УИД 74RS0033-01-2022-000818-59
Дело № 2-604/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Фершампенуаз 15 ноября 2022 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Корсаковой Т.Г., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Челябинской области Могутновой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Остроленского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по отчистке от отходов производства и потребления земельный участок,
установил:
прокурор Нагайбакского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Остроленского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями очистить от отходов производства и потребления земельный участок, расположенный в 1 км. на север от д. 91 по ул. Ленина п. Остроленский Нагйбакского района Челябинской области с координатами характерных точек: <данные изъяты>
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Нагайбакского района проведена проверка на предмет выявления несанкционированных отходов на территории Остроленского сельского поселения, в ходе которой выявлено, что администрацией поселения допущено несанкционированное складирование и размещение твердых отходов производства и потребления на земельном участке в границах сельского поселения в координатах характерных точек: <данные изъяты>
Специальных сооружений для изоляции и обезвреживания отходов, информационных знаков о запрете складирования отходов, не имеется. Земельные участки принадлежат ответчику. Договоры на сбор и вывоз отходов с данных земельных участков не заключались. Несанкционированное размещение опасных отходов нарушает право жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду, создает угрозу их жизни и здоровью.
В судебном заседании помощник прокурора Нагайбакского района Могутнова Н.А. требования поддержала по изложенным основаниям.
Представители ответчика глава Остроленского сельского поселения Федоров И.И. в судебном заседании возражал против заявленных требований, указал, что данный земельный участок ими освобожден от отходов, на котором были складированы ветки деревьев. Совместно с ЖКХ и пожарной частью произведено сжигание мусора на данной территории.
Представитель ответчика администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, причину неявку не сообщили.
Представитель третьего лица Министерства экологии Челябинской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, в своем мнении, требования прокурора поддержал.
Суд, заслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Конституционные гарантии права личности на благоприятную окружающую среду конкретизированы в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается также деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу п. 18 ч. 1, 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п. 14 ч. 1, 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения района. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Часть 1, п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ предусматривает, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пункт 1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года №4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Полномочия ответчиков в области обращения с отходами потребления и производства также закреплены их Уставами.
Соглашением, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Нагайбакского муниципального района и администрацией Остроленскогосельского поселения, полномочия администрации муниципального района в части участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов на территории поселения переданы в администрацию поселения, на срок до ДД.ММ.ГГГГ, с предоставлением финансовых средств в виде межбюджетных трансфертов в размере 50 000 рублей.
Факт нахождения несанкционированных свалок твердых отходов производства и потребления на земельном участке, по адресу: <адрес>, в 1 км. на север от <адрес> в координатах характерных точек <данные изъяты>: ответчиками не оспаривается, а также подтверждается фотоматериалами сообщением администрации поселения в адрес прокурора района на представление об устранении нарушений закона.
Доказательствами того, что на момент рассмотрения дела свалка полностью не ликвидирована, является Акт проверки помощника прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и приложенные к нему фототаблицы размещения твердых бытовых отходов на территории с координатами характерных точек: точек <данные изъяты>
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что вследствие бездействия администрации Остроленского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, в части реализации своих полномочий по организации накопления, сбора, транспортировке, утилизации и захоронению твердых отходов на земельных участках поселения, образовались несанкционированная свалки отходов производства и потребления, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, и нарушающие их право на благоприятную окружающую среду.
Исковые требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей сельского поселения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Поскольку Остроленскому сельскому поселению Нагайбакского муниципального района для решения вопросов по очистке земельных территорий поселения и решения вопрос местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации то обязательства по очистке территории должны быть возложены как на администрацию поселения, так и на администрацию Нагайбакского муниципального района.
В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
Принимая во внимание характер допущенных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, социальную значимость регулируемых общественных отношений, учитывая, что часть свалки ликвидирована силами Остроленского сельского поселения, суд считает, что предложенный прокурором срок в девять месяцев, со дня вступления решения в законную силу, для устранения выявленных нарушений является достаточным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
возложить на администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрацию Остроленского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области обязанность в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями очистить от отходов производства и потребления земельный участок, на территории Остроленского сельского поселения по адресу:
- Челябинская область, Нагайбакский район, п. Остроленский, 1 км. на север от д. 91 по ул. Ленина в координатах характерных точек: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его составления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.
Председательствующий:
Мотивированно решение составлено 16 ноября 2022 года.