Дело №2а-1588/2019; 33а-103/2020 (33а-4798/2019)
Судья Воронцова Е.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 13 января 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Епифановой С.А.,
судей Корнеевой А.Е., Баранова В.В.,
при секретаре Дрожжиной В.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трофимовой Натальи Александровны и других к администрации г.Тамбова, комитету земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова о признании незаконными и отмене в части постановлений от 06.05.2019 № 2364, 29.03.2019 № 1700 и возложении обязанности внести сведения в отношении земельного участка,
по апелляционным жалобам администрации г. Тамбова Тамбовской области и Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 16 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Собственники помещений *** по *** *** обратились в суд с административным иском, в котором просят с учетом уточнений признать незаконным и отменить постановление администрации г.Тамбова от 06.05.2019 г. № 2364 в части признания утратившим силу постановления от 28.12.2007 г. № 8990; постановление администрации г.Тамбова от 29.03.2019 г. № 1700 в части утверждения схемы расположения земельного участка площадью *** кв.м. с условным номером *** и присвоении ему адреса: ***А; признать незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении постановления от 28.12.2007 г. № 8990 в части внесения изменений о площади земельного участка с кадастровым номером ***; обязать администрацию г.Тамбова внести в регистрирующий орган сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в соответствии с планом границ земельного участка, являющегося приложением к постановлению администрации г.Тамбова от 28.12.2007 № 8990.
В обоснование административного иска указано, что поскольку сведения о земельном участке под многоквартирным домом по адресу: ***, с указанием площади *** кв.м. были внесены в государственный земельный кадастр на основании заключенного договора аренды земельного участка с МУ «Дирекция единого заказчика, то указанные данные подлежали уточнению по итогам проведения межевания, которое было осуществлено в 2007 году. По результатам такого межевания площадь спорного земельного участка составила *** кв.м., что в дальнейшем было отражено в постановлении администрации г.Тамбова от 28.12.2007 г. № 8990. Постановлением администрации г.Тамбова от 06.05.2019 г. № 2364 указанное постановление признано утратившим силу незаконно. В частности, необоснованной является ссылка на постановление мэра от 21.02.2001 г. № 854, которое постановлениями №№ 8990, 2250 признано утратившим силу. Кроме того, постановление от 21.02.2001 г. № 854 не содержит в себе сведений о формировании спорного земельного участка и постановки его на кадастровый учет. Постановление администрации г.Тамбова от 29.03.2019 № 1700 также незаконно, поскольку им утверждена схема расположения земельного участка площадью *** кв.м.с условным номером ***, который фактически располагается в границах спорного земельного участка. При этом, данное постановление было вынесено в период действия постановления № 8990.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 октября 2019 г. административный иск удовлетворен:
постановление администрации г.Тамбова от 06.05.2019 г. № 2364 «О признании утратившими силу отдельных правовых актов администрации г.Тамбова» в части признания утратившим силу постановления администрации г.Тамбова от 28.12.2007 № 8990 «Об уточнении площади земельного участка под многоквартирным домом по проезду Рязанскому, 4» признано незаконным и отменено;
постановление администрации г.Тамбова от 29.03.2019 г. № 1700 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории г.Тамбова» в части утверждения схемы расположения земельного участка площадью *** кв.м. с условным номером *** и присвоении ему адресу: ***А, признано незаконным и отменено;
бездействие по неисполнению постановления администрации г.Тамбова от 28.12.2007 № 8990 «Об уточнении площади земельного участка под многоквартирным домом по проезду *** в части внесения изменений о площадь земельного участка с кадастровым номером *** признано незаконным;
на администрацию г.Тамбова возложена обязанность внести сведения о площади земельного участка с кадастровым номером *** в соответствии с планом границ земельного участка, являющегося приложением к постановлению от 28.12.2007 г. № 8990 «Об уточнении площади земельного участка под многоквартирным домом по проезду ***
а так же возложена обязанность сообщить об исполнении настоящего решения в Ленинский районный суд г.Тамбова и административным истцам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Тамбова Тамбовской области О.В. Попкова просит названное решение районного суда отменить.
Обосновывая свою жалобу, ее автор настаивает на том, что административными истцами пропущен процессуальный срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ для обжалования действий (бездействия) органа местного самоуправления.
Кроме того полагает, что судом не правильно определены обстоятельства дела, что повлекло не применение закона, подлежащего применению.
Так, судом не принято во внимание, что администрация города Тамбова при отсутствии согласия собственников помещений многоквартирного дома по уточнению площади земельного участка в значительно больших размерах, чем площадь, поставленная на кадастровый учет, лишена возможности на обращение с соответствующим заявлением в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тамбовской области и более того, такие действия незаконны, так как нарушаются права собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с чем, постановление администрации города Тамбова от 28.12.2007 г. № 8990 являлось неисполнимым.
Кроме того, судом не учтены и не применены требования п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. №221-ФЗ, согласно которым при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае: если в результате кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный органами государственной власти, органами местного самоуправления для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования; или на величину более чем 10% площади, сведения о которой относительно данного земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Судом так же не принято во внимание, что земельный участок на государственный кадастровый учет площадью 1586 кв.м поставлен не был. Право собственности на земельный участок указанной площадью под многоквартирным домом не перешло в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирных домов.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости площадь земельного участка по проезду *** *** составляет *** кв.м. Кадастровый номер земельного участка: ***.
В соответствии с постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области от 29.03.2019 г. № 1700 утверждена схема расположения земельных участков площадью *** кв.м, площадью *** кв.м, площадью *** кв.м, на кадастровом плане и присвоены адреса указанным земельным участкам, образуемых из земель населенных пунктов в кадастровом квартале ***, право общей долевой собственности на которые у собственников помещений в многоквартирном доме не возникло.
Представитель комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова Тамбовской области И.А. Левина в своей жалобе так же просит отменить решение Ленинского районного суда и принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
Автор жалобы так же считает, что административными истцами пропущен процессуальный срок, предусмотренный для предъявления требований в части признания незаконным бездействия по неисполнению постановления администрации г. Тамбова от 28 августа 2007 года № 8990.
В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные доводам жалобы администрации г. Тамбова, полагая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не были должным образом оценены все обстоятельства, имеющие отношение к рассматриваемому делу.
В возражениях на апелляционную жалобу административные истцы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения.
Судом материалами дела установлено, что решением Исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от 27.04.1954 г. № 402 Анилино-красочному заводу Министерства Химической промышленности под строительство многоквартирного дома по адресу: *** (ранее проезд 1-1, ***) был отведен земельный участок площадью *** кв.м. (акт отвода границ участка в натуре от 19.10.1954 г.).
29.11.1954 г. дом сдан в эксплуатацию.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 19.06.1956 г. застроенная площадь земельного участка (дом, сараи) составила *** кв.м.
Постановлением мэра г. Тамбова от 21.02.2001 г. № 854 «О предоставлении земельных участков муниципальному учреждению «Дирекция Единого заказчика» под жилые дома» земельный участок площадью *** кв.м. под застроенным жилым домом по адресу: ***, передан в аренду обслуживающей дом организации УМПЖХ №12 (п. 120 приложения к постановлению).
29.04.2005 г. земельному участку площадью *** кв.м. присвоен кадастровый *** с установленным ограничением – аренда МУ «Дирекция Единого заказчика».
Постановлением администрации г.Тамбова от 28.12.2007 г. № 8990 площадь земельного участка с кадастровым номером *** уточнена, по результатам межевания 2007 г. составила *** кв.м. согласно прилагаемому к постановлению плану границ земель. Пункт 120 приложения к постановлению мэра г.Тамбова от 21.02.2001 № 854 признан утратившим силу. На комитет земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова возложена обязанность обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тамбовской области для внесения необходимых изменений в кадастровую документацию земельного участка.
Постановлением администрации г.Тамбова от 04.04.2008 г. № 2250 признано утратившим силу постановление мэра г.Тамбова от 21.02.2001 г. № 854 «О предоставлении земельных участков муниципальному учреждению «Дирекция Единого заказчика» под жилые дома».
Поскольку комитетом земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова изменения в кадастровую документацию земельного участка относительно его площади внесены не были, собственники помещений *** по проезду *** *** инициировали проведение геодезических и кадастровых работ для уточнения местоположения границ и площади спорного земельного участка.
Из заключения кадастрового инженера от 11.04.2019 г. следует, что при проведении геодезических работ в 2019 г. выявлено, что площадь уточняемого земельного участка – *** кв.м. Площадь и конфигурация уточняемого участка с кадастровым номером *** были согласованы и утверждены ранее в 2007 г. постановлением администрации г.Тамбова от 28.12.2007 г. № 8990 и приложенным к нему планом границ земельного участка. Так как площади земельного участка с кадастровым номером *** фактическая и по данным ЕГРН не совпадают, то для установления границы указанного земельного участка в системе координат МСК 68 требуется исправить реестровую ошибку в площади участка и уточнить его границы согласно постановлению от 28.12.2007 г. № 8990. Требуемое уточнение границ и площади земельного участка не приводит к захвату земель общего пользования и не ущемляет интересы смежных земельных участков.
На основании данного заключения кадастровый инженер обратился в администрацию г.Тамбова с заявлением о согласовании плана границ земельного участка.
Письмом администрации г.Тамбова от 18.04.2019 г. № 24-01-1106/19 в указанном согласовании отказано, поскольку постановлением от 29.03.2019 г. № 1700 на часть земельного участка по проезду ***, ***, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории г.Тамбова.
Данным постановлением утверждена схема расположения земельных участков площадью *** кв.м., площадью *** кв.м., площадью *** кв.м. на кадастровом плане территории города Тамбова согласно приложению без установления вида разрешенного использования.
Земельному участку площадью *** кв.м., образуемому из земель населенных пунктов в кадастровом квартале *** и расположенному в территориальной зоне П-2 (зона размещения объектов коммунально-складского назначения) присвоен адрес: *** этом согласно схемы расположения земельных участков участок площадью *** кв.м. с условным номером *** фактически расположен в границах спорного земельного участка.
Постановлением администрации г.Тамбова от 06.05.2019 г. № 2364 признано утратившим силу постановление от 28.12.2007 г. № 8990.
Удовлетворяя требования административного иска Трофимовой Н.А. и других к администрации г.Тамбова Тамбовской области, комитету земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова о признании незаконными и отмене в части постановлений от 06.05.2019 г. № 2364, 29.03.2019 г. № 1700 и возложении обязанности внести сведения в отношении земельного участка, суд первой инстанции исходил из несоответствия действий административных ответчиков нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия считает данный вывод правильным.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО9, ФИО10 и ФИО11" (далее - Постановление N 12-П) указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ), а в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Из частей 2-5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
На основании части 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (в применимой к настоящим правоотношениям ред.)
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении N 12-П, формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, следовательно, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Согласно п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
Таким образом, собственники жилых помещений в доме имеют право на защиту своих прав на пользование участком в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом, имея право владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Установив фактические обстоятельства дела, правильно применив нормы материального права, суд пришёл к верному выводу об удовлетворении требований административного иска о признании незаконными и отмене в части постановлений от 06.05.2019 № 2364, 29.03.2019 № 1700 и возложении обязанности внести сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0207046:5 в соответствии с планом границ земельного участка, являющегося приложением к постановлению от 28.12.2007 № 8990 «Об уточнении площади земельного участка под многоквартирным домом по проезду Рязанскому, 4.
Вопреки ошибочному доводу апелляционной жалобы срок на обращение в суд, указанный в статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен, поскольку предметом оспаривания настоящего административного дела является бездействие административного ответчика по день обращения административных истцов в суд. При таких обстоятельствах, учитывая длящийся характер оспариваемого бездействия, оснований для отказа в удовлетворении требований административного истца по данному основанию у суда не имелось.
Довод жалобы, что любые уточнения относительно площади спорного земельного участка возможны только при согласии собственников помещений многоквартирного дома обоснованно отвергнут судом первой инстанции, поскольку ни нормы Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ни разъяснения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года не предусматривают реализацию обязанности органов местного самоуправления по формированию земельного участка и дальнейшей постановки этого участка на кадастровый учет в зависимости от согласия собственников помещений многоквартирного дома.
Более того, не содержит такой обязанности и постановление администрации г.Тамбова от 28.12.2007 № 8990, пунктом 5 которого лишь определено жилищному комитету администрации г.Тамбова, комитету по делам горожан администрации г.Тамбова, управляющим организациям довести до собственников помещений многоквартирного дома информацию о площади и границах земельного участка в соответствии с этим постановлением.
Несостоятельной также является ссылка апелляционной жалобы на п.1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку указанная норма Федерального закона регламентировала случаи, при которых орган кадастрового учета принимал решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Иные доводы апелляционных жалоб не могут быть признаны состоятельными, поскольку из их содержания усматривается, что они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет.
Вопреки доводам жалоб, оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ; бремя доказывания между сторонами распределено верно; все юридически значимые по делу обстоятельства установлены правильно и подтверждены доказательствами; выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Кроме того, они основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 16 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г. Тамбова Тамбовской области и Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова Тамбовской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий -
Судьи -