Дело № 2-1121/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 декабря 2015 года п. Копьёво
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
в составе судьи Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия Гладких Р.А.,
при секретаре судебного заседания Соликовой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева В.Н. к Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия и Министерству труда и социального развития Республики Хакасия о включении в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были повреждены в результате пожара, и требующих капитального ремонта, а также о возложении обязанности выплатить финансовую помощь на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате пожара,
У С Т А Н О В И Л:
Николаев В.Н. обратился в суд с иском к Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о включении в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были повреждены в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, и требующих капитального ремонта; а также о предоставлении меры социальной поддержки в виде капитального ремонта поврежденного жилого помещения.
В обоснование своих требований Николаев В.Н. указал на то, что он с ../../.. года постоянно проживал в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, поселок ..., улица ..., дом №... Однако был зарегистрирован по месту жительства матери по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, поселок ..., улица ..., дом №... Домовладение, в котором он проживал, оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, сложившейся 12 апреля 2015 года вследствие пожара, произошедшего на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия. В результате стихийного бедствия указанное жилое помещение было повреждено. Он обратился в Администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия с заявлением о включении его в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были повреждены в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, и требующих капитального ремонта. Однако орган местного самоуправления отказался включить его в данный список и провести капитальный ремонт, ссылаясь на отсутствие регистрации по месту жительства.
В ходе судебного разбирательства Николаев В.Н. изменил предмет иска и просил обязать Администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия включить его в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были повреждены в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, и требующих капитального ремонта, а также просил обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия выплатить ему финансовую помощь на проведение капитального ремонта поврежденного в результате пожара жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, поселок ..., улица ..., дом №...
В судебном заседании Николаев В.Н., настаивая на удовлетворении своих исковых требований, пояснил, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, поселок ..., улица ..., дом №... Однако в указанном жилом помещении он не проживал и зарегистрирован не был. С ../../.. года он проживал в доме своих родственников, который расположен по адресу: п. ..., улица ..., дом №.., где зарегистрирован с ../../.. года. В результате чрезвычайной ситуации жилое помещение, расположенное по улице ..., дом №.., было повреждено и требует проведение капитального ремонта. Он обратился в Администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия с заявлением о включении его в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, которые были повреждены в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, и требующих капитального ремонта. Однако орган местного самоуправления отказался включить его в данный список и провести капитальный ремонт, ссылаясь на отсутствие регистрации по месту жительства.
Представитель Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия в зал судебного заседания не явился, однако просил о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя. Против удовлетворения иска не возражал.
Представитель Министерства труда и социального развития Республики Хакасия в судебное заседание не явился, однако о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела был извещен надлежащим образом. Письменных возражений на иск не представил.
Представители Правительства Республики Хакасия, Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия и Управления миграционной службы по Республике Хакасия, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчиков, в зал судебного заседания не явились, однако о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела были извещены надлежащим образом. Письменных возражений на иск не представили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения истца, исследовав приобщенные к делу документы, суд приходит к следующему выводу.
Как было установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривалось, Николаев В.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, поселок ..., улица ..., дом №...
На основании постановления Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 № 24-ПП и распоряжения главы Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 12.04.2015 № 50-р на территории Республики Хакасия, в том числе на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия, с 12 апреля 2015 года был введен режим чрезвычайной ситуации.
Как следует из приложения № 6 к постановлению Главы Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 16.04.2015 № 248 (в ред. от 14.05.2015 № 277) «Об установлении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров…» жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, посёлок ..., улица ..., дом №.., было включено в список пострадавших домовладений по Орджоникидзевскому району Республики Хакасия.
Согласно акту обследования помещения и заключению межведомственной комиссии, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года, принадлежащее Николаеву В.Н. жилое помещение было повреждено и пригодно для проживания только после проведения капитального ремонта.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание в зонах чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 429 (в редакции постановления Правительства РФ от 16.07.2015 N 709) были утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры.
В соответствии с указанными Правилами бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются трансферты на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате пожаров и требующих проведения капитального ремонта, которые постоянно проживают (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате пожаров и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений или финансовой поддержки его проведения.
Предоставление мер социальной поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, также предусмотрено Порядком реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, который был утвержден постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 N 241 (в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 27.07.2015 N 361).
Таким образом, законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия предусмотрена возможность оказания мер социальной поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате пожаров и требующих проведения капитального ремонта, которые постоянно проживали (имели постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных жилых помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате пожаров и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений или финансовой поддержки его проведения.
Вместе с тем из объяснений истца Николаева В.Н. и приобщенных к делу документов было установлено, что Николаев В.Н. в жилом помещении, поврежденном в результате пожаров и требующем проведения капитального ремонта, не проживал. С ../../.. года Николаев В.Н. постоянно проживал и имеет постоянную регистрацию по адресу: п. ..., ул. ..., дом №...
Кроме того, из приобщенного к делу договора купли-продажи от ../../.. года видно, что Николаев В.Н. является собственником другого жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, поселок ..., улица ..., дом №...
Указанный договор был удостоверен государственным нотариусом Ширинской государственной нотариальной конторы ../../.. года и зарегистрирован в исполнительном комитете районного Совета народных депутатов.
Согласно сообщению ГУП РХ «Управление технической инвентаризации», Николаев В.Н. является собственником данного жилого дома.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, Николаев В.Н. является собственником другого жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, поселок ..., улица ..., дом №...
Каких-либо доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что данный жилой дом в установленном законом порядке был признан непригодным для проживания или был поврежден в результате пожаров и требует проведения капитального ремонта, истцом не представлено и из материалов дела не усматривается. В список пострадавших домовладений указанный дом включен не был (приложение № 6 к постановлению Главы Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 16.04.2015 № 248 (в ред. от 14.05.2015 № 277) «Об установлении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров…»).
В соответствии с пунктом 5 Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, который был утвержден постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 N 241 (в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 27.07.2015 N 361), меры социальной поддержки не распространяются на граждан, которые помимо утраченного или требующего капитального ремонта жилья имеют в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Поскольку в силу приведенных выше нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Хакасия меры социальной поддержки предоставляются только тем гражданам, которые являлись собственниками жилых помещений и постоянно проживали (имели постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных жилых помещениях, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, следовательно, наличие в собственности Николаева В.Н. иного жилого помещения, пригодного для проживания, является основанием к отказу в предоставлении ему мер социальной поддержки в виде капитального ремонта или финансовой поддержки его проведения.
Из приобщенного к делу решения Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 13 октября 2015 года видно, что Николаев В.Н. был признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года вследствие природных пожаров на территории Республики Хакасия, и ему была оказана единовременная материальная помощь в связи с повреждением жилого помещения и надворных построек.
Доводы Николаева В.Н. относительно того, что в поврежденном жилом помещении он не проживал, поскольку жилое помещение было предоставлено для проживания другой семье, которая в ../../.. года была выселена из жилого помещения на основании судебного решения, правового значения для рассматриваемого спора не имеют и основанием к удовлетворению иска не являются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 39 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░ ░.░.