Дело № 2а-5880/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОФЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2019 года г.Йошкар-Ола
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Нечаевой Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО6 к Призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным решения о призыве на военную службу и заключения о признании годным к военной службе, возложении обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения о признании не годным к военной службе
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Черепанов Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии городского округа г.Йошкар-Ола, просил признать незаконным и отменить заключение ответчика о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями; признать незаконным решение ответчика от 30.10.2019 о призыве на военную службу; обязать ответчика рассмотреть вопрос о принятии решения о признании его временно не годным к военной службе на 6 месяцев.
В обоснование указано, что решение о призыве на военную службу принимается призывной комиссией только после определения категории годности призывника к военной службе. Категория годности определяется на основании медицинского освидетельствования призывника. Врачами-специалистами призывной комиссии не было учтено, то обстоятельство, что истец имеет <данные изъяты> он должен быть признан временно не годным к военной службе на 6 месяцев. Однако, он признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, определена категория годности Б-4, с чем он не согласен.
Административный истец Черепанов Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что <данные изъяты> что его обследуют во время призыва и дадут отсрочку.
Представитель административного ответчика призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» и заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат РМЭ» Ходыкин А.В., действующий на основании доверенностей, иск не признал, представил возражения на иск, доводы которого поддержал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав материалы дела, личное дело призывника, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Черепанов Е.М, <данные изъяты>, состоит на воинском учете в Военном комиссариате г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл с 15 февраля 2016 года. При первоначальной постановке на воинский учет после прохождения медицинского освидетельствования вынесено заключение - <данные изъяты>
Решением призывной комиссии ГО «Город Йошкар-Ола» от 24.11.2017 Черепанову Е.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения в ГБПОУ РМЭ «Торгово-технологический колледж» до 30.06.2019.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, проходит два раза в год с 01.04 по 15.07 и с 01.10. по 31.12 на основании Указа Президента РФ.
Граждане, подлежащие призыву, проходят обязательное медицинское освидетельствование. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу определен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее – Положение о ВВК).
Согласно п.13 Положения о ВВК организация освидетельствования возлагается при призыве граждан на военную службу - на призывную комиссию.
Так, согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от дата N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу статьи 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с п. п. 15, 16, 17, 19 Положения о ВВК по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В период осеннего призыва 2019 года Черепанов Е.А. проходил медицинское освидетельствование, ему определена категория годности к военной службе «Б-4» - годен с незначительными ограничениями. Врач - окулист установил диагноз: <данные изъяты>, которые не являются препятствием к прохождению военной службы по призыву.
Категория годности Б-4 определена в соответствии со статьями 34 «г», 13 «д» графы 1 Расписания болезней и ТДТ (приложение к Постановлению Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565). Сведений о наличии заболеваний, которые влекут освобождение от военной службы по призыву по состоянию здоровья, в материалах личного дела не имеется. Указанное решение не обжаловано Черепановым Е.А. в призывную комиссию субъекта Российской Федерации, в полномочие которой входит направление на дополнительное медицинское обследование, в случае наличия на то оснований.
Административным истцом не представлено ни одного доказательства, характеризующего его состояние здоровья, наличие заболеваний, освобождающих от призыва на военную службу. Представленная справка <данные изъяты> не может быть признана в качестве достоверного доказательства наличия какого-либо заболевания. Доводы о том, что ему некогда проходить различные обследования из-за учебы суд не принимает во внимание.
При таких обстоятельствах, Черепанову Е.А. обоснованно определена категория годности «Б-4» - годен с незначительными ограничениями.
Наличие диагноза, предоставляющего призывнику право на освобождение от призыва на военную службу, истцом не подтверждено, правильность определенной категории годности не опровергнута.
Разрешая заявленные требования суд, руководствуется положениями Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400, Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года N 565, и исходит из того, что выявленные у Черепанова Е.А. заболевания учтены призывной комиссией при принятии решения о степени годности к военной службе, однако не предоставляют последнему право на освобождение от призыва на военную службу. При таких обстоятельствах оспариваемое решение призывной комиссии принято в соответствии с установленным законом порядком, основано на надлежащей оценке медицинских данных о состоянии здоровья административного истца.
В части требований административного истца о признании медицинского заключения незаконным суд считает необходимым отметить, что заключение само по себе не является решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, подлежащим обжалованию.
Такое заключение не носит обязательный характер для вынесения решения призывной комиссией и не нарушает прав и свобод административного истца, не создает препятствий к осуществлению им прав и свобод и не накладывает на него какие-либо обязанности.
При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (п. 2 ст. 29 Федерального закона от дата N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, включается в состав призывной комиссии (пункт 1 статьи 27 Федерального закона от дата N 53-ФЗ).
Заключение о категории годности к военной службе, вынесенное в отношении призывника по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет для него значение, поскольку на его основании принимается то или иное решение призывной комиссии, предусмотренное пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ.
Вместе с тем, непосредственно для административного истца порождает обязанности решение призывной комиссии.
Законом не предусмотрено самостоятельное обжалование в суд медицинского заключения.
В связи с изложенными обстоятельствами оснований полагать, что действиями врачебной комиссии, проводившей медицинское освидетельствование, нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, не имеется, ввиду чего, отсутствуют и основания для признания заключения незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО7 к Призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным решения о призыве на военную службу и заключения о признании годным к военной службе, возложении обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения о признании не годным к военной службе оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Ю.Нечаева
В окончательной форме решение принято 09 декабря 2019 года.