РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль «30» июля 2018 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Гапошиной И.С.,
при секретаре судебного заседания Этлешевой Н.Р.,
с участием:
административного истца
помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Егерухайское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «Егерухайское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей.
При этом указал, что прокуратурой района в июле 2018 года в порядке контроля проведена проверка соблюдения органами и организациями, осуществляющими деятельность на поднадзорной территории действующего законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений, по результатам которой выявлены существенные нарушения закона.
При этом организация надлежащей защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должна рассматриваться в качестве первостепенных задач органов местного самоуправления.
Вместе с тем, собственником гидротехнического сооружения требования федерального законодательства исполняются ненадлежаще.
Так, проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований ст.ст. 7, 9, 10, 17, 19 Федерального закона от 21.07.1997 года. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником гидротехнического сооружения - администрацией МО «Егерухайское сельское поселение» в настоящее время эксплуатируется защитное берегоукрепительное сооружение дамба в отсутствие: разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, декларации безопасности гидротехнического сооружения, гидротехническое сооружение не внесено в Российский регистр гидротехнических сооружений, работники не обеспечены соответствующими нормами и правилами квалификации, в отсутствие правил эксплуатации гидротехнического сооружения, согласованных с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, критериев безопасности гидротехнических сооружений, проектной документации, определяющей объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехническом сооружении, постоянного и периодического контроля (осмотра, технического освидетельствования, обследования) гидротехнических сооружений, величины финансового обеспечения гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнических сооружений, проектного решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружений.
По данному факту прокуратурой района в марте 2018 года проведена аналогичная проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ главе администрации МО «Егерухайское сельское поселение» внесено представление с требованиями об устранении выявленных нарушений закона, которое удовлетворено, выявленные нарушения устранены частично (заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности).
Кроме того, указанное свидетельствует о том, что органом местного самоуправления не осуществляется контроль за антитеррористической защищенностью и укрепленностью данного социально - значимого объекта, поскольку отсутствие контроля не исключает свободный доступ посторонних лиц на территорию гидротехнического сооружения в целях совершения подрыва на более уязвимых местах, что может привести к затоплению прилегающей территории, населенных пунктов, причинению вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.
Таким образом, несоблюдение собственником гидротехнического сооружения требований законодательства при его эксплуатации, создает реальную угрозу жизни и здоровью населения, причинения значительного вреда окружающей среде, а также имуществу и инфраструктуре поселения, что недопустимо.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО3 административные исковые требования прокурора уточнил и просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Егерухайское сельское поселение» в части эксплуатации гидротехнического сооружения – дамбы <адрес> без наличия разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, декларации безопасности гидротехнического сооружения, не внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений, необеспечения работников соответствующими нормами и правилами квалификации, отсутствия правил эксплуатации гидротехнического сооружения, согласованных с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, критериев безопасности гидротехнических сооружений, проектной документации, определяющей объем наблюдений и состав контрольноизмерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехническом сооружении, постоянного и периодического контроля (осмотра, технического освидетельствования, обследования) гидротехнических сооружений, проектного решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружениях и обязать администрацию МО «Егерухайское сельское поселение» устранить выявленные недостатки.
Извещенный надлежащим о времени и месте рассмотрения дела, представитель административного ответчика администрации МО «Егерухайское сельское поселение» в судебное заседание не явился и не сообщил суду о причинах неявки.
Заслушав помощника прокурора <адрес> ФИО3, исследовав материалы дела, суд находит, что административный иск прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Егерухайское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и обязании административного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения в части эксплуатации гидротехнического сооружения – дамбы <адрес>: получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения, декларацию безопасности гидротехнического сооружения, внести гидротехническое сооружение в Российский регистр гидротехнических сооружений, обеспечить работников соответствующими нормами и правилами квалификации, составить правила эксплуатации гидротехнического сооружения и согласовать их с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, определить критерии безопасности гидротехнических сооружений, составить проектную документацию, определяющую объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехническом сооружении, обеспечить постоянный и периодический контроль (осмотр, технического освидетельствования, обследования) гидротехнических сооружений, составить проектное решение по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружениях, следует удовлетворить по следующим основаниям.
Так, согласно п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно должны осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществлять в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и т.д.
Согласно абз.1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения - муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации предусмотрены ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Таким образом, организация надлежащей защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должна рассматриваться в качестве первостепенных задач органов местного самоуправления.
При этом организация надлежащей защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должна рассматриваться в качестве первостепенных задач органов местного самоуправления.
Вместе с тем, как следует из представления прокурора <адрес>, вынесенного в адрес администрации МО «Егерухайское сельское поселение», об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, собственником гидротехнического сооружения - администрацией МО «Егерухайское сельское поселение» в настоящее время эксплуатируется защитное берегоукрепительное сооружение дамба в отсутствие: разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, декларации безопасности гидротехнического сооружения, гидротехническое сооружение не внесено в Российский регистр гидротехнических сооружений, работники не обеспечены соответствующими нормами и правилами квалификации, в отсутствие правил эксплуатации гидротехнического сооружения, согласованных с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, критериев безопасности гидротехнических сооружений, проектной документации, определяющей объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехническом сооружении, постоянного и периодического контроля (осмотра, технического освидетельствования, обследования) гидротехнических сооружений, проектного решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружениях.
Указанное свидетельствует о том, что органом местного самоуправления не осуществляется контроль за антитеррористической защищенностью и укрепленностью данного объекта, поскольку отсутствие контроля не исключает свободный доступ посторонних лиц на территорию гидротехнического сооружения в целях совершения подрыва на более уязвимых местах, что может привести к затоплению прилегающей территории, населенных пунктов, причинению вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.
Таким образом, несоблюдение собственником гидротехнического сооружения требований законодательства при его эксплуатации, создает реальную угрозу жизни и здоровью населения, причинения значительного вреда окружающей среде, а также имуществу и инфраструктуре поселения.
Оценивая в совокупности все вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что административный иск прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «Егерухайское сельское поселение» следует удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации МО «Егерухайское сельское поселение» в части непринятия надлежащих мер по устранению нарушений закона при эксплуатации гидротехнического сооружения, и обязать администрацию МО «Егерухайское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения в части эксплуатации гидротехнического сооружения – дамбы <адрес>: получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения, декларацию безопасности гидротехнического сооружения, внести гидротехническое сооружение в Российский регистр гидротехнических сооружений, обеспечить работников соответствующими нормами и правилами квалификации, составить правила эксплуатации гидротехнического сооружения и согласовать их с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, определить критерии безопасности гидротехнических сооружений, составить проектную документацию, определяющую объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехническом сооружении, обеспечить постоянный и периодический контроль (осмотр, технического освидетельствование, обследование) гидротехнических сооружений, составить проектное решение по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружениях.
Согласно п. 9 и п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ истец прокурор <адрес> и ответчик администрация МО «Егерухайское сельское поселение» освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> к администрации муниципального образования «Егерухайское сельское поселение» о признании незаконным бездействия и обязании устранить выявленные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Егерухайское сельское поселение» в части эксплуатации защитного берегоукрепительного сооружения – дамбы <адрес> (свидетельство о государственной регистрации серии 01-АА №) без наличия разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, декларации безопасности гидротехнического сооружения, не внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений, необеспечения работников соответствующими нормами и правилами квалификации, отсутствие правил эксплуатации гидротехнического сооружения, согласованных с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, критериев безопасности гидротехнических сооружений, проектной документации, определяющей объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехническом сооружении, постоянного и периодического контроля (осмотра, технического освидетельствования, обследования) гидротехнических сооружений, проектного решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружениях.
Обязать администрацию МО «Егерухайское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения в части эксплуатации берегоукрепительного сооружения – дамбы <адрес> (свидетельство о государственной регистрации серии 01-АА №): получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения, декларацию безопасности гидротехнического сооружения, внести гидротехническое сооружение в Российский регистр гидротехнических сооружений, обеспечить работников соответствующими нормами и правилами квалификации, составить правила эксплуатации гидротехнического сооружения и согласовать их с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, определить критерии безопасности гидротехнических сооружений, составить проектную документацию, определяющую объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехническом сооружении, обеспечить постоянный и периодический контроль (осмотр, техническое освидетельствование, обследование) гидротехнических сооружений, составить проектное решение по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружениях.
Администрации муниципального образования «Егерухайское сельское поселение» до ДД.ММ.ГГГГ сообщить в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея и прокурору <адрес> об исполнении данного решения.
На административное решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Судья (подпись)