Дело № 33-945/2019 Докладчик Сергеева И.В.
Судья Ульянова А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Сергеевой И.В.,
и судей Белогуровой Е.Е., Фирсовой И.В.
при секретаре Родионовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 13 марта 2019 года дело по апелляционной жалобе Кузнецова В.А. на решение Собинского городского суда Владимирской области от 4 декабря 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований Кузнецова В.А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Собинская районная больница» о признании незаконной постановки на диспансерный учет, снятии с диспансерного учета отказано.
Заслушав доклад судьи Сергеевой И.В., выслушав объяснения Кузнецова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Кузнецов В.А. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Собинская районная больница» (далее- ГБУЗ «Собинская районная больница») о признании незаконной постановки на диспансерный учет, снятии с диспансерного учета.
В обоснование своих требований указал, что в 2000 году он необоснованно был поставлен на **** учет с диагнозом ****, о чем ему стало известно в июне 2018 года из иска прокурора о прекращении права на управление транспортным средством.
Считает постановку на учет незаконной, поскольку он никогда не направлялся на медицинское освидетельствование в **** диспансер, в отношении него диагноз **** никогда документально подтвержден не был, в его медицинской карте отсутствует письменное сообщение работников какого-либо лечебного учреждения о выявленном факте употребления им ****. Со стороны медицинского учреждения ГБУЗ «Собинская районная больница», медицинских работников данного учреждения в его адрес никогда не поступали вызовы о явке к врачу-****. За прошедшие с 2000 года 18 лет он ни разу не вызывался к врачу-****, ни разу не сдавал никакие анализы. Тем не менее в его медицинской карте присутствуют сведения о вызове его к врачу -****, о его явке к врачу-****, и о сданных им анализах. Такие сведения имеются в его медицинской карте и в период, когда он находился в местах лишения свободы с **** по **** С **** по **** по приговору Собинского городского суда от 01 марта 2002 года он находился в местах лишения свободы, а, следовательно, после отбытия наказания его необходимо было снять с диспансерного учета, что сделано не было и является нарушением действующего законодательства. С поставленным диагнозом о наличии у него заболевания **** он категорически не согласен. Постановка его на диспансерный учет с данным диагнозом в 2000 году незаконна, в связи с чем просит суд признать незаконной постановку его в 2000 году на диспансерный учет у врача-нарколога в ГБУЗ «Собинская районная больница» с диагнозом **** и снять его с диспансерного учета в данном медицинском учреждении с указанным диагнозом.
Кузнецов В.А. и его представитель Графская М.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали. Истец пояснил, что никаких оснований для постановки его на учет не имелось, **** он не употреблял, в отношении него никогда не проводилась **** экспертиза. При прохождении водительских курсов в 2009 году на категорию «В», в 2017 году по управлению самоходными машинами (трактор) ему выдавали справку о годности к управлению. До 2002 года у Кузнецова В.А. было условное осуждение по **** УК РФ по приговору от 21.04.1999 г. С **** он находился в местах лишения свободы, отбывал наказание в ****. С обвинительным заключением он был согласен, полностью признал вину, знакомиться с материалами дела не было необходимости. Он не хотел служить армии, поэтому не являлся в военкомат, его разыскивали. Кузнецов В.А. проходил медкомиссии от военкомата,вопросов по состоянию здоровья к нему не было.
Представитель ответчика - ГБУЗ «Собинская районная больница» Филиппова О.М. возражала против удовлетворения иска. Указала, что 23 ноября 2000 года Кузнецов В.А. был поставлен на диспансерный учет с диагнозом **** по направлению из военкомата. В медицинской карте со слов Кузнецова В.А. записано, что с ****. Указано, что заполнен акт призывника, силами военкомата будет направлен в областной диспансер, взят на диспансерный учет. В медицинской карте, находящейся у врача-**** имеются данные о сдаче истцом анализов, записи врача-**** о направлении на анализы. Принимая решение о постановке Кузнецова В.А. на учет и при постановке ему диагноза врач действовал в соответствии с действующим законодательством. Указала на то, что Кузнецову В.А. было известно о постановке его на учет, также в обвинительном заключении в 2002 году было указано, что состоит на учете у врача-****. В 2010-2011 г.г. Кузнецов В.А. посещал врача-****, сдавал анализы.Указала на пропуск срока исковой давности.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобе просит Кузнецов В.А., указывая, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значения для дела, неверно применил нормы материального права. В обоснование доводов указывает на то, что суд не принял во внимание, что постановка гражданина на учет без его ведома недопустима, объективными данными установленный ему в 2000 г. диагноз не был подтвержден, врачом-**** не осматривался, лечение не получал, постановка на учет осуществлена с нарушением требований закона.
В возражениях на апелляционную жалобу ГБУЗ «Собинская районная больница» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик - ГБУЗ «Собинская районная больница» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом путем направления извещения посредством факсимильной связи (л.д.191-192), сведения о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства были размещены в открытом доступе на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 20 февраля 2019 года (л.д.189), о причинах неявки ответчик не сообщил, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений на нее, заслушав объяснения истца Кузнецова В.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Диспансерное наблюдение в соответствии с Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 N 3185-1 является одним из видов амбулаторной психиатрической помощи. Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом - психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи /ст. 26/.
Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в статьях 26, 27 определяет основания для оказания психиатрической помощи в виде диспансерного наблюдения, а также основания для установления и прекращения диспансерного наблюдения. Так, согласно части 1 статьи 27 данного Закона диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Организация диспансерного наблюдения за больными наркологического профиля регламентируется приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" (далее приказ Минздрава СССР N 704), утвердившим Инструкцию о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания.
В абзаце первом раздела 1 Инструкции определен круг лиц, которые подлежат диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях). К ним относятся лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Согласно данной Инструкции диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания, а за лицами, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (группа риска), организуется профилактическое наблюдение.
Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР.
Согласно абзацу первому раздела 2 Инструкции за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения /подразделения/ и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: больных хроническим алкоголизмом - 3 года; больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Также Инструкцией предусмотрено, что снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление); изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение); осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года; направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями); в связи со смертью.
Отказывая Кузнецову В.А. в иске, суд первой инстанции исходил из обоснованности постановки его в 2000 г. на диспансерный учет и отсутствии оснований для снятия его с учета в виду отсутствия доказательств, свидетельствующих о его полном выздоровлении, а также принятия медицинским учреждением решения, свидетельствующего о снятии его с учета в связи со стойкой ремиссией.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, а также нормам материального права, которые суд верно применил и подробно изложил в обжалуемом решении.
Так, из материалов дела (медицинской карты на имя Кузнецова В.А.) усматривается, что Кузнецов В.А. направлен из военкомата, осмотрен на приеме врачом-****, принят на учет с диагнозом **** с ****. Последняя запись датирована 17.05.2011г. Из записей медицинской карты также следует, что после постановки на учет Кузнецов В.А. эпизодически приходил на прием, сделаны соответствующие назначения, состоит на учете до настоящего времени с диагнозом ****. Кроме того, имеются записи о посещении истца медицинской сестрой **** кабинета на дому, указано, что дверь никто не открыл, оставлено приглашение на прием.
Данные обстоятельства подтвердил опрошенный в судебном заседании врач-**** ГБУЗ «Собинская районная больница» Симагин В.А., пояснивший, что Кузнецов В.А. в 2000 году на приеме был осмотрен, подтвердил употребление наркотиков, был взят на диспансерный учет, с 2011 года Кузнецов В.А. на приеме не был, с заявлением о снятии с учета не обращался, основания для снятия его с учета отсутствуют.
Факт посещения врача-нарколога не отрицал в судебном заседании и истец Кузнецов В.А. ( л.д.109).
Также из материалов дела следует, что в 2001 году Кузнецов В.А. привлекался к уголовной ответственности. В материалах уголовного дела, с которыми Кузнецов В.А. был ознакомлен, имелась справка о том, что он состоит на учете с 2000 г. у врача-**** с диагнозом ****. Аналогичные сведения имелись и в обвинительном заключении. То есть Кузнецов В.А. был осведомлен о том, что он состоит на диспансерном учете. Однако, с того времени на протяжении более 16 лет постановку его на учет не оспаривал.
С учетом установленных обстоятельств, судом верно дана критическая оценка доводам стороны истца о том, что он не знал о поставленном ему диагнозе и не был извещен о постановке его учет у нарколога пока не был ограничен решением суда в праве управления транспортными средствами.
Довод истца о том, что на учет его поставили без его согласия, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку законодательство не предусматривает наличия согласия для постановки на диспансерный учет.
Также нельзя признать состоятельной ссылку в апелляционной жалобе на то, что в медицинской карте Кузнецова В.А. отсутствуют сведения о разъяснении ему правовых последствий установления соответствующего диагноза, поскольку данное обстоятельство не влияет на обоснованность и законность постановки лица на диспансерный учет. Кроме того, из медицинской карты Кузнецова В.А. усматривается, что он самостоятельно посещал врача после постановки его на учет,сдавал анализы.
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что наркомания является хроническим заболеванием, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в их совокупности,правильно применив нормы материального права, в том числе, положения Приказа Минздрава СССР №704 от 12.09.1988г., суд пришел к обоснованному выводу о том, что основания для признания незаконной постановки Кузнецова В.А. на диспансерный учет отсутствуют.
Также, по мнению судебной коллегии, является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований к удовлетворению требований Кузнецова В.А. о снятии его с диспансерного учета, поскольку доказательств подтверждающих неправомерность постановки на диспансерный учет истца с диагнозом **** представлено не было, порядок снятия с диспансерного учета в связи со стойкой ремиссией регламентирован законом, доказательств, подтверждающих выздоровление и стойкую ремиссию в течение установленного законом срока у Кузнецова В.А., материалы дела не содержат, с заявлением о снятии его с диспансерного учета в медицинское учреждение истец не обращался.
Ссылка в жалобе на то, что истец не употребляет ****, не злоупотребляет алкоголем, ведет активный образ жизни, имеет постоянную работу, в том числе, связанную с управлением транспортными средствами, не влечет отмену правильного по существу судебного постановления, поскольку не свидетельствует о неправильности установленного ему в 2000 году диагнозе, неправомерности его постановки на учет, и основаниях для снятия с учета.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции полно и правильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, с учетом подлежащих применению требований материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение, которое не подлежит отмене по изложенным в апелляционной жалобе доводам.
По существу доводы апеллянта направлены на несогласие с выводами суда первой инстанции, сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и к изложению позиции истца, на которую он ссылался в ходе рассмотрения спора по существу. Данные доводы являлись предметом тщательного исследования суда первой инстанции, что нашло отражение в решении. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Собинского городского суда Владимирской области от 4 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Сергеева
Судьи: Е.Е. Белогурова
И.В. Фирсова