Решение по делу № 2-7377/2022 от 21.09.2022

Дело № 2-7377/2022

50RS0052-01-2022-008898-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2022 года                                              г.о. Щёлково Московской области

Щёлковский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Ванеевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Грачевой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Слепкова ФИО9 к Администрации г.о. Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, обязании заключить договор,

Установил:

Слепков А.П. обратился в Щелковский городской суд Московской области с исковым заявлением к Администрации г.о. Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, обязании заключить договор.

В обоснование заявленных требований указал, что обратился в Администрацию городского округа Щелково Московской области с заявлением, в котором просил Администрацию предоставить ему в собственность находящийся у него в аренде земельный участок с кадастровым номером , необходимый для использования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер: ). Указанный жилой дом принадлежит административному истцу на праве собственности, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации № 1 от ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается выпиской из ЕГРН. В выписке из ЕГРН также указано, что жилой дом находится в пределах земельного участка с кадастровым номером . Испрашиваемый земельный участок в настоящее время находится в аренде у административного истца сроком на 49 лет на основании Договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного с Российской Федерацией, от имени которой действует муниципальное образование поселок Монино Щелковского района Московской области в лице Главы поселка Монино ФИО14

В связи с завершением строительства жилого дома на земельном участке административный истец обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

Решением Администрации г.о. Щелково Московской области от <адрес> в предоставлении государственной услуги административному истцу отказано ввиду наложения границ на земельные участки государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель. Истец полагает указанное решение незаконным.

На основании изложенного, уточнив исковые требования, просит суд признать незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Слепенкову ФИО13 в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , как не соответствующее требованиям Земельного кодекса РФ;

обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить Слепенкову ФИО12 три экземпляра, подписанного Администрацией договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером .

В судебном заседании представитель истца - адвокат Сушков В.В., действующий на основании доверенности и ордера, поддержал заявленные требования, просил удовлетворить.

Представитель Администрации Яценко Л.В., действующая на основании доверенности, представила отзыв, в котором возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что оспариваемое решение принято в связи с наличием в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО) информации о пересечении границ земельного участка с иными лесничествами. Также указала, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.

К участию в деле в качестве третьих лиц судом были привлечены Министерство обороны РФ и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ", которые явку представителей в судебное заседание не обеспечили, письменных возражений на иск не представили.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник здания, сооружения без права пользования земельным участком, на котором они расположены, лишен возможности реализовать правомочие пользования этим имуществом, поскольку указанные объекты физически связаны между собой.

В связи с этим положения статьи 39.16 ЗК РФ, являющейся общей нормой, предусматривающей основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, подлежат применению в единстве с положениями статьи 39.20 ЗК РФ, являющейся по отношению к ней специальной нормой, предусматривающей особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, то есть исключением из общего правила.

В судебном заседании установлено, что Слепенков А.П. является собственником объекта недвижимого имущества: жилой дом, кадастровый номер , общей площадью 355,9 кв.м., по адресу<адрес> что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям об объекте, размещенным на официальном сайте Росреестра в сети Интернет, жилой дом с кадастровым номером расположен на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадь 1003кв.м., адрес: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира:    <адрес>, находящегося в пользовании у Слепенкова А.П. по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между Слепенковым А.П. и Администрацией поселка Монино сроком на 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрированного в ЕГРН за от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, истец имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Администрация отказала истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность без проведения торгов в связи с наложением границ на земли, земельные участки государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Между тем, статьей 39.16 ЗК РФ, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, такое основание для отказа не предусмотрено.

В представленной Администрацией Информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области № от 11.08.2022 г., подготовленной на основании ИСОГД МО, содержатся сведения о том, что испрашиваемый земельный участок не имеет пересечения с землями лесного фонда по сведениям ЕГРН, но имеет пересечение с иными лесничествами или лесопарками (сведения подлежат уточнению) и относится к приаэродромной территории аэродромов Чкаловский, Черное.

При этом в Информации № от 11.08.2022 г. указано, что испрашиваемый земельный участок имеет категорию земель – земли населенных пунктов и вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. Также в Информации содержатся сведения о том, что земельный участок расположен в границах населенного пункта Рабочий поселок Монино в зоне Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами в соответствии с Генеральным планом городского поселения Монино (утвержден решением Совета депутатов городского округа Щелково Московской области от 20.10.2021 г. № -НПА).

    Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли населенных пунктов (подпункт 2), земли лесного фонда (подпункт 5).

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 14 Закона N 172-ФЗ отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта (статья 14 Федерального закона N 172-ФЗ) (п. 5 Письма Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и).

Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничены в обороте.

В соответствии со статьей 7, пунктом 2 статьи 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств, лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67,96 Лесного кодекса РФ, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.

Согласно ч.2 статьи 4.2. ФЗ от 04.12.2006 № 201 - ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничение прав на лесные участки, обременение лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков, в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.

Принимая оспариваемое решение, административный ответчик установил факт наложения испрашиваемого земельного участки на земли лесного фонда с помощью Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО) в системе координат МСК-50.

Вся информация о границах лесничеств и лесопарков содержится Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области ИСОГД МО), одной из составных частей которой является Ведомственная информационная система обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (ВИС ГУАГ МО).

Программа ИСОГД представляет собой совокупность информационных подсистем и ресурсов, обеспечивающих сбор, обработку, актуализацию и использование семантических и графических данных для обеспечения осуществления градостроительной деятельности на территории Московской области, совершенствования архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов Московской области, действующая на основании Положение о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области утверждено постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 231/9 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области».

Данная программа носит ведомственный характер и была введена только в 2016 году.

Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанных информационных программах, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости).

Принятие Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ не содержит порядок и процедуру исключения земельных участков из состава земель лесного фонда, тогда как вносит изменения в ряд нормативных актов, в целях устранения противоречий государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в ст. 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусматривающую, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН (п. 5).

В соответствии с п. 6 ст. 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Согласно п. 7 ст. 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.

Федеральный закон N 218-ФЗ устанавливает три основных способа устранения противоречий сведений ЕГРН и ГЛР: в порядке уточнения границ участка, не являющегося согласно сведениям ЕГРН лесным участком; в ходе устранения реестровой ошибки; посредством снятия с государственного кадастрового учета лесных участков, сведения о которых совпадают со сведениями ЕГРН об иных лесных участках.

Каждый из этих способов зависит от наличия определенных обстоятельств и не может быть выбран произвольно кем-либо, в том числе заявителем (п. 18 письмо Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ").

Кроме того согласно ст.7 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» («Закон о лесной амнистии»), п.5 ст.4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или право удостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В ЕГРН отсутствуют сведения о наличии пересечений с лесными участками. Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости в настоящий момент не содержится, следовательно, земельный участок с кадастровым номером 50:14:0040517:312 в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не может быть отнесены к землям лесного фонда.

Иными надлежащими доказательствами факт наложения, испрашиваемого заявителем земельного участка на земли лесного фонда не подтвержден.

С учетом изложенного, доводы ответчика о наличии пересечений с землями лесного фонда суд находит несостоятельными, противоречащими действующему законодательству, в связи с чем, не может являться основанием к отказу в перераспределении земельного участка.

В судебном заседании не нашел своего подтверждения и довод ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.

Ответчиком и третьими лицами не представлены сведения о правах Министерства обороны РФ либо подведомственных ему предприятий и организаций на испрашиваемый земельный участок.

Государственная собственность на испрашиваемый земельный участок не разграничена, т.к. он не отнесен к земельным участкам, указанным в ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 ст. 3.3. указанного федерального закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Согласно п. 2 ст. 3.3. указанного федерального закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

При изложенных обстоятельствах предоставление в собственность истцу испрашиваемого земельного участка должно осуществляться Администрацией городского округа Щелково Московской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Администрации об отказе в предоставлении истцу земельного участка в собственность без проведения торгов является незаконным как не соответствующее требованиям Земельного кодекса РФ. Нарушенные права административного истца подлежат восстановлению путем обязания Администрации предоставить административному истцу испрашиваемый земельный участок в собственность.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Слепкова ФИО11 удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью 1003 кв.м., адрес: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира:    <адрес> и направить Слепенкову ФИО10 три экземпляра, подписанного Администрацией договора купли-продажи земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд в течение одного месяца через Щёлковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                        Н.В. Ванеева

2-7377/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Слепенков Александр Петрович
Ответчики
Администрация г. Щелково
Другие
Сушков Владимир Вячеславович
Министерство обороны Российской Федерации
ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Ванеева Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
21.09.2022Регистрация административного искового заявления
21.09.2022Передача материалов судье
23.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
23.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
15.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее