дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Логиновой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лиоиной Е. И. об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя Пушкинского РОСП УФССП России по Московской области,
У С Т А Н О В И Л :
Лиоина Е.И. обратилась в суд с административным иском о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя Пушкинского РОСП УФССП России по Московской области Шулик С.Ю. от <дата> об окончании исполнительного производства и от <дата> о расчете задолженности по алиментам.
В обоснование административного иска указала, что является взыскателем по исполнительному производству №-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа, выданного по решению мирового судьи 207-го судебного участка Пушкинского судебного района Московской области о взыскании алиментов с должника Винокурова Д.А. Постановлением от <дата> исполнительное производство было окончено, исполнительный документ направлен по месту работы должника. Постановлением от <дата> судебным приставом-исполнителем произведен расчет задолженности по алиментам за период с <дата> по <дата>, размер которой составил <данные изъяты>. По мнению административного истца, указанные постановления являются незаконными, поскольку расчет задолженности по алиментам произведен судебным приставом-исполнителем на основании справок по форме 2-НДФЛ, в которых имеется только печать организации и отсутствует подпись должностного лица, выдавшего справку. Сведения о месте работы должника и его доходах в ответах Пенсионного фонда РФ имеются только за период с января 2018 года по июнь 2018 года.
В связи с заявленными Лиоиной Е.И. требованиями судом к участию в деле в порядке ст. 221 КАС РФ в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Московской области.
Лиоина Е.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания судом извещена.
Судебный пристав-исполнитель Пушкинского РОСП УФССП России по Московской области Шулик С.Ю. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного соответчика – УФССП России по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещался.
Заинтересованное лицо Винокуров Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещался.
Суд, изучив материалы дела, находит административный иск Лиоиной Е.И. не подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу статьи 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
При рассмотрении данного административного иска судом проверяется законность постановлений судебного пристава-исполнителя в рамках Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Федеральным законом от <дата> № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлена прямая обязанность судебного пристава-исполнителя, принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В частности статьей 12 Федерального закона «О судебных приставах» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Из системного толкования приведенных положений федерального законодательства следует, что с момента возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, в какой период и какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, с учетом принципов целесообразности и достаточности.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных ч. ч. 2 - 6 настоящей статьи.
Судом установлено, что на основании решения мирового судьи 207-го судебного участка Пушкинского судебного района Московской области от <дата> с Винокурова Д.А. взысканы алименты в размере 1/6 части всех видов его заработка ил) иного дохода ежемесячно, начиная со дня вступления решения суда в законную силу, в пользу Лиоиной Е.И. на содержание несовершеннолетней дочери. На основании указанного решения Лиоиной Е.И. был выдан исполнительный лист, который <дата> был предъявлен в Пушкинский РОСП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Пушкинского РОСП Шулик С.Ю. от <дата> в отношении должника Винокурова Д.А. возбуждено исполнительное производство №-ИП. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником <дата>.
<дата> судебным приставом-исполнителем Шулик С.Ю. вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
Постановлением от <дата>, датированным <дата>, судебным приставом-исполнителем Шулик С.Ю. произведен расчет задолженности по алиментам за период с <дата> по <дата>, размер которой по состоянию на <дата> составил 53 750 руб. 81 коп.
<дата> на депозитный счет Пушкинского РОСП поступили денежные средства по указанному выше исполнительному производству в размере 53 750 руб. 81 коп. в счет задолженности по алиментам и в размере 4 853 руб. 13 коп. в счет исполнительского сбора. Из постановлений о распределении денежных средств от <дата> следует, что задолженность по исполнительному производству отсутствует.
<дата> судебным приставом-исполнителем Шулик С.Ю. вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
Постановления о расчете задолженности по алиментам и окончании исполнительного производства оспариваются взыскателем Лиоиной Е.И.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» 2. Размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
3. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Пунктом 5.1 главы V Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Федеральной службой судебных приставов <дата> N 01-16 установлено, что в соответствии с ч. 2 ст. 102 Закона размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со ст. 14 Закона. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
В силу п. 4 ст. 113 Семейного кодекса РФ Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 113 Семейного кодекса РФ 2. В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.
3. Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока (п. 2).
Оспариваемое постановление о расчете задолженности было вынесено судебным приставом-исполнителем на основании представленных ООО «Царь-Печи» справок по форме 2-НДФЛ о доходах должника Винокурова Д.А.
Сведения о доходах, указанные в представленных судебному приставу-исполнителю справках, соответствуют сведениям о доходах должника в справках по форме 2-НДФЛ, представленных налоговым органом по запросу судебного пристава-исполнителя.
Факт трудоустройства должника в ООО «Царь-Печи» подтвержден представленной судебному приставу-исполнителю копией трудовой книжки.
То обстоятельство, что справки по форме 2-НДФЛ из налогового органа и копия трудовой книжки должника были получены судебным приставом в период рассмотрения административного дела, не влечет признание незаконным оспариваемого постановления о расчете задолженности.
Таким образом, оспариваемое постановление содержит исходные данные, которыми руководствовался судебный пристав-исполнитель при расчете задолженности, арифметические действия, которые были осуществлены последним для его определения, позволяющие проверить правильность выводов судебного пристава-исполнителя о сумме задолженности по уплате алиментов, как и предусмотрено Методическими рекомендациями по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Федеральной службой судебных приставов России N 01-16 <дата>. Каких-либо иных сведений о доходах должника у судебного пристава-исполнителя не имелось, взыскателем не предоставлялось.
Размер задолженности судебным приставом-исполнителем рассчитан с учетом представленных ему сведений о периодах работы должника, подтвержденных справками с места работы должника Виноградова Д.А. по форме 2-НДФЛ, в связи с чем оснований сомневаться в их достоверности у судебного пристава-исполнителя не имелось. Данные справки имеют печать соответствующего предприятия, устанавливать же их подлинность в компетенцию судебного пристава-исполнителя не входит.
В случае же несогласия с суммой задолженности, определенной в оспариваемом постановлении, взыскатель не лишена возможности обратиться с заявлением на имя судебного пристава-исполнителя о ее перерасчете, предоставив соответствующие документы.
Наличие описки в постановлении о расчете задолженности в дате его вынесения не влечет признание данного постановления незаконным. Как следует из постановления о расчете задолженности оно было вынесено <дата> и в нем произведен расчет по состоянию на <дата>. Факт вынесения постановления о расчете задолженности <дата> подтвержден, в том числе датой вручения копии постановления о расчете задолженности по алиментам должнику – <дата>.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
Таким образом, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривается возможность внесения изменения в вынесенное ранее постановление в виде исправления описок.
С учетом изложенного, постановление о расчете задолженности отвечает приведенным выше положениям действующего законодательства. Расчет задолженности произведен судебным приставом-исполнителем в соответствии с положениями ст. 113 СК РФ и ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» 1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В статье 98 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доход должника-гражданина в следующих случаях: исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей, отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом.
Согласно раздела IV Методических рекомендаций по порядку исполнения требования исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных ФССП России от <дата> N 01-16 в случае установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника при отсутствии задолженности по алиментным обязательствам либо если задолженность не превышает 10 000 рублей судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника и постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона.
Исходя из правового смысла приведенных выше положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» при установлении места работы должника и отсутствии у него задолженности по алиментам судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника и одновременно с вынесением указанного постановления выносит постановление об окончании исполнительного производства при отсутствии задолженности, превышающей 10 000 руб.
Поскольку на момент вынесения постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от <дата> у должника имелась задолженность, превышающая 10 000 руб. судебным приставом-исполнителем обоснованно постановление об окончании исполнительного производства было вынесено после погашения задолженности.
Отсутствие у судебного пристава-исполнителя сведений о поступлении на депозитный счет Пушкинского РОСП денежных средств должника на момент вынесения оспариваемого постановления об окончании исполнительного производства, и как следствие указание в постановлении об окончании исполнительного производства о наличии у должника задолженности, не влечет признание постановления незаконным.
Судом установлено, что на момент вынесения постановления об окончании исполнительного производства задолженность по исполнительному производству у должника отсутствовала, что подтверждается постановлениями о распределении денежных средств от <дата>, поступивших на депозитный счет <дата>.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что постановление судебного пристава-исполнителя от <дата> об окончании исполнительного производства, в связи с направлении копии исполнительного документа по месту работы должника, вынесено в соответствии с приведенными выше положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» и в пределах предоставленных судебному приставу-исполнителю полномочий.
Оценив, представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемые постановления судебного пристава-исполнителя Шулик С.Ю. от <дата> (<дата>) года о расчете задолженности и от <дата> об окончании исполнительного производства отвечают требованиям действующего законодательства, вынесены судебным приставом-исполнителем в пределах предоставленных ей полномочий, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Лиоиной Е.И. о признании их незаконными не имеется.
Поскольку на день рассмотрения административного дела и принятия по нему решения оснований утверждать о наличии нарушения прав и свобод Лиоиной Е.И. и необходимости в связи с этим возложения на ответчика обязанности по устранению таких нарушений у суда не имеется, суд в соответствии со ст. 227 ГПК РФ отказывает в удовлетворении административного иска.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст. 84 КАС РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – <░░░░>.
░░░░░: