ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело №88-10610/2024
УИД 34RS0001-01-2023-001778-85
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 марта 2024 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А.,
судей Мартыновой Н.Н. и Мотиной И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниковой Т.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным, о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости,
по кассационной жалобе Мельниковой Т.В. на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Мельникова Т.В. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее также- ОСФР по Волгоградской области) о признании решения незаконным, о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указано, что решением ОСФР по Волгоградской области от 25 января 2023 г. №5202/23 истице отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку ее специальный стаж на дату обращения составил 25 лет 00 месяцев 03 дня, что менее необходимого.
В специальный стаж ответчиком не засчитаны периоды работы: с 1 мая 1989 г. по 31 мая 1989 г. - в должности медицинской сестры Котовского ПНИ г. Котово; с 7 августа 1989 г. по 24 августа 1990 г. - в должности медицинской сестры Котовского ПНИ г. Котово.
Как следует из решения ответчика, данные периоды не подлежат зачету в специальный стаж при определении права на досрочное установление страховой пенсии по старости как лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, поскольку работа осуществлялась в учреждениях здравоохранения, расположенных в городе.
С указанным решением истица не согласна.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Мельникова Т.В. просила суд признать решение ответчика от 25 января 2023 г. № об отказе в установлении пенсии незаконным и отменить его в части отказа во включении в льготный стаж периодов работы в должности медицинской сестры в психоневрологическом интернате г. Котово Волгоградской области с 1 мая 1989 г. по 31 мая 1989 г., с 7 августа 1989 г. по 24 августа 1990 г., периодов нахождения в командировках по приказу работодателя с 27 мая 2009 г. по 27 мая 2009 г., с 9 апреля 2012 г. по 10 апреля 2012 г.; возложить на ответчика обязанность засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, указанные периоды; произвести перерасчет льготного стажа, с учетом включения вышеуказанных периодов продолжительностью 26 лет 01 мес. 20 дней, с применением коэффициента 1,3 и периода 30 лет (стаж в селе и городе); установить право на льготную пенсию по выслуге лет с 27 августа 2020 г. (ранее даты подачи заявления) и назначить выплату страховой пенсии по старости досрочно, с учетом периода отсроченной выплаты, с 20 февраля 2022 г.; взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В последующем истица дополнила исковые требования и просила суд возложить на ответчика обязанность включить в льготный стаж, дающий право на досрочное установление пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, периоды оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 с 6 мая 2020 г. по 31 мая 2020 г., с 6 июля 2020 г. по 31 июля 2020 г., с 1августа 2020 г. по 31 августа 2020 г., с 1сентября 2020 г. по 30 сентября 2020 г.; произвести перерасчет льготного стажа, с учетом включения вышеуказанных периодов оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, с учетом зачета каждого дня работы в условиях коронавирусной инфекции, как день за 2, с учетом применения расчёта стажа один год работы в селе, как год и три месяца, периода 30 лет (медицинский стаж в селе и городе), установить право на льготную пенсию по выслуге лет с 27 апреля 2020 г. (ранее даты подачи заявления в СФР) и установить выплату страховой пенсии по старости досрочно, с учетом периода отсроченной выплаты, с 27 октября 2021 года.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 10 июля 2023 года исковые требования Мельниковой Т.В. удовлетворены частично. Судом постановлено:
признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области от 25 января 2023 года №5202/23 в части не включения в льготный стаж Мельниковой Т.В. периодов работы в должности медицинской сестры в психоневрологическом интернате г. Котово с 1 мая 1989 г. по 31 мая 1989 г., с 7 августа 1989 г. по 24 августа 1990 г.; периодов, связанных с пребываем в командировках с 27 мая 2009 г. по 27 мая 2009 г., с 9 апреля 2012 г. по 10 апреля 2012 г.;
возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области обязанность включить в льготный стаж Мельниковой Т.В. в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в должности медицинской сестры в психоневрологическом интернате г. Котово с 1мая 1989 г. по 31 мая 1989 г., с 7 августа 1989 г. по 24 августа 1990 г.; периоды, связанные с пребываем в командировках: с 27 мая 2009 г. по 27 мая 2009 г., с 9 апреля 2012 г. по 10 апреля 2012 г.;
возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области обязанность включить в льготный стаж Мельниковой Т.В., дающий право на досрочное установление пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, периоды оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 за период с 6 мая 2020 г. по 31 мая 2020 г., с 6 июля 2020 г. по 31 июля 2020 г., с 1 августа 2020 г. по 31 августа 2020 г., с 1 сентября 2020 г. по 30 сентября 2020 г.;
возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области произвести перерасчет льготного стажа Мельниковой Т.В. с учетом включения в него в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца, периодов работы: с 1 мая 1989 г. по 31 мая 1989 г. - в должности медицинской сестры Котовского ПНИ г. Котово; с 7 августа 1989 г. по 24 августа 1990 г. - в должности медицинской сестры Котовского ПНИ г. Котово; с 27 мая 2009 г. по 27 мая 2009 г. - командировка; с 9 апреля 2012 г. по 10 апреля 2012 г. - командировка, а также с учетом включения в специальный стаж (1 день за 2 дня) периодов оказания медицинской помощи пациентам с новой короновирусной инфекцией COVID-19: с 6 мая 2020 г. по 31 мая 2020 г. - в должности участковая медсестры, старшей медсестры Попковской участковой больницы; с 6 июля 2020 г. по 30 сентября 2020 г. – в должности участковой медсестры, старшей медсестры Попковской участковой больницы.
В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 декабря 2023 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мельникова Т.И. просит отменить решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 декабря 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции истец и представитель ответчика не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч.2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации от 16.07.2014 принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение (далее также Постановление от 16.07.2014 №665).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно пунктам 4 - 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 ноября 1999 г. засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № 1191 (далее- Постановление № 1191) указано, что периоды работы медицинских работников, оказывающих в медицинских организациях и структурных подразделениях медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID- 19, засчитываются в стаж соответствующей работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1,2,20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, день работы медицинских работников по оказанию скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, в том числе по отбору биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также по осуществлению медицинской эвакуации пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVD-19- как 2 дня.
Согласно п.3 Постановления № 1191 в порядке, установленном п. 1 настоящего постановления, исчисляются периоды соответствующей работы, имевшей место с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 10 января 2023 г. Мельникова Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20. ч. 1 ст. 30 Закона №400-Ф3.
Дата регистрации Мельниковой Т.В. в системе обязательного пенсионного страхования - 13 ноября 1997 г.
25 января 2023 г. ответчиком принято решение <данные изъяты> об отказе в назначении досрочной страховой пенсии.
Согласно решению ответчика, специальный стаж истицы в соответствии с п. 20 ч. 1ст. 30 Закона № 400-Ф3 составил 25 лет 00 месяцев 03 дня.
Периоды работы с 1 мая 1989 г. по 31 мая 1989 г., с 7 августа 1989 г. по 24 августа 1990 г. в должности медицинской сестры в Котовском психоневрологическом интернате ответчиком не были приняты к зачету в специальный стаж при определении права на досрочное установление страховой пенсии по старости как лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, поскольку работа, по мнению ответчика, осуществлялась в учреждении расположенном в городе (Устав Котовского муниципального района Волгоградской области).
Кроме того, ответчиком было указано на то, что исходя из содержания Приказа Минсоцобеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. № 145 «Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР», а также требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-Ф3 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (статья 17), психоневрологический интернат входил и входит в систему учреждений социального обслуживания населения, и к лечебно- профилактическим, санитарно-эпидемиологическим учреждениям здравоохранения не относится.
Принимая решение о возложении на ответчика обязанности по включению в льготный стаж Мельниковой Т.С. периодов работы в должности медицинской сестры в Котовском психоневрологическом интернате Волгоградской области с 1 мая 1989 г. по 31 мая 1989 г., с 7 апреля 1989 г. по 24 августа 1990 г. суд первой инстанции исходил того, что в п. 31 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года предусмотрены учреждения социального обслуживания, в том числе психоневрологический интернат.
Суд указал, что данные периоды подлежат зачету в специальный (медицинский) стаж Мельниковой Т.В. в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца), т.к. ее работа в указанное время протекала в сельской местности, статусом города Котово, Волгоградской области, был наделен только в 2004 году.
Удовлетворяя требования истицы о включении в специальный стаж периодов нахождения ее в служебных командировках 27 мая 2009 г., с 29 апреля 2012 г. по 10 апреля 2012 г., суд исходил из того, что в указанные периоды Мельникова Т.В. находилась в командировках по служебному заданию работодателя, за ней сохранялось основное место работы, заработная плата начислялась полностью, отчисления в пенсионный орган производились также полностью.
Рассматривая требования истицы о возложении на ответчика обязанности включить в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, периодов оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 с 6 мая 2020 г. по 31 мая 2020 г., с 6 июля 2020 г. по 31 июля 2020 г., с 1 августа 2020 г. по 31 августа 2020 г., с 1 сентября 2020 г. по 30 сентября 2020 г., день работы как два дня, суд исходил из того, что истица в указанные периоды осуществляла деятельность, подпадающую под действие постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № 1191, сославшись на то, что не указание работодателем кода «ВИРУС» не должно препятствовать в реализации права истицы на льготное исчисление ее пенсионного стажа.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности назначить истице страховую пенсию по старости с 27 октября 2021г., суд исходил из того, что в соответствии с приложением № 7 к Закону № 400-ФЗ на указанную дату право на пенсию у истицы не определяется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о несогласии с расчетом специального стажа, о наличии у истицы стажа медицинской деятельности более 25 лет сельского и более 30 лет смешанного стажа, и соответственно о наличии у нее права на назначение пенсии с 27 октября 2021 года, основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм материального права и поэтому подлежат отклонению.
Данные доводы являлись предметом проверки судов и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, указанным в обжалуемых судебных актах.
В целом, приведенные в кассационной жалобе заявителя доводы, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) установленных судом обстоятельств доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания отмены состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам, указанным в жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мельниковой Т.В. - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи