Дело №а-5815/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 13 ноября 2019 года
Советский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи Шуаева Д.А.,
при секретаре судебного заседания Метревели Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан к Благотворительному Фонду «Паруса Надежды» о ликвидации Благотворительного Фонда «Паруса Надежды»,
УСТАНОВИЛ:
Управление Минюста Российской Федерации по Республике Дагестан обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Заявление мотивированно тем, что Благотворительный Фонд «Парус Надежды» зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан, сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1160571056414 от 25.06.2016 г. Учётный номер 0514010210. 18.07.2019 г. (исх. №05/03-2074) в адрес Благотворительного Фонда «Паруса Надежды» было направлено уведомление с приложением копии распоряжения о проведении плановой документарной проверки. Уведомление возвращено, в связи с тем, что по указанному в учредительных документах юридическому адресу Благотворительный Фонд «Паруса Надежды» не располагается, тем самым указанной организации также нарушены требования пункта 7 статьи 32 ФЗ от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Изложенное означает, что в деятельности Фонда имеются нарушения действующего законодательства.
Кроме того, в нарушение пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Благотворительный Фонд «Паруса Надежды» не представил в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников по форме утвержденной приказом Минюста России от 16.08.2018 г. №170.
Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан своего представителя в судебное заседание не направило, в своем заявлении Управление просило рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик, своевременно извещенный о месте и времени проведения судебного разбирательства дела своего представителя не направил.
В соответствии с п.4 ст.263 КАС РФсуд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав и оценив по правилам ст.84 КАС РФ представленные в материалы дела в письменной форме доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.262 КАС РФадминистративное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в Управление Минюста России по Республике Дагестан является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческих организаций 0514010210, решение о государственной регистрации некоммерческой организации Благотворительный Фонд «Паруса Надежды» при создании принято 24.05.2016 г. Запись о некоммерческой организации внесена в ЕГРЮЛ 09.06.2016 за основным государственным регистрационным номером 1160571056414.
В соответствии с п.1 ст.1Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 установлено, что настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц.
В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" такие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", к которым относятся сведения о месте нахождения юридического лица, т.е. по смыслу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, месте нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
18.07.2019 исх. № 05/03-2074 Управлением в адрес (место нахождения) организации, содержащийся в ЕГРЮЛ, направлено уведомление с приложением распоряжения о проведении плановой проверки.
Однако уведомление возвращено, в связи с тем, что по указанному в учредительных документах юридическому адресу Благотворительный Фонд «Паруса Надежды» не располагается, соответственно указанной организацией нарушены требования пункта 7 статьи 32 ФЗ от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Кроме того, в нарушение пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Благотворительный Фонд «Паруса Надежды» не представил в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников по форме утвержденной приказом Минюста России от 16.08.2018 г. №170.
Суд, учитывая вышеизложенные обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, полагает установленным, что деятельность Организации осуществляется с грубыми нарушениями требований нормативных правовых актов, что является основанием для ликвидации некоммерческой организации.
Каких-либо доказательств отсутствия оснований для ликвидации организации, ответчик не представил.
При таких обстоятельствах, из анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания для ликвидации Благотворительного Фонда «Паруса Надежды».
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан к Благотворительному Фонду «Паруса Надежды» удовлетворить.
Ликвидировать Благотворительный Фонд «Паруса Надежды» в качестве юридического лица и исключить его из единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд г. Махачкалы.
Судья Д.А. Шуаев