ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-13955/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 21 августа 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьиШабаловой О.Ф., рассмотрев гражданское дело № 04MS0033-01-2023-005395-02 по иску общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс»к Таряшинову Жигжиту Лопсоновичу о взыскании задолженностиза фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
по кассационной жалобе Таряшинова Жигжита Лопсоновича на заочное решение мирового судьи судебного участка Тункинского района Республики Бурятия от 15.01.2024 и апелляционное определение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 09.04.2024,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «ЭкоАльянс» обратилось к мировому судье судебного участка Тункинского района Республики Бурятия с исковым заявлением к Таряшинову Ж.Л. о взыскании задолженности за фактически оказанные региональным оператором услуги обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) за периодс 01.04.2019 по 31.10.2021 в размере 6 435,44 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Требования мотивированы тем, что с 01.04.2019 между ООО «ЭкоАльянс» и собственником жилого дома по адресу: <адрес>, заключен договор оказания услуг по обращению с ТКО в виде открытия лицевого счета №.
В соответствии с соглашением об организации деятельностипо обращению с ТКО на территории Республики Бурятия от 14.05.2018 ООО «ЭкоАльянс» присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.С 01.04.2019 и по настоящее время обязанности по оказанию услугпо обращению с ТКО региональным оператором - ООО «ЭкоАльянс» исполняются в полном объеме. Обращение с ТКО, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующихв многоквартирных и жилых домах является одним из видов коммунальных услуг. Размер платы за коммунальную услугу по обращениюс ТКО рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с ТКО в порядке определенном 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Размер платы в месяц составляет 67,76 руб. за одного проживающего гражданина.
В связи с неисполнением обязательств по оплате услуг по обращениюс ТКО у ответчика образовалась задолженность за период с 01.04.2019по 31.10.2021 в размере 6 435,44 руб., что подтверждается выпискойпо лицевому счету.
Заочным решением мирового судьи судебного участка Тункинского района Республики Бурятия от 15.01.2024 исковые требования ООО «ЭкоАльянс» удовлетворены в полном объеме, с Таряшинова Ж.Л. взыскана задолженность по оплате за фактически оказанные услуги по обращениюс ТКО за период с 01.04.2019 по 31.10.2021 в размере 6 435,44 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Апелляционным определением Тункинского районного суда Республики Бурятия от 09.04.2024 указанное решение мирового судьи оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Таряшинов Ж.Л. обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права; неисполнение истцом обязанности по вывозу ТКО в связи с отсутствием оборудованных мест накопления ТКО по месту жительства ответчика.
Письменные возражения истца на кассационную жалобу об оставлении судебных актов без изменения приобщены к материалам дела.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не усматривается и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не имеется оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услугипо ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерацииот 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременнои полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно статье 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услугив соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газв баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, платуза отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещениеи коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условияи способы, которых должны быть безопасными для окружающей средыи регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ, пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производстваи потребления», пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, все собственники помещений (граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица) обязаны заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по обращениюс твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 8(17) раздела 1(1) данных Правил потребительв течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращениюс твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращениюс твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, в силу закона потребители - собственники жилых домов обязаны заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления, для последующего сбора и утилизации.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона и иных правовых актов.
В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» обязанностьпо внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращениюс твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифана услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Судами установлено и из материалов дела следует, что согласно условиям соглашения об организации деятельности по обращениюс твердыми коммунальными отходами от 14.05.2018 № 1 Министерство природных ресурсов Республики Бурятия поручило, а ООО «ЭкоАльянс» приняло на себя выполнение функций регионального операторапо обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Республики Бурятии в соответствиис территориальной схемой.
ООО «ЭкоАльянс» присвоен статус регионального оператора, определена зона его деятельности и в силу пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «ЭкоАльянс» обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональный оператор обязан заключить договор оказания услуг,то есть такой договор является публичным, если заказчик находится в зоне его деятельности.
Таряшинов Ж.Л., является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями из ЕГРН по состоянию на 27.10.2021.
Тункинский муниципальный район включен в зону деятельности региональных операторов по обращению с ТКО на территории Республики Бурятия.
Региональный оператор разместил публичную оферту (договор)на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходамии текст типового договора на своем официальном сайте 01.04.2019.
Прямой договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между ООО «ЭкоАльянс» и ответчиком не заключен.
Региональным оператором ООО «ЭкоАльянс» услуга по обращениюс ТКО оказана ответчику в спорный период с 01.04.2019 по 31.10.2021.
Согласно расчетной ведомости по лицевому счету № в периодс 01.04.2019 по 21.10.2021 ответчик Таряшинов Ж.Л. имеет задолженностьза коммунальную услугу по обращению с ТКО в размере 6 435,44 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
При принятии судебных актов суды, руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив доказательства по делу в порядке статьи 67 ГПК РФ, установив, что истец является региональным оператором по обращениюс ТКО, ответчику истцом фактически оказаны услуги в спорный период, обязанность по оплате которых лежит на собственнике помещения, ответчик данную обязанность надлежащим образом не исполнил, в связи с чем образовалась задолженность, проверив расчет задолженности и признав его соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, пришли к верному выводу об удовлетворении иска.
Относимые и допустимые доказательства обратного (в том числе доказательства погашения долга, утилизации отходов самостоятельным способом или иной специализированной организацией) материалы дела не содержат (статьи 56 ГПК РФ).
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку, вопреки утверждениям кассатора, выводы судов согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробными для итогового вывода об удовлетворении иска, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.
В целом доводы жалобы (в том числе о неисполнении истцом обязанности по вывозу ТКО в связи с отсутствием оборудованных мест накопления ТКО по месту жительства ответчика), направленныена освобождение от оплаты фактически оказанных услуг, являлись предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку, обоснованно и мотивированно отклонены с указанием на иное понимание норм права и фактических обстоятельств дела, с чем суд кассационной инстанции соглашается.
По существу все доводы направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и доказательств по делу, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве (статьи 379.6, 390 ГПК РФ).
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, вопреки утверждениям кассатора, судами не допущено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15.01.2024 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 09.04.2024 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░