Решение по делу № 2-182/2024 от 06.03.2024

Дело № 2- 182/2024

        УИД 60RS0005-01-2024-000231-97

        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 апреля 2024 года                г. Великие Луки Псковской области

Великолукский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Антоненковой И.В., при секретаре Даныш Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Шелковская волость» Великолукского района Псковской области об обязании обеспечить проведение уборки площадки для накопления твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Шелковская волость» Великолукского района Псковской области об обязании обеспечить проведение уборки площадки для накопления твердых коммунальных отходов.

В обоснование заявленных требований указано, что Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Шелковской волости Великолукского района, в ходе которой в деятельности Администрации сельского поселения «Шелковская волость» выявлены нарушения действующего законодательства.

В ходе проведенной проверки установлено, что по адресу: ул.Портовая д.51 (координаты 56.3691, 30.6009), ул.Портовая д.53 (координаты 56.3683, 30.6009), ул.Портовая д.79 (координаты 56.3609, 30.6017) в д.Баландино Великолукского района расположены 3контейнерные площадки, находящаяся в собственности муниципального образования «Шелковская волость». При этом Администрацией сельского поселения «Шелковская волость» проведение мероприятий по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок не обеспечено. Согласно информации, представленной Администрацией сельского поселения «Шелковская волость» от 28.02.2024, в настоящее время денежные средства для проведения мероприятий по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок отсутствуют и бюджетом муниципального образования такие расходы не предусмотрены, подобные мероприятия не проводились.

    Указанное не соответствует требованиям пункта 8 СанПиН 2.1.3684 21, устанавливающего санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий сельских поселений.

        При этом ненадлежащее исполнение указанной выше обязанности создает угрозу жизни и (или) здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний среди неопределенного круга лиц, ухудшение состояния среды обитания человека, способно причинить вред окружающей среде, и иным образом повлечь наступление негативных последствий для охраняемых законом интересов, что не соответствует принципам правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотношений.

    Просит суд обязать Администрацию сельского поселения «Шелковская волость» Великолукского района в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить проведение уборки, дезинсекции и дератизации 3 контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, находящихся в собственности муниципального образования, расположенных по ул. Портовая в д. Баландино Великолукского района Псковской области, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно пункта 8 СанПиН 2.1.3684-21.

В судебном заседании истец заместитель природоохранного межрайонного прокурора Гультяева И.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика - Администрации сельского поселения «Шелковская волость» Великолукского района Псковской области Богатырева Л.П. в судебное заседание не явилась, от неё поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные требования признала в полном объеме.

Заслушав заместителя природоохранного межрайонного прокурора Гультяеву И.Н., исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п.2 ст.21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.22).

Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно п.4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст, территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.

Как следует из содержания раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, накопление отходов вне специально оборудованных контейнерных площадок, в том числе накопление и размещение их на почве не предусмотрено.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Статьей ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ).

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона N 89-ФЗ).

       В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п.2 ст.1 Закона Псковской области от 10.12.2014 №1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Псковской области закрепляются следующие вопросы местного значения: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

    Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29.12.2028 № 129-ОД утвержден «Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Псковской области». Согласно п. 5.21 лица, которым на праве собственности или ином законном основании принадлежат контейнерные площадки для накопления отходов, обеспечивают проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок для накопления отходов в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 СанПиН 2.1.3684-21.

Как следует из материалов дела установлено, что Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Шелковской волости Великолукского района, в ходе которой было установлено, что в д. Баландино Великолукского района по ул. Портовая расположены 3 контейнерные площадки, находящиеся в собственности муниципального образования «Шелковская волость». При этом Администрацией сельского поселения «Шелковская волость» проведение мероприятий по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок не обеспечено.

Согласно справки, представленной Администрацией сельского поселения «Шелковская волость» от 28.02.2024, в настоящее время денежные средства для проведения мероприятий по уборке, дезинсекции идератизации контейнерных площадок отсутствуют и бюджетоммуниципального образования такие расходы не предусмотрены, указанные мероприятия будут запланированы на 2025 год (л.д. 9).

В связи с чем, суд приходит к выводу, что Администрация сельского поселения «Шелковская волость» Великолукского района Псковской области не приняла меры для проведения мероприятий по уборке, дезинсекции и дератизации трех контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, находящихся в собственности муниципального образования, расположенных по ул. Портовая в д. Баландино Великолукского района Псковской области, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

С учетом изложенного, требования прокурора к Администрации сельского поселения «Шелковская волость» Великолукского района Псковской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

         В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в связи с чем суд полагает целесообразным определить срок для исполнения решения суда - в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Срок, о котором просит природоохранный прокурор, по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения действий, направленных на устранение нарушений законодательства.

Представитель ответчика возражений относительно указанного в иске срока не представил.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Шелковская волость» Великолукского района Псковской области об обязании обеспечить проведение уборки площадки для накопления твердых коммунальных отходов – удовлетворить.

    Обязать Администрацию сельского поселения «Шелковская волость» Великолукского района Псковской области в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить проведение уборки, дезинсекции и дератизации 3 контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, находящихся в собственности муниципального образования, расположенных по адресу: ул.Портовая д.51 (координаты 56.3691, 30.6009), ул.Портовая д.53 (координаты 56.3683, 30.6009), ул.Портовая д.79 (координаты 56.3609, 30.6017) в д.Баландино Великолукского района Псковской области, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно п. 8 СанПиН 2.13684-21.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский районный суд Псковской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

    Мотивированное решение изготовлено 02.04.2024.

Судья                подпись              И.В. Антоненкова

    Копия верна Судья:    И.В. Антоненкова

2-182/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Псковская природохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация СП "Шелковская волость"
Суд
Великолукский районный суд Псковской области
Судья
Антоненкова Ирина Валерьевна
Дело на странице суда
velikoluksky.psk.sudrf.ru
06.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2024Передача материалов судье
12.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2024Судебное заседание
02.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее