Решение по делу № 2а-261/2020 от 28.11.2019

Дело № 2а-261/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 февраля 2020 года город Волгоград

Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи И.И. Костюк,

с участием представителя административного истца МИФНС России № 9 по Волгоградской области Поповой Е.В.,

административного ответчика Самохвалова А.Н.,

представителя административного ответчика Самохвалова А.Н. – Власовой Е.А.

при секретаре судебного заседания Беркетовой ЕО.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области к Самохвалову А.Н. о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Самохвалову А.Н. о взыскании обязательных платежей.

В обосновании заявленных требований указывает, что на налоговом учете в МИФНС России №9 по Волгоградской области состоит Самохвалов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является плательщиком транспортного налога.

Самохвалову А.Н. было направлено налоговое уведомление с расчетом налога за 2017 год, подлежащего уплате, с установленным сроком для уплаты налога, однако оно осталось без исполнения.

Неисполнение обязанности, установленной ст. 45 НК РФ явилось основанием для направления налогоплательщику, в порядке ст. 69 НК РФ требования об уплате задолженности № 16167 от 04 февраля 2019 года об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 10 658 рублей 00 копеек, пене по транспортному налогу в размере 169 рублей 55 копеек.

02 августа 2019 года мировым судьей судебного участка № 102 Волгоградской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по транспортному налогу с Самохвалова А.Н., однако, в соответствии со ст. 123.7 КАС РФ по поступившим возражениям от должника относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа, 23 августа 2019 года он был отменен.

Задолженность Самохваловым А.Н. до настоящего времени не оплачена.

Просит взыскать с Самохвалова А.Н. в пользу МИФНС России № 9 по Волгоградской области задолженность по требованию № 16167 от 04 февраля 2019 года об уплате задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 10 658 рублей 00 копеек, пене по транспортному налогу в размере 169 рублей 55 копеек, а всего 10 827 рублей 55 копеек.

Представитель административного истца МИФНС России №9 по Волгоградской области Попова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.

Административный ответчик Самохвалов А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что оплатил транспортный налог на автомобиль марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком в размере 2 858 рублей 00 копеек. Транспортный налог на автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком не оплатил, поскольку автомобиль находится в аресте у ГИБДД по уголовному делу. Считает, что автомобиль должен был быть снять с регистрационного учета с 01 января 2006 года, так как фактически не пользуется <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком транспортный налог платить не должен.

Представитель административного ответчика Власова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании подержала доводы своего доверителя, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства по делу, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичные требования содержатся в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

В силу части 3 статьи 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

На территории Волгоградской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Волгоградской области от 11 ноября 2002 года N 750-ОД "О транспортном налоге". Законом закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, автомобили грузовые и т.д.) и мощности двигателя.

Налогоплательщиками данного налога положениями статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статья 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В силу п. 2 ст. 44 НК РФ по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Вместе с тем согласно абзацу 3 названной правовой нормы налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Исчисление налоговой базы производится налоговыми органами по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных (пункт 5 статьи 54 Кодекса).

Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами) (п. 4 ст. 85 НК РФ).

Так, на основании статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

На основании п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании пунктов 1, 2, 4 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 2 ст. 57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что Самохвалов А.Н. в 2017 году являлся собственником следующих транспортных средств:

- автомобиля марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком ;

- автомобиля марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком ;

- автомобиля марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком ;

В адрес Самохвалова А.Н. было направлено налоговое уведомление № 28639973 от 23 сентября 2018 года об уплате транспортного налога за налоговый период 2017 год в размере 10 658 рублей 00 копеек, об уплате земельного налога за налоговый период 2017 год в размере 11 520 рублей 00 копеек, об уплате налога на имущество физических лиц за налоговый период 2017 год в размере 69 302 рублей 00 копеек (л.д. 15-16).

Из-за несвоевременной уплаты налога в адрес Самохвалова А.Н. было направлено требование № 16167 от 04 февраля 2019 года по транспортному налогу в размере 10 658 рублей 00 копеек, по пене по транспортному налогу в размере 169 рубля 55 копеек (л.д.18).

Направление как налогового уведомления, так и требования подтверждается списками внутренних почтовых заказных отправлений, имеющимися в материалах дела.

Поскольку в установленный в требовании срок уплата транспортного налога и пени в полном объеме должником не была произведена Межрайонная ИФНС России № 9 по Волгоградской области обратилась с заявлением к мировому судье судебного участка №102 Волгоградской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Самохвалова А.Н. задолженности по транспортному налогу и пени.

02 августа 2019 года мировым судьей судебного участка № 102 Волгоградской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по обязательным платежам с Самохвалова А.Н., однако, по поступившим возражениям должника относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа, 23 августа 2019 года он был отменен (л.д. 22).

Из представленного административным ответчиком чека-ордера следует, что 22 ноября 2018 года им добровольно частично уплачен налог на сумму 2 858 рублей 00 копеек, следовательно, требование № 16167 от 04 февраля 2019 года исполнено административным ответчиком Самохваловым А.Н. частично.

Так с учетом частичной оплаты транспортного налога, сумма задолженности по оплате транспортного налога Самохвалова А.Н. за налоговый период 2017 год составляет 7 800 рублей (10 658 рублей - 2 858 рублей 00 копеек).

При таком положении подлежит пересчету пеня по транспортному налогу за период 2017 год, с учетом общего размера задолженности по транспортному налогу на дату начисления пени их размер составляет 124 рубля 09 копеек.

В силу части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административное исковое заявление подано в Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда 28 ноября 2019, т.е. в установленный законом срок.

Довод административного ответчика о том, что транспортное средство – легковой автомобиль марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком с 2005 года находится под арестом в МОТН и РАМГС ГУ МВД России по Волгоградской области и на автомобиль наложены ограничения в рамках уголовного дела, в связи с чем не находится в эксплуатации, что освобождает административного ответчика от уплаты транспортного налога, суд находит не состоятельным по следующим основаниям.

Порядок регистрации транспортного средства регламентирован Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД России от 26.06.2018 N 399.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 года N 2015-О Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.

Статьей 362 НК РФ установлено, что исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство.

Исходя из вышесказанного, уплата транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от факта наличия или отсутствия транспортного средства в непосредственной эксплуатации, то есть фактического пользования; нахождение транспортного средства под арестом не прекращает права владения этим имуществом, а соответственно, и права собственности на него.

Так судом установлено, что владельцем автомобиля <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком в налоговый период 2017 год являлся ответчик Самохвалов А.Н., следовательно данное транспортное средство является объектом налогообложения.

В связи с изложенным, факт нахождения транспортного средства под арестом, но без его снятия с регистрационного учета и внесения изменений в регистрационную запись, не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога. Таким образом, Самохвалов А.Н. являлся плательщиком транспортного налога за налоговый период 2017 год.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика Самохвалова А.Н. в пользу Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области в соответствии с ч.1 ст. 178 КАС РФ в пределах заявленных требований задолженность по требованию № 16167 от 04 февраля 2019 года об уплате задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 7 800 рублей 00 копеек, пене по транспортному налогу в размере 124 рубля 09 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области к Самохвалову А.Н. о взыскании обязательных платежей – удовлетворить частично.

Взыскать с Самохвалова А.Н., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу МИФНС России № 9 по Волгоградской области задолженность по требованию № 16167 от 04 февраля 2019 года об уплате задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 7 800 рублей 00 копеек, пене по транспортному налогу в размере 124 рубля 09 копеек, а всего 7 924 (семь тысяч девятьсот двадцать четыре) рубля 09 копеек, отказав Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области в остальной части административного искового заявления о взыскании обязательных платежей с Самохвалова А.Н..

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.

Судья:                                   И.И. Костюк

Справка: Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 12 февраля 2020 года. Мотивированный текст решение изготовлен 26 февраля 2020 года

Судья:                          И.И. Костюк

2а-261/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС №9 по Волгоградской области
Ответчики
Самохвалов Алексей Николаевич
Суд
Краснооктябрьский районный суд г. Волгоград
Судья
Костюк И.И.
Дело на сайте суда
krokt.vol.sudrf.ru
28.11.2019Регистрация административного искового заявления
28.11.2019Передача материалов судье
02.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2019Судебное заседание
13.01.2020Судебное заседание
05.02.2020Судебное заседание
26.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2020Дело оформлено
12.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее