Дело № 2а-96/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2021 года Озёрский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Гибадуллиной Ю.Р.
при секретаре Сумкиной С.Т.,
с участием представителя административного истца Базуевой Е.Н., выступающей на основании доверенности от 14.11.2020 года, л.д.42,
представителя административного ответчика Чернышевой Л.П., выступающей на основании доверенности от 12.01.201 года, л.д.121,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Беспаловой О.В. к администрации Озерского городского округа о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Беспалова О.В. обратилась в суд с административным иском к администрации Озерского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование заявленных требований указала, что является членом НСОТ «Татыш», расположенного в г. Озерске Челябинской области и владеет в указанном НСОТ земельным участком №, площадью <> кв.м.
Истец 22 сентября 2020 года обратилась в администрацию Озерского городского округа с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и заключении договора аренды земельного участка.
19 октября 2020 года письмом администрации № в удовлетворении заявления отказано, ввиду отсутствия проекта межевания территории и проекта организации застройки территории НСОТ «Татыш», расположения испрашиваемого земельного участка, согласно приложенной к заявлению схеме земельного участка на кадастровом плане территории, в двух территориальных зонах: зоне городских парков, скверов, бульваров Р-1, в которой вид разрешенного использования земельных участков «для ведения садоводства» не предусмотрено, и в зоне прочих городских территорий ПР-2. Однако, градостроительным регламентом установлено, что в случае размещения в зоне прочих городских территорий садоводств для таких территорий действует градостроительный регламент Ж-4-зоне садоводств и дачных участков, в которой вид разрешенного использования земельных участков «для ведения садоводства» относится к основным видам разрешенного использования.
Отказом ответчика нарушаются права истца как добросовестного владельца земельного участка, она лишена возможности совершать в отношении него гражданско-правовые сделки.
Просит суд признать отказ администрации Озерского городского округа, выраженный в письме от 19 октября 2020 года № незаконным и обязать администрацию повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка № на кадастровом плане территории НСОТ «Татыш» с присвоением кадастрового номера земельному участку (л.д.60-64).
В судебное заседание административный истец Беспалова О.В. не явилась, о дне рассмотрения дела извещена. Представитель истца Базуева Е.Н. (доверенность - л.д. 42), на удовлетворении иска настаивала, пояснил аналогично доводам, изложенным выше, а также дополнив, что само по себе нахождение испрашиваемого земельного в двух территориальных зонах не может являться основанием для отказа в иске, так как земельный участок садовому товариществу в 1993 года, то есть до вынесения решения «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории вне границ населенных пунктов Озерского городского округа», истица пользуется данным земельным участком 30 лет.
Представитель административного ответчика администрации Озерского городского округа Чернышева Л.П исковые требования не признала, сославшись на отзыв (л.д.121). В частности, что образование земельного участка является первоначальным и необходимым этапом предоставления земельного участка заявителю. Образование земельного участка из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территорий. Учитывая, что истцом такого не представлено, отказ администрации ОГО был основан на требованиях, установленных действующим законодательством, является законным и прав истца не нарушает.
Представитель заинтересованного лица НСОТ «Татыш» Базуева Е.Н. (доверенность от 20.01.2021 года, л.д.136) поддержала требования административного истца.
Заинтересованное лицо- Управление архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа Челябинской области своего представителя в судебное заседание не направило, просят дело рассмотреть в отсутствие представителя, поддерживают позицию администрации Озерского городского округа (л.д. 147).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Установлено, что Беспалова О.В. является членом НСОТ «Татыш», расположенного в г. Озерске Челябинской области и владеет в указанном НСОТ земельным участком №, площадью <> кв.м. (л.д. 15,16).
Данный земельный участок ранее существовал в составе земель Уралсада № 17. В соответствии с постановлением главы администрации г. Челябинска-65 от 17 февраля 1993 года №308 «О предоставлении садовому товариществу «Уралсад №17» земельного участка» садовому товариществу «Уралсад №17» в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок площадью <> га в поселке №2 под сады и выдано свидетельство на право пользования землей (л.д.31).
Постановлением главы администрации г.Челябинска-65 от 04 августа 1993 года №1401 «О регистрации садово-огородного товарищества «Татыш» зарегистрировано садово-огородное товарищество «Татыш», образованное в результате выделения садоводческого участка № из состава садоводческого товарищества «Уралсад» (л.д.28).
Постановлением администрации г.Озерска Челябинской области №396-рп от 22 августа 2001 года садоводческо-огородническое товарищество «Татыш» перерегистрировано в некоммерческое садоводческое –огородническое товарищество «Татыш» (л.д.29).
В силу ст. 57 ГК РФ и ст. 268 ГК РФ, НСОТ «Татыш» является правопреемником СТ «Уралсад № 17». Следовательно, земельный участок, ранее переданный в постоянное (бессрочное) пользование СТ «Уралсад № 17» перешел к НСОТ «Татыш».
22 сентября 2020 года Беспалова О.В. обратилась в администрацию Озерского городского округа с заявлением о предварительно согласовании на предоставление в аренду земельный участок, с условным номером 341 без проведения торгов, расположенный по адресу пос.Татыш в Озерском городском округе Челябинской области, участок №68 НСОТ «Татыш». К заявлению приложены: схема расположения земельного участка, копия садовой книжки, справка о том, что заявитель является членом СНТ.
Письмом Администрации ОГО от 19 октября 2020 года № истцу отказано: в утверждении схемы и в заключении договора аренды земельного участка площадью <> кв.м для ведения садоводства, расположенного в г.Озерске, по адресу НСОТ «Татыш», участок 68 согласно предоставленной схеме со ссылкой на отсутствие утвержденного проекта межевания территории НСОТ «Татыш», внесенного в установленном порядке в ЕГРН и расположения испрашиваемого земельного участка, согласно приложенной к заявлению схеме земельного участка на кадастровом плане территории, в двух территориальных зонах: зоне городских парков, скверов, бульваров Р-1, в которой вид разрешенного использования земельных участков «для ведения садоводства» не предусмотрено, и в зоне прочих городских территорий ПР-2 (л.д.138-140).
Из содержания письма администрации следует, что проект организации и застройки территории и протокол общего собрания членов НСОТ «Татыш» о распределении земельных участков между членами не предоставлялись в орган местного самоуправления, также отсутствует утвержденный проект межевания территории НСОТ «Татыш», внесенный в установленном порядке в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем, образовать земельный участок на основании представленной схемы не представляется возможным. Схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ. Одновременно заявителю разъяснено, что образование земельного участка до утверждения проекта межевания территории НСОТ «Татыш» невозможно. Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Озерске, утвержденными решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 31 октября 2012 года №183 (в редакции от 19.09.2019 №136) испрашиваемый земельный участок согласно приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположен в двух территориальных зонах: зоне городских парков, скверов, бульваров Р-1, в которой вид разрешенного использования земельных участков «для ведения садоводства» не предусмотрено, и в зоне прочих городских территорий ПР-2. Однако, градостроительным регламентом установлено, что в случае размещения в зоне прочих городских территорий садоводств для таких территорий действует градостроительный регламент Ж-4-зоне садоводств и дачных участков, в которой вид разрешенного использования земельных участков «для ведения садоводства» относится к основным видам разрешенного использования. В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ и статьей 85 Земельного кодекса РФ границы территориальной зоны должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Согласно ч.1 ст. 25 Земельного кодекса Российской федерации право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В силу пунктов 1 и 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не влечет возникновения гражданских прав и обязанностей, связанных с владением, пользование и распоряжением земельным участком, как у административного истца, а является лишь изображением границ земельного участка на кадастровом плане территории.
Оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в п.16 ст. 11.10 ЗК РФ, данный перечень является исчерпывающим.
Отсутствие проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества либо проекта организации и застройки территории такого товарищества в данном перечне для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не содержится.
Вместе с тем, согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением до 31 декабря 2020 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
При этом, согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в той же редакции, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
Из смысла вышеприведенных норм права следует, что при отсутствии описания местоположения границ испрашиваемого земельного участка в государственном кадастре недвижимости, отсутствии утвержденного проекта межевания территории, проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, образование земельного участка путем раздела земельного участка, предоставленного некоммерческому объединению граждан для ведения садоводства до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной гражданином и утвержденной уполномоченным органом.
Судом обращается внимание на то, что поскольку НСОТ «Татыш» земельный участок выделен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а именно в 1993 году, земельный участок N 68 распределен истцу, как члену указанного товарищества, не является изъятым из оборота, в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, в силу приведенных правовых норм отсутствие проекта организации и застройки территории проекта межевания территории садоводческого товарищества не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка.
Доводы административного ответчика о нахождении земельного участка в двух территориальных зонах, что не допустимо в силу закона, также не является основанием для отказа в иске.
В силу пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационого и иных видов использования земельных участков) (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Судом установлено, что земельный участок общей площадью 41,02 кв.м был предоставлен СТ «Уралсад№17» в 1993 году, то есть до вынесения решения №168 от 21 сентября 2017 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории вне границ населенных пунктов Озерского городского округа».
Поскольку разработка градостроительного регламента территории, на которой расположен земельный участок, осуществлена без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования, несоответствие расположения земельного участка, утвержденным Правилам землепользования и застройки на территории вне границ населенных пунктов Озерского городского округа, не может препятствовать утверждению схемы данного участка.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Суд приходит к выводу, что законных оснований для отказа в удовлетворении заявления Беспаловой О.В. у административного ответчика не имелось, в связи с чем, оспариваемым отказом нарушены права истца как землепользователя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №68 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░.░.░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2021 ░░░░
<>
<>
<>
<>
<>
<>