РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 февраля 2018 года г. Верещагино
Верещагинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Королевой Т.А.,
при секретаре Штебнер Н.Н.,
с участием истца Иванова В.В.,
представителя ответчика Постаноговой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Виталия Витальевича к администрации Верещагинского муниципального района Пермского края о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Иванов В.В. обратился в суд с иском к администрации Верещагинского муниципального района Пермского края о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указал, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ, мать <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он находился на попечительстве у <данные изъяты>. После окончания Кукетской средней общеобразовательной школы отбывал наказание в местах лишения свобода в следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем, не смог своевременно встать на учет для получения жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МТУ № 2 Минсоцразвития края с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Одновременно с заявлением, представил все необходимые документы. Его заявление было направлено в Управление имущественных отношений и инфраструктуры администрации Верещагинского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в удовлетворении заявления, в связи с тем, что он с заявлением обратился по достижении 27 лет. Отказ считает незаконным и необоснованным. Органы опеки и попечительства своевременно не разъяснили ему его права и гарантии по программе социальной поддержки детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей. Освободившись из мест лишения свободы, он не имеет своего жилья, дом в котором проживали родители, разрушился и является непригодным для проживания. Во время последнего отбытия наказания, до достижения 23 лет он обращался в органы опеки и попечительства по вопросу предоставления жилья, однако его обращение оставлено без удовлетворения. Просит обязать администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец Иванов В.В. в судебном заседании на удовлетворении искового заявления настаивал, доводы, приведенные в исковом заявлении, подтвердил.
Представитель ответчика администрации Верещагинского муниципального района Пермского края Постаногова Л.В., иск не признала, просила в иске отказать, в связи с тем, что истец впервые обратился с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по достижению 27 лет. У истца была возможность подачи заявления на включение его список детей-сирот для получения жилья до достижения 23 лет, доказательств обратного истцом не представлено. Закрепленное за истцом жилое помещение, расположенное по адресу: Пермский край, Верещагинский район, д. Соболята, ул. Центральная,5, признано непригодным для проживания в ДД.ММ.ГГГГ, после достижения истцом возраста 23 лет.
По инициативе суда в качестве третьих привлечены: Правительство Пермского края, МТУ №2 Минсоцразвития края, Министерство социального развития Пермского края.
Представители третьих лиц: Правительства Пермского края, МТУ №2 Минсоцразвития края, Министерства социального развития Пермского края, надлежащим образом извещенные о дне рассмотрения дела в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей, и в иске отказать.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Иванов Виталий Витальевич, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется актовая запись о смерти № № мать <данные изъяты>, умерла ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись о смерти № (л.д.6,7).
Постановлением главы Верещагинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Ивановым Виталием Витальевичем установлено попечительство. Попечителем назначена <данные изъяты>. Место жительство несовершеннолетнего определено с опекуном <данные изъяты> За несовершеннолетним закреплен частный дом, принадлежащий его родителям, по адресу: <адрес> (л.д.8).
Согласно заключению комиссии ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания (л.д.16).
По сведениям регистрирующих органов, жилых помещений на праве собственности истец не имеет, жилым помещением, истец по договору социального найма, и как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен (л.д. 11,12,13,34,35,36).
Из письменного отзыва МТУ № 2 Минсоцразвития края следует, что Иванов В.В. с заявлением о постановке его на учет для получения жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, не обращался.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника Управления имущественных отношений и инфраструктуры администрации Верещагинского муниципального района Пермского края Иванову В.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, так как о включении в указанный список обратился по достижении 23 лет (л.д.23).
Данный отказ послужил основанием для обращения Иванова В.В. в суд с иском.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу ст. 8 данного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Порядок реализации на территории Пермского края дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Законом Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее -Закон № 1939-419).
Как указано частях 1-5 статьи 6 закона N 1939-419 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. (часть 1 в ред. Закона Пермского края от 10.05.2017 N 87-ПК)
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; в) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учете в соответствующих медицинских организациях, - в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных законодательством, по их выселению; (в ред. Закона Пермского края от 11.09.2015 N 529-ПК) 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: 1) по достижении возраста 18 лет; 2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; 3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях системы здравоохранения и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (пп. 3 в ред. Закона Пермского края от 02.04.2015 N 462-ПК)
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 и не более 38 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров. (в ред. Закона Пермского края от 06.02.2018 N 187-ПК)
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.(часть 5 в ред. Закона Пермского края от 10.05.2017 N 87-ПК)
Согласно п.6., 6.1. ст. 6 названного закона формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом местного самоуправления Пермского края по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края. (в ред. Закона Пермского края от 10.05.2017 N 87-ПК)
В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, соответствующие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, и достигшие возраста 14 лет.
Органы местного самоуправления Пермского края осуществляют формирование списка на основании представленных в соответствии с частями 6.1, 6.2 настоящей статьи документов. (абзац введен Законом Пермского края от 10.05.2017 N 87-ПК)
Включение в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия решения о включении указанных лиц в список по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края. (абзац введен Законом Пермского края от 10.05.2017 N 87-ПК)
Государственный уполномоченный орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края при выявлении лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, достигших возраста 14 лет, соответствующих условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, представляет в орган местного самоуправления Пермского края ходатайство о включении в список по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края. (в ред. Закона Пермского края от 10.05.2017 N 87-ПК)
Таким образом, из смысла приведенных норм, как действующего законодательства, так и ранее применявшегося законодательства, предусматривающего заявительный характер обеспечения жильем, следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений, посредством письменного обращения в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. По достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Из материалов дела следует, что истец ранее относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако на учете по обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения не состоял. Впервые обратился с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в ДД.ММ.ГГГГ т.е. в возрасте 27 лет.
Доводы истца, о том, что он обращался с заявлениями в МТУ №2 Минсоцразвития края, о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, опровергаются ответом МТУ № 2 Минсоцразвития от ДД.ММ.ГГГГ
Доказательств наличия уважительных, объективных причин, препятствовавших обращению за постановкой на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения 23 лет, истец не представил.
Доводы истца о том, что не он имел возможности реализовать свое право в связи с тем, что находился в местах лишения свободы, не могут быть приняты судом. Согласно представленным в материалы дела справкам об отбытии наказания, Иванов В.В. отбывал наказание в местах лишения свобода в следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ Из представленных истцом доказательств, суд приходит к выводу, что у Иванова В.В. была возможность, находясь на свободе, обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ссылка истца на юридическую не грамотность не позволяет удовлетворить иск. Каждый гражданин знает о праве получить социальное жилье, в случае если у него имеется нуждаемость в нем. Такое знание не требуют юридической грамотности. Общеизвестен и заявительный порядок постановки на учет нуждающихся. Наличие льготы порядок постановки на учет не изменяет.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Поскольку право на получение жилья истец начал реализовывать, достигнув возраста 27 лет, то на момент обращения в суд Иванов В.В. утратил статус лица, имеющего право на получение жилья по льготной категории. Иванов В.В. не был лишен права самостоятельно реализовывать свои права ранее и обратиться в установленный законом срок в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет в качестве нуждающегося. Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иванову Виталию Витальевичу отказать в удовлетворении исковых требований к администрации Верещагинского муниципального района Пермского края о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме, то есть с 05.03.2018.
Судья подпись Т.А. Королева
Копия верна.
Судья Т.А. Королева
Подлинный документ находится в материалах дела №2-120/2018