Дело № 33-8832/2022 (№13-54/2022)
УИД: 59RS0043-01-2017-000283-71
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Крюгер М.В.
при ведении протокола помощником судьи Косогоровой К.Б.,
рассмотрела 12 сентября 2022 года в апелляционной инстанции в г.Перми дело по частной жалобе начальника ОСП по Чердынскому району УФССП России по Пермскому краю на определение Чердынского районного суда Пермского края от 05 июля 2022 года, которым постановлено:
«в удовлетворении заявления начальника Отделения судебных приставов по Чердынскому району УФССП России по Пермскому краю о замене должника ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю по исполнительному производству №**, возбужденному на основании исполнительного документа, выданного Чердынским районным судом Пермского края 10 апреля 2018 г. по гражданскому делу №**/2017 в порядке процессуального правопреемства на ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, отказать»,
исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛ:
Начальник Отдела судебных приставов по Чердынскому району УФССП России по Пермскому краю обратилась в суд с заявлением об изменении порядка исполнения решения суда путем замены стороны в исполнительном производстве.
Требования мотивированны тем, что решением Чердынского районного суда Пермского края от 17.03.2017 на ФКУ ОИК-11 ГУФСИН России по Пермскому краю возложены обязанности: провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения; обеспечить профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) лиц, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности; разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; назначить лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; привести площадку хранения производственных отходов опила, расположенную на территории ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствии с требованиями законодательства путем обустройства по периметру производственной площадки, обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями, а также оборудования площадки искусственными водонепроницаемыми и химически стойким покрытием, защищающим отходы от воздействия атмосферных осадков; получить лицензию на право пользования участком недр; вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из подземных водных объектов; провести поверку средств измерения, используемых для учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод; разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважин; получить санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Установлен срок его исполнения 1 год со дня вступления в законную силу. В рамках, возбужденного на основании решения суда исполнительного производства было установлено, что должник – организация ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю реорганизована в форме разделения на ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю с закреплением за ними на праве оперативного управления недвижимого имущества. Полагает, что решение должно исполняться как ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, так и ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.
Судом постановлено приведенное выше определение, об отмене которого просит в частной жалобе начальник ОСП по Чердынскому району УФССП России по Пермскому краю. Указывает, что данное судебное решение не исполняется, поскольку произошло разделение недвижимого имущества при реорганизации ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на ИК-4 и ИК-11. Полагает, что данное решение должно совместно исполняться двумя исправительными учреждениями: ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.
В отзыве Березниковская межрайонная природоохранная прокуратура просит частную жалобу удовлетворить, определение суда первой инстанции отменить.
В силу ч.ч.3, 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.
Исследовав материалы дела, доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося определения по правилам ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в частной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Материалами дела установлено, что решением Чердынского районного суда Пермского края от 17.03.2017 на ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю возложены обязанности: провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения; обеспечить профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) лиц, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности; разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; назначить лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; привести площадку хранения производственных отходов опила, расположенную на территории ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствии с требованиями законодательства путем обустройства по периметру производственной площадки, обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями, а также оборудования площадки искусственными водонепроницаемыми и химически стойким покрытием, защищающим отходы от воздействия атмосферных осадков; получить лицензию на право пользования участком недр; вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из подземных водных объектов; провести поверку средств измерения, используемых для учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод; разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважин; получить санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Установлен срок исполнения 1 год со дня вступления в законную силу решения суда (л.д. 173 -183 гражданского дела № 2-114/2017).
Решение суда вступило в законную силу 25.04.2017.
10.04.2018 в отношении должника ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю выпущен исполнительный лист ФС № **.
10.08.2018 ОСП по Чердынскому району УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №**.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.11.2019 №2766-р ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю реорганизовано в форме разделения на ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.
Из выписки ЕГРЮЛ следует, что 30.12.2019 ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме разделения.
30.12.2019 в ЕГРЮЛ внесены сведения о создании юридических лиц ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, являющихся правопреемниками юридического лица ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.
Разрешая заявленный вопрос и отказывая заявителю в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, исходил из того, что в соответствии с положениями п. 3 ст. 58 ГК РФ при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом, который в материалы дела не представлен. К тому же, замена стороны ответчика повлечет повторную переоценку исследованных обстоятельств дела, что является в рассматриваемом случае недопустимым, поскольку обстоятельства установления надлежащего ответчика и ограничения ответственности правопреемников по делу, не могут быть предметом рассмотрения в порядке статьи 203 ГПК РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции, так как при рассмотрении заявления об изменении порядка исполнения решения суда путем замены стороны в исполнительном производстве суд первой инстанции не установил имеющие значение обстоятельства.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления начальника ОСП по Чердынскому району УФССП России по Пермскому краю, суд первой инстанции исходил из того, что разделение определенных обязанностей, возложенных судебным решением, на вновь созданные юридические лица, сводятся к изменению содержания решения суда, что не может быть допустимым.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что представители исправительных учреждений не высказали обоснованных возражений по существу предложенного начальником отдела судебных приставов изменения порядка исполнения решения суда путем замены стороны в исполнительном производстве, а лишь указывали на необходимость прекращения исполнительного производства, поскольку ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме разделения.
Согласно ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (уступка требования) суд допускает замену этой стороны правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом, на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства, по исполнительному документу, выданному иным органом или должностным лицом, в случае, если такое правопреемство допускается законодательством Российской Федерации, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).
На основании ст. 434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 данного кодекса.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 16.11.2018 № 43-П, применение судами части 1 статьи 44 ГПК РФ в системе действующего правового регулирования с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и соответствующих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации позволяет в каждом конкретном случае достичь баланса интересов участников спорных правоотношений и принять решение, отвечающее требованиям законности, обоснованности и справедливости, исходя при этом из предусмотренных законом пределов усмотрения суда по установлению юридических фактов, являющихся основанием для процессуального правопреемства (либо для отказа в удовлетворении соответствующего требования), что предполагает необходимость оценки судом процессуальных последствий тех изменений, которые происходят в материальном правоотношении.
Таким образом, обязательства, возложенные решением Чердынского районного суда Пермского края от 17.03.2017 по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, подлежат исполнению юридическими лицами ФКУ ИК-4 и ФКУ ИК-11 в порядке правопреемства.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в приложении № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 21.11.2019 № 2766-р содержится перечень недвижимого имущества (в том числе земельных участков), закрепленного на праве оперативного управления (предоставляемого в постоянное (бессрочное) пользование за ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю. Аналогичный перечень недвижимого имущества, закрепленного за ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю содержит приложение № 2 к данному распоряжению.
Учитывая вышеизложенное, при реорганизации ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в форме разделения на ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю был разрешен вопрос о закреплении за каждым из юридических лиц соответствующего недвижимого имущества (в том числе земельных участков), в связи с чем заявитель, осуществляющий принудительное исполнение вышеуказанного судебного акта, ссылаясь на данные документы просила изменить порядок исполнения решения суда путем замены должника в исполнительном производстве с возложением на каждое юридическое лицо соответствующих обязанностей. Со стороны юридических лиц иного суду не представлено.
Суд апелляционной инстанции учитывая вышеуказанные обстоятельства, проанализировав представленные документы, считает, что возложение обязанностей на правопреемников не повлечет изменения содержания решения суда от 17.03.2017, переоценку исследованных обстоятельств дела и ограничения ответственности правопреемников. Напротив, отказывая в замене стороны в исполнительном производстве определением от 05.07.2022, как к ФКУ ИК-4, так и к ФКУ ИК-11, суд первой инстанции фактически освобождает все стороны от исполнения решения Чердынского районного суда Пермского края от 17.03.2017.
Поскольку изменение способа и порядка исполнения решения суда не изменяет его содержания, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении заявления об изменении порядка и способа исполнения решения суда путем замены стороны исполнительного производства с ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
о п р е д е л и л :
определение Чердынского районного суда Пермского края от 05 июля 2022 года отменить, разрешить вопрос по существу.
Заявление начальника ОСП по Чердынскому району УФССП России по Пермскому краю об изменении порядка исполнения решения Чердынского районного суда Пермского края от 17.03.2017 путем замены стороны в исполнительном производстве удовлетворить, заменить должника ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю по исполнительному производству № **, возбужденному 10.08.2018 на основании исполнительного листа, выданного Чердынским районным судом Пермского края по гражданскому делу № **/2017.
На ФКУ ИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю возложить обязанности:
- провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
- обеспечить профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) лиц, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности;
- разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
- назначить лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
На ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю возложить обязанности:
- провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
- обеспечить профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) лиц, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности;
- разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
- назначить лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
- привести площадку хранения производственных отходов опила, расположенную на территории ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствии с требованиями законодательства путем обустройства по периметру производственной площадки, обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями, а также оборудования площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием, защищающим отходы от воздействия атмосферных осадков;
- получить лицензию на право пользования участком недр;
- вести учёт объёма забора (изъятия) водных ресурсов из подземных водных объектов;
- провести проверку средств измерения, используемых для учета объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
- разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважин;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Судья: подпись