Гражданское дело №
УИД05RS0№-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2023 г. <адрес>
Избербашский городской суд Республики Дагестан с составе:
председательствующего судьи Ахмедханова М.М.,
при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,
с участием истца Адаевой Э.Ш.,
представителя истца - адвоката Алиевой З.М.,
представителя ответчика Администрации ГО «<адрес>» Рабаданова Р.Ж.,
помощника прокурора <адрес> Караевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Адаевой Эвелины Шагабудиновны к Администрации городского округа «<адрес>» (далее - Администрация ГО «<адрес>») о признании незаконным и отмене Распоряжения Главы городского округа «<адрес>» ФИО9 №-рл от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,
установил:
Адаева Э.Ш. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрация ГО «<адрес>» о признании незаконным и отмене Распоряжения Главы городского округа «<адрес>» ФИО9 №-рл от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора, восстановлении в должности начальника архивного отдела Администрации городского округа «<адрес>», взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
Исковое заявление мотивировано тем, что согласно Распоряжению Главы городского округа «<адрес>» ФИО9 №-р от ДД.ММ.ГГГГ она была включена в кадровый резерв Администрации ГО «<адрес>», и впоследствии когда должность начальника архивного отдела стала вакантной, ей предложили эту должность, выбрав из кадрового резерва. При приеме на работу ею были представлены работодателю необходимые документы, а именно: диплом о высшем образовании по специальности « Юриспруденция», трудовая книжка с указанием в ней стажа 18 лет государственной гражданской службы. Должность начальника архивного отдела относится к главной группе должностей муниципальной службы. Согласно п. 4 ст. 5, ст. 25 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, и стаж муниципальной службы включается периоды работы на должностях государственной гражданской службы. Таким образом, при приеме на работу муниципальным служащим в стаж муниципальной службы засчитывается стаж государственной гражданской службы, то есть 18 лет стажа государственной гражданской службы соответствует 18-ти годам муниципальной службы. В апреле 2022 г. Адаева Э.Ш. прошла профессиональную переподготовку в Всероссийском научно – исследовательском институте документоведения и архивного дела <адрес> по программе «архивоведение» на отлично. При этом, при поступлении на работу на должность начальника архивного отдела, согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №224-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации, ч. 4 ст. 9 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ8 г. № «О муниципальной службе в <адрес>» необходимо было не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки. У нее муниципальный стаж составлял 18 лет, а также она прошла профессиональную переподготовку.
Предпосылкой для прекращения трудового договора с истцом стало представление заместителя прокурора <адрес> ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, из смысла которого усматривается, что Адаева Э.Ш. не соответствует занимаемой должности начальника архивного отдела администрации городского округа «<адрес>», так как она не имеет установленного законодательством стажа по специальности. Ссылается на приказ Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 24339), в котором согласно разделу 2 вышеуказанного приказа установлены следующие требования для назначения на должность начальника архивного отдела: Высшее профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) "Историко-архивоведение", "Документоведение и документационное обеспечение управления", "Документоведение и архивоведение", "История" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности при квалификации (степени) "магистр" и "специалист" - не менее 3 лет, при квалификации (степени) "бакалавр" - не менее 4 лет, при наличии ученой степени - не менее 3 лет либо высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) "Историко-архивоведение", "Документоведение и документационное обеспечение управления", "Документоведение и архивоведение", "История" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности при квалификации (степени) "магистр" и "специалист" - не менее 4 лет, при квалификации (степени) "бакалавр" - не менее 5 лет, а также на должностную инструкцию начальника архивного отдела администрации городского округа «<адрес>», в которой указано, что претендующим на должность отдела, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специальности должности муниципальной службы либо по специальности «государственное (или) муниципальное управление либо образование считающееся равноценным, и стаж работы по специальности не менее трех лет.
При этом Трудовой Кодекс РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях: согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В других случаях эти требования носят рекомендательный характер и не обязывает работодателя в установлении обязательного наличия стажа по специальности по конкретной должности.
Рекомендательный характер Квалификационного справочника подтверждается и тем, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за невыполнение положений Квалификационного справочника. Таким образом, если работа в должности в организации не связана с тяжелыми условиями труда или предоставлением дополнительных льгот и компенсаций, то требования к квалификации, предъявляемые работодателем к работнику, могут не соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.
Должность «Начальник архивного отдела администрации городского округа «<адрес>»» не связана с тяжелыми условиями труда и никаких дополнительных льгот, и компенсаций не предусматривает.
Аналогичное представление по тем же основанием поступило в марте 2022 года от заместителя прокурора <адрес> ФИО11, из которого усматривается, что Адаева Э.Ш. не соответствую занимаемой должности начальника архивного отдела администрации городского округа «<адрес>», так как не имеет высшее профессиональное образование по профилю согласно занимаемой должности, а также установленного законодательством стажа муниципальной службы.
Данное представление было рассмотрено с участием помощника прокурора <адрес> Караевой С.А., которая после представления ей сведений о том, что у истца есть стаж муниципальной службы, имеется высшее образование и факт прохождения истцом профессиональной переподготовки в ВНИИДАД <адрес> по программе «Архивоведение», заявила об отсутствии претензий и попросила после окончания обучения предоставить ей диплом, что и было сделано истцом.
Таким образом, через год после рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГг. по которому было вынесено соответствующее решение, вновь по тем же основаниям прокуратурой <адрес> вносится новое представление от ДД.ММ.ГГГГг.
Данное обстоятельство является подлинным свидетельством злоупотребления правом со стороны работодателя и прокуратуры <адрес> и дискриминации при осуществлении истцом трудовых прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.
В представлении от ДД.ММ.ГГГГг. прокуратура ссылается на должностную инструкцию начальника архивного отдела администрации городского округа «<адрес>» утвержденная в 2013 году, в которой указано, что претендующим на должность отдела, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специальности должности муниципальной службы либо по специальности «государственное (или) муниципальное управление либо образование считающееся равноценным, и стаж работы по специальности не менее трех лет. Вышеуказанная инструкция не соответствует Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также Закону Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О муниципальной службе в <адрес>».
А также она не соответствует Справочнику типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, на основании которых установлены общие квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления область профессиональной служебной деятельности «Управление в сфере культуры, кинематографии, туризма и архивного дела».
Это подтверждается письмом заместителя прокурора <адрес> ФИО10 №ж/Он92-23 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что изучением должностных инструкция муниципальных служащих администрации городского округа «<адрес>» выявлены противоречия требованиям федерального законодательства, по результатам которого прокуратурой принесены протесты, а также письмом прокурора <адрес> ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГг. о том, что в ходе ранее проведенной прокуратурой проверки выявлено несоответствие должностных инструкций муниципальных служащих администрации городского округа «<адрес>» нормам законодательства о муниципальной службе, в т.ч. отсутствие в должностных инструкциях квалифицированных требований к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, предусмотренных п. 4 ст. 9 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О муниципальной службе в <адрес>». По результатам рассмотрения принесенных прокурором протестов должностные инструкции муниципальных служащих приведены в соответствии с законодательством о муниципальной службе.
На момент принятия истца на работу ей не было известно о том, что должностная инструкция начальника архивного отдела содержит определенные требования к стажу, которые не предусмотрены действующим законодательством.
Истец 1 год и 6 месяцев проработала начальником архивного отдела, при этом ее не ознакомили с вышеуказанной должностной инструкцией, что подтверждается отсутствием подписи истца на листе ознакомления с должностной инструкцией. В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. В этой связи, ознакомить сотрудника под подпись с должностной инструкцией - прямая обязанность работодателя.
Когда истцу предложили должность начальника архивного отдела, она ознакомилась с Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О муниципальной службе в <адрес>» и поняла, что соответствует этой должности и поэтому дала свое согласие на назначение.
Должностная инструкция не является требуемым в соответствии с абзацем четвертым ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса РФ нормативным правовым актом.
В пункте 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу пункта 11 части первой статьи 77 и статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.
При назначении истца на должность начальника архивного отдела городского округа «<адрес>» были учтены ее профессионализм и компетентность и полное соответствие всем предъявленным к должности требованиям, наличие образования, муниципальный стаж и опыт работы равноценный тем, что требует действующее законодательство при назначении на вышеуказанную должность. Увольнение работника по пункту 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (нарушение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора) не может быть признано законным, если работодателем не представлено доказательств того, что трудовой договор, заключенный с работником, изначально противоречил закону, а также если в приказе об увольнении по названному основанию работодателем не указано на конкретное нарушение из предусмотренных в статье 84 Трудового кодекса Российской Федерации, исключающее возможность продолжения работы.
В нарушение ст. 84 ТК РФ работодателем при увольнении не был предложен истцу перевод на другую работу, а в случае отсутствия у работодателя вакансий, необходимо было сообщить истцу об этом письменно, но этого сделано не было. Данное обстоятельство также свидетельствует о незаконности и нарушении процедуры увольнения работника. При этом отмечает, что истец воспитывает двоих несовершеннолетних детей 8-ми и 5-ти лет, находится в разводе и на сегодняшний день лишилась заработка, позволяющего ей обеспечивать полноценное материальное обеспечение несовершеннолетних детей, а также лишилась возможности получать пособия для семей с детьми.
Просит признать незаконным и отменить Распоряжение Главы городского округа «<адрес>» ФИО9 №-рл от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора с Адаевой Эвелиной Шагабудиновной с ДД.ММ.ГГГГ; восстановить в должности начальника архивного отдела администрации городского округа «<адрес>»; взыскать с администрации городского округа «<адрес>» в пользу Адаевой Эвелины Шагабудиновны заработную плату за время вынужденного прогула.
В судебном заседании истец Адаева Э.Ш. подержала исковые требования при изложенных обстоятельствах, также дополнила свои требования к иску, пояснив, что ответчиком не представлены доказательства в том числе федеральный закон или нормативно-правовой акт о том, что должность начальника архивного отдела требует специальных знаний для выполнения работы. Ответчик при рассмотрении вопроса об увольнении, должен был учитывать и то, что у истицы имеется двое несовершеннолетних детей и то, что она находится в разводе, обязывает её нести определенные материальные затраты на воспитание детей. А также не представлены доказательства того, по какой причине исключало возможность продолжения трудовой деятельности истца в должности начальника архивного отдела, никаких нареканий и тем более замечаний в её адрес со стороны работодателя не поступали, ответчиком не представлено доказательств о том, что истцу была предложена другая работа или сообщение письменное о том, что вакансии отсутствуют. Работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе. Также пояснила, что должность начальника архивного отдела относится к главной группе должностей муниципальной службы, в 2016 г. введен новый подход к установлению квалификационных требований, а её уволили на основании должностной инструкции 2013 г., которая уже не соответствовала новым квалификационным требованиям. Кроме того, как усматривается из трудовой книжки, она имеет более 18 лет непрерывного стажа государственной гражданской службы, и 1 год 6 месяцев стажа работы начальником архивного отдела. ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено представление прокуратуры <адрес>, в ходе которого было вынесено решение уволить ее на основании должностной инструкции начальника архивного отдела, утвержденной 2013 г., при этом ДД.ММ.ГГГГ прокуратура направляет представление о том, что должностные инструкции в том числе и начальника архивного отдела не соответствуют ФЗ о муниципальной службе. Соответственно в должностную инструкцию вносят изменения и утверждают новую, и увольняют её ДД.ММ.ГГГГ на основании должностной инструкции 2013 <адрес> удовлетворить её исковые требования в полном объеме.
Адвокат Алиева З.Р., действующая в интересах истца Адаевой Э.Ш., поддержала исковые требования своего доверителя, пояснив, что должностная инструкция начальника архивного отдела Администрации <адрес> не соответствует ни действующему федеральному законодательству, ни законодательству субъекта. Согласно ст. 9 Закона «О муниципальной службе РД» закреплены главные должности муниципальной службы, требования к ним, это не менее 2 лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности направления подготовки. Их доводы о противоречиях несоответствия должностной инструкции, в частности, начальника архивного отдела Администрации ГО «<адрес>» подтверждено и нашло свое подтверждение документами, а именно, решением Собрания депутатов ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг., данные решения размещены на официальном сайте администрации города. Первое решение № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления ГО «<адрес>» за подписью председателя Собрания депутатов и главы ГО «<адрес>». Также просит обратить внимание на п. 2.2 - для замещения главных должностей муниципальной службы предъявляются следующие требования: квалификационные требования к уровню профобразования высшее профессиональное образование и п. 2.2 квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности. То есть, на момент принятия этих решений на самом деле должностная инструкция на тот момент не соответствовала ни нормам федерального законодательства, ни нормам законодательства субъекта РФ. Просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика Администрации ГО «<адрес>» Рабаданов Р.Ж. исковые требования истца не признал и пояснил, что считает правомерным и законным увольнение Адаевой Э.Ш. на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. После 2012 г. на основании Приказа Минздравсоцразвития № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что заведующий архивом и начальник архивного отдела муниципального образования, ведомств и организаций оказывают методическую и практическую помощь в делопроизводстве, структурным подразделениям администрации муниципального образования, ведомств организации и т.д. и т.п., связано с источниками комплектования архива, проводит приемку документации, есть возможность у архива запрашивать любую информацию. Это касалось должностной инструкции, имеются законы в сфере архивного дела, иные нормативные акты РФ, регламентирующие отношения в сфере архивного дела, это нормативные, методические документации. Указано требование к квалификации: высшее профессиональное образование по направлению к специальности историко-архивное ведение и документоведение и обеспечение управления документоведения, и стаж работы, и всё там указано. На основании этого приказа и на основании федерального закона № и № «О государственной гражданской службе» они должны были инструкцию разработать. В принципе, они разработали, но указано там не менее двух лет, но можно было указать и три, и четыре, и пять. Требования к квалификации именно начальника архивного отдела необходимо: высшее профессиональное образование по направлению подготовки специальности историко-архивоведение и документоведение, и документальное обеспечение направления. Ранее была должность заведующей архивного отдела, а стал начальник архивного отдела. На момент увольнения вакансий как таковых не были в аппарате администрации. В архивном отделе есть один муниципальный служащий – это начальник архива, а остальные не муниципальные служащие. Просил отказать в удовлетворении требований истца.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении исковых требований истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из способов защиты трудовых прав и свобод является судебная защита.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, и другие необходимые документы.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в качестве одного из основных принципов муниципальной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.
В силу данных положений Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также закона субъекта Российской Федерации и муниципального нормативного правового акта наличие стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности является обязательным для замещения ведущих должностей муниципальной службы в администрации городского округа.
Пунктом 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса РФ. трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда. предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно части первой статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. В частности, в соответствии с абзацами четвертым и шестым части первой этой статьи трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, а также в случае заключения трудового договора в нарушение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Как усматривается из материалов дела, Адаева Э.Ш. имеет высшее образование по квалификации "юрист" специальность "юриспруденция", что подтверждается дипломом ВСБ 0570003 от ДД.ММ.ГГГГ об окончании Дагестанского государственного университета <адрес>.
Согласно записям трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ Адаева Э.Ш. осуществляла трудовую деятельность в Избербашском городском суде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности федеральной государственной гражданской службы в качестве секретаря судебного заседания и помощника судьи.
Распоряжением главы <адрес> «<адрес>» №-р от ДД.ММ.ГГГГ Адаева Э.Ш. включена в кадровый резерв Администрации ГО «<адрес>».
Распоряжением Врио Главы ГО «<адрес>» ФИО14 № от ДД.ММ.ГГГГ Адаева Э.Ш. назначена на должность начальника архивного отдела администрации с заключением трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ
В трудовом договоре указано, что Адаева Э.Ш. поступает на муниципальную службу начальником архивного отдела администрации городского округа «<адрес>» и назначается на главную должность муниципальной службы.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращениям гражданина ФИО20 и депутата Собрания депутатов городского округа «<адрес>» ФИО15 о нарушениях требований федерального законодательства при назначении Адаевой Э.Ш. на должность начальника архивного отдела Администрации городского округа «<адрес>». В ходе проведенной проверки вынесено представление в Администрацию ГО» <адрес>» о том, что уровень квалификации Адаевой Э.Ш. не соответствует занимаемой должности начальника архивного отдела ГО «<адрес>», в связи с чем предложено принять меры по устранений выявленных нарушений законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации ГО «<адрес>» направлен ответ на представление в прокуратуру <адрес> о том, что решение о прекращении трудового договора с Адаевой Э.Ш. будет принято после выхода на работу
ДД.ММ.ГГГГ истцом Адаевой Э.Ш. направлено в прокуратуру <адрес> заявление о несогласии с представлением прокуратуры <адрес>.
Распоряжением главы городского округа «<адрес>» ФИО9 №-рл от ДД.ММ.ГГГГпрекращен трудовой договор с Адаевой Э.Ш. в связи с отсутствием трудового стажа по направлению профессиональной деятельности не менее трех лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.
Согласно части 2 этой же статьи (в той же редакции) квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
Приказом Министерства здравоохранения и социального Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н « об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов" утвержден единый справочника.
Разделом 2 данного справочника для назначения на должность начальника архивного отдела предусмотрены следующие требования: Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) "Историко-архивоведение", "Документоведение и документационное обеспечение управления", "Документоведение и архивоведение", "История" и стаж работы на руководящих должностях по направлению профессиональной деятельности при квалификации (степени) "магистр" и "специалист" - не менее 2 лет, при квалификации (степени) "бакалавр" - не менее 3 лет, либо высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) "Историко-архивоведение", "Документоведение и документационное обеспечение управления", "Документоведение и архивоведение", "История" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности при квалификации (степени) "магистр" и "специалист" - не менее 3 лет, при квалификации (степени) "бакалавр" - не менее 4 лет.
В должностной инструкции начальника архивного отдела Администрации городского округа «<адрес>» предусмотрено, что гражданам, претендующим на должность начальник отдела, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специализации должности муниципальной службы либо по специальности «Государственное или муниципальное управление» либо образование, считается равноценным, и стаж работы по специальности не менее трех лет.
В ходе судебного разбирательства судом также установлено, что в апреле 2022 г. истец прошел переподготовку во Всероссийском научно – исследовательском институте документоведения и архивного дела <адрес> по программе «Архивоведение».
Как следует из материалов дела, Адаева Э.Ш. имеет диплом о высшем образовании по квалификации юрист по специальности «Юриспруденция».
Согласно записям из трудовой книжки не усматривается трудовой стаж Адаевой Э.Ш. по направлению профессиональной деятельности не менее 3-х лет, то есть её стаж работы по специализации начальника архивного отдела Администрации ГО «<адрес>» составляет 1 год и 6 месяцев.
Таким образом, исходя из системного толкования положений Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", и Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О муниципальной службе в <адрес>» в части установления квалификационных требований к замещению должностей муниципальной службы, и положений статей 77 и 84 Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что при поступлении истцом на муниципальную службу, она не отвечала квалификационным требованиям, как по уровню профессионального образования, так и по стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, что свидетельствует о нарушении установленных правил заключения трудового договора, исключающем возможность продолжения муниципальной службы истцом.
В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника; профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 195.2 Трудового кодекса РФ).
Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (абз. 1 ст. 195.3 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов" стаж работы на руководящих должностях по направлению профессиональной деятельности должен составлять не менее 2-х лет.
Из приведенных выше норм следует, что Адаева Э.Ш. не соответствует занимаемой должности начальника архивного отдела администрации городского округа «<адрес>», так как она не имеет установленного законодательством стажа по специальности.
Согласно пункта 51 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указано, что в силу пункта 11 части первой статьи 77 и статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.
Согласно штатному расписанию аппарата Администрации ГО «<адрес>» на момент прекращения трудового договора ДД.ММ.ГГГГ с Адаевой Э.Ш. отсутствует вакантная должность.
Из письма Главы ГО «<адрес>» ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ДД.ММ.ГГГГ был уволена по собственному желанию ФИО16, замещавшая должность специалиста 1 категории архивного отдела Администрации ГО» <адрес>», ДД.ММ.ГГГГ на данную должность был назначен ФИО17, а трудовой договор с Адаевой Э.Ш. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ
Установив фактические обстоятельства по делу, проанализировав представленные сторонами доказательства, в том числе, касающиеся уровня профессионального образования Адаевой Э.Ш. и стажа ее работы прихожу выводу о том, что Адаева Э.Ш. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню профессионального образования и стажа работы, необходимым для замещения должности начальника архивного отдела администрации городского округа "<адрес>", а также принимая во внимание то обстоятельство, что в штатном расписании на момент увольнения Адаевой Э.Ш. ДД.ММ.ГГГГ3 г. вакансии отсутствовали, у работодателя имелись основания для увольнения истца в соответствии п. 11 ст. 77 и ст. 84 Трудового Кодекса РФ, в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности начальника архивного отдела Администрации ГО «<адрес>».
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ). Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца Адаевой Э.Ш.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления Адаевой Эвелины Шагабудиновны о признании незаконным и отмене Распоряжения Главы городского округа «<адрес>» ФИО9 №-рл от ДД.ММ.ГГГГ, о восстановлении в должности начальника архивного отдела Администрации городского округа «<адрес>», взыскании с Администрации городского округа «<адрес>» в пользу Адаевой Эвелины Шагабудиновны заработной платы за время вынужденного прогула отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Избербашский городской суд РД.
Судья М.М. Ахмедханов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ