Решение по делу № 2-604/2022 от 28.09.2022

УИД 74RS0033-01-2022-000818-59

Дело № 2-604/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз 15 ноября 2022 года

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Корсаковой Т.Г., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Челябинской области Могутновой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Остроленского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по отчистке от отходов производства и потребления земельный участок,

установил:

прокурор Нагайбакского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Остроленского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями очистить от отходов производства и потребления земельный участок, расположенный в 1 км. на север от д. 91 по ул. Ленина п. Остроленский Нагйбакского района Челябинской области с координатами характерных точек: <данные изъяты>

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Нагайбакского района проведена проверка на предмет выявления несанкционированных отходов на территории Остроленского сельского поселения, в ходе которой выявлено, что администрацией поселения допущено несанкционированное складирование и размещение твердых отходов производства и потребления на земельном участке в границах сельского поселения в координатах характерных точек: <данные изъяты>

Специальных сооружений для изоляции и обезвреживания отходов, информационных знаков о запрете складирования отходов, не имеется. Земельные участки принадлежат ответчику. Договоры на сбор и вывоз отходов с данных земельных участков не заключались. Несанкционированное размещение опасных отходов нарушает право жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду, создает угрозу их жизни и здоровью.

В судебном заседании помощник прокурора Нагайбакского района Могутнова Н.А. требования поддержала по изложенным основаниям.

Представители ответчика глава Остроленского сельского поселения Федоров И.И. в судебном заседании возражал против заявленных требований, указал, что данный земельный участок ими освобожден от отходов, на котором были складированы ветки деревьев. Совместно с ЖКХ и пожарной частью произведено сжигание мусора на данной территории.

Представитель ответчика администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, причину неявку не сообщили.

Представитель третьего лица Министерства экологии Челябинской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, в своем мнении, требования прокурора поддержал.

Суд, заслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Конституционные гарантии права личности на благоприятную окружающую среду конкретизированы в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается также деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу п. 18 ч. 1, 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с п. 14 ч. 1, 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения района. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Часть 1, п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ предусматривает, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В силу ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пункт 1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года №4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Полномочия ответчиков в области обращения с отходами потребления и производства также закреплены их Уставами.

Соглашением, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Нагайбакского муниципального района и администрацией Остроленскогосельского поселения, полномочия администрации муниципального района в части участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов на территории поселения переданы в администрацию поселения, на срок до ДД.ММ.ГГГГ, с предоставлением финансовых средств в виде межбюджетных трансфертов в размере 50 000 рублей.

Факт нахождения несанкционированных свалок твердых отходов производства и потребления на земельном участке, по адресу: <адрес>, в 1 км. на север от <адрес> в координатах характерных точек <данные изъяты>: ответчиками не оспаривается, а также подтверждается фотоматериалами сообщением администрации поселения в адрес прокурора района на представление об устранении нарушений закона.

Доказательствами того, что на момент рассмотрения дела свалка полностью не ликвидирована, является Акт проверки помощника прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и приложенные к нему фототаблицы размещения твердых бытовых отходов на территории с координатами характерных точек: точек <данные изъяты>

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что вследствие бездействия администрации Остроленского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, в части реализации своих полномочий по организации накопления, сбора, транспортировке, утилизации и захоронению твердых отходов на земельных участках поселения, образовались несанкционированная свалки отходов производства и потребления, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, и нарушающие их право на благоприятную окружающую среду.

Исковые требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей сельского поселения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Поскольку Остроленскому сельскому поселению Нагайбакского муниципального района для решения вопросов по очистке земельных территорий поселения и решения вопрос местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации то обязательства по очистке территории должны быть возложены как на администрацию поселения, так и на администрацию Нагайбакского муниципального района.

В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

Принимая во внимание характер допущенных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, социальную значимость регулируемых общественных отношений, учитывая, что часть свалки ликвидирована силами Остроленского сельского поселения, суд считает, что предложенный прокурором срок в девять месяцев, со дня вступления решения в законную силу, для устранения выявленных нарушений является достаточным и разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

возложить на администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрацию Остроленского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области обязанность в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями очистить от отходов производства и потребления земельный участок, на территории Остроленского сельского поселения по адресу:

- Челябинская область, Нагайбакский район, п. Остроленский, 1 км. на север от д. 91 по ул. Ленина в координатах характерных точек: <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его составления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.

Председательствующий:

Мотивированно решение составлено 16 ноября 2022 года.

2-604/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Нагайбакского района
Ответчики
администрация Остроленского сельского поселения
Администрация Нагайбакского муниципального района
Другие
Министерство экологии Челябинской области
Суд
Нагайбакский районный суд Челябинской области
Судья
Корсакова Татьяна Григорьевна
Дело на странице суда
nagaib.chel.sudrf.ru
28.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2022Передача материалов судье
29.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2022Судебное заседание
15.11.2022Судебное заседание
16.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее