Магдан, ул. Трактовая, 11а, д. Шеметова, ул. Советская, 12а, д. Усть-Тальма, ул. Школьная, 11а в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Более того, отсутствие разработанных проектов зон санитарной охраны водозаборной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения по водоисточникам, расположенных на территории Белоусовского сельского поселения, также санитарно-эпидемиологического заключения по ним, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземных водозаборах, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.

В своей совокупности указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения нарушает права населения Белоусовского сельского поселения на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Учитывая необходимость во времени, а также наличие финансирования работ по разработке проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения, суд считает возможным согласиться с предлагаемым административным истцом сроком для устранения ответчиком названных нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ, считая данный срок достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Качугского района удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Белоусовского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- в срок до 1 июня 2024 года обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный государственный орган власти за получением лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод из водозаборных скважин, расположенных по адресам:

Иркутская область, Качугский район, с. Белоусово, ул. Советская, 1а,

Иркутская область, Качугский район, д. Магдан, ул. Трактовая, 11а,

Иркутская область, Качугский район, д. Шеметова, ул. Советская, 12а,

Иркутская область, Качугский район, д. Усть-Тальма, ул. Школьная, 11а.

-устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

разработать проекты зон санитарной охраны на следующие водоисточники, расположенные по адресам:

Иркутская область, Качугский район, с. Белоусово, ул. Советская, 1а,

Иркутская область, Качугский район, д. Магдан, ул. Трактовая, 11а,

Иркутская область, Качугский район, д. Шеметова, ул. Советская, 12а,

Иркутская область, Качугский район, д. Усть-Тальма, ул. Школьная, 11а.

-получить в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском, Осинском, Боханском, Усть-Удинском, Качугском, Жигаловском и Ольхонском районах санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны водоисточников;

представить на утверждение согласованные проекты зон санитарной охраны водоисточников в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-125/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Качугского района
Ответчики
Администрация Белоусовского сельского поселения
Суд
Качугский районный суд Иркутской области
Судья
Пустынцева Татьяна Юрьевна
Дело на сайте суда
kachugsky.irk.sudrf.ru
15.04.2021Регистрация административного искового заявления
15.04.2021Передача материалов судье
15.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2021Подготовка дела (собеседование)
30.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2021Судебное заседание
21.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2021Дело оформлено
13.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее