дело № 2-187/2015
решение
Именем Российской Федерации
р.п. Каргаполье 09 апреля 2015 года
Каргапольский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Сычёва В.С.,
при секретаре судебного заседания Жилиной Л.В.,
с участием: истца Санкиной Д.Б.,
третьих лиц Санкина А.Б., Лаптевой А.Б., Лаптева Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-187/2015 по иску Санкиной Д.Б. к Администрации Тагильского сельсовета о признании права собственности на квартиру,
установил:
Санкина Д.Б. обратилась в суд с исковым заявлением о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В подтверждение своих требований в заявлении указала и пояснила в судебном заседании следующее: 11.02.2011. между истцом Санкиной Д.Б. и ЗАО «Тагильское» был заключен договор социального найма жилого помещения, в соответствии с которым истцу была предоставлена для проживания, во владение и пользование квартира, расположенная по указанному адресу. Постановлением Администрации Тагильского сельсовета от 13.07.2012. № 53 квартире присвоен адрес: <адрес>. Спорная квартира состояла на балансе ЗАО «Тагильское» и в муниципальную собственность администрации Тагильского сельсовета не передавалась. 18.04.2013. ЗАО «Тагильское» ликвидировано, в связи с чем истец лишена возможности приобрести занимаемую ей квартиру в собственность в порядке приватизации. Просит признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
В судебном заседании Санкина Д.Б. изменила свои требования и просила признать право общей долевой собственности, по 1/4 доли каждому на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, за ней и ее тремя несовершеннолетними детьми: Санкиной А.А., Санкиной А.А. и Санкиной А.А. В указанной редакции свои требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме. Дополнительно пояснила, что в квартире она проживает с супругом Санкиным А.Б. и тремя несовершеннолетними детьми, а также Лаптевой А.Б. и Лаптевым Д.Г., которые не имеют претензий и требований по квартире, не желают участвовать в приватизации квартиры, жилищные права указанных лиц не будут нарушены. Более лиц, имеющих право на приватизацию данного жилого помещения, не имеется.
Представитель ответчика администрации Тагильского сельсовета извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, в котором указал, что администрация сельсовета полностью признает исковые требования о признании права собственности Санкиной Д.Б. на квартиру и просил о рассмотрении дела в его отсутствие, поэтому суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика в соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ.
Привлеченные к участию в деле по инициативе суда, в качестве третьего лица Санкин А.Б., Лаптева А.Б. и Лаптев Д.Г., не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, в судебном заседании пояснили, что они фактически проживают в спорном жилом помещении совместно с Санкиной Д.Б., но не желают участвовать в приватизации квартиры и просит удовлетворить исковые требования Санкиной Д.Б. полностью, поскольку согласны с иском и не имеют самостоятельных требований и возражений против иска.
Представитель отдела по опеке и попечительству Администрации Каргапольского района, привлеченный к участию в деле по инициативе суда, в судебное заседание не явился, поэтому суд рассмотрел дело без участия не явившегося лица.
В силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку признание иска ответчиком по данному делу не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия данного процессуального действия ответчику разъяснены и понятны, суд принимает признание иска ответчиком и удовлетворяет заявленные истцом требования.
При принятии признания иска ответчиком суд учитывает следующее.
01.10.2010. на основании решения о предоставлении жилого помещения между ЗАО «Тагильское» и Санкиной Д.Б. был заключён договор найма жилого помещения - однокомнатной квартиры, общей площадью 25,0 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Истец фактически вселилась в предоставленное ей жилое помещение, проживает и зарегистрирована в квартире по настоящее время. Истец Санкина Д.Б., право на приватизацию жилья на территории Каргапольского района не использовала, что подтверждается справкой от 13.02.2015. № 67 Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Каргапольского района.
Право собственности ЗАО «Тагильское» на указанную квартиру было зарегистрировано в соответствии с действующим до 1997 года порядком, на основании регистрационного свидетельства № 2864 от 25.08.1994., выданного ГУП «Инвентаризатор» и квартира находилась на балансе ЗАО «Тагильское», что подтверждается справкой № 5 от 11.02.2013.
18.04.2013. ЗАО «Тагильское» ликвидировано, сведений о правопреемниках у суда не имеется, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ № 211 от 16.02.2015.
Согласно п.5 ст.132 Федерального закона №127ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве), в редакции, действующей на момент ликвидации (банкротства) ЗАО «Тагильское», жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном п.4 статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Однако в период ликвидации ЗАО «Тагильское» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не было передано в муниципальную собственность. В связи с тем, что указанное жилое помещение ни во время ликвидации ЗАО «Тагильское», ни позже, не было передано в муниципальную собственность, а в настоящий момент не может быть передано, так как предприятие ликвидировано, Санкина Д.Б., зарегистрированная в этом жилом помещении и проживающая в квартире с 2010 года, лишена возможности приватизировать указанное жилое помещение. В неисполнении требований закона о передаче жилищного фонда ЗАО «Тагильское» администрации Тагильского сельсовета или администрации Каргапольского района отсутствует вина Санкиной Д.Б., а указанным бездействием нарушаются ее права, предусмотренные ст.35 Конституции РФ и ст.ст.2, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Сведений о зарегистрированных правах на квартиру не имеется.
В силу ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном фонде социального использования один раз в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». Статьёй 6 данного закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казёнными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» служебные жилые помещения приватизации не подлежат; частью второй данной статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Сведений о том, что спорная квартира относится к специализированному жилищному фонду Российской Федерации, суду не представлено, также как и доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ того, что квартира, выделенная истцу, имеет статус служебного жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
На основании пункта 15 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество (пункт 3 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42).
Сторонами доказательств о том, что имеется решение об отнесении спорной квартиры к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, суду не было предоставлено.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи мены, дарения или сделки об отчуждении этого имущества. Однако ст. 8 ГК РФ допускает возможность возникновения права и на основании решения суда, установившего гражданские права и обязанности. Кроме того, диспозитивная норма ст. 12 ГК РФ предусматривает возможность избрания такого способа защиты нарушенного права как признание права и защита прав в судебном порядке.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Однако таких доказательств ответчиком суду не представлено.
Следовательно, оснований признать, что спорное жилое помещение имеет статус служебного, не имеется, в связи с чем в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» оно подлежит передаче истцу в собственность в порядке приватизации.
Учитывая вышеизложенное и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Признание права собственности за истцами на данное жилое помещение не нарушает права и законные интересы других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, поэтому суд находит возможным удовлетворить исковые требования и признать право собственности истцов на данное жилое помещение.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
решил:
Исковые требования Санкиной Д.Б. удовлетворить полностью.
Признать право общей долевой собственности, в равных долях, по 1/4 доли каждому на квартиру инвентарный номер 2650, общей площадью 26,7 кв.м., в том числе жилой площадью 12,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> за Санкиной Д.Б., Санкиной А.А., Санкиной А. А., Санкиной А. А..
Право собственности Санкиной Д.Б., Санкиной А.А., Санкиной А.А. и Санкиной А.А., подлежит обязательной государственной регистрации в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Каргапольский районный суд.
Судья В.С. Сычёв