Дело №2а-825/2020 г.
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2021 года г. Лебедянь Липецкая область
Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Шабановой Е.А.,
при секретаре Павловой Н.Д.,
с участием представителя административных ответчиков - старшего помощника прокурора Лебедянского района Зарецкого В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вырикова Владимира Леонидовича к прокурору Лебедянского района Липецкой области Кузнецову Виктору Ивановичу, прокуратуре Лебедянского района Липецкой области о признании действий (бездействий) незаконными,
У С Т А Н О В И Л
Выриков В.Л. обратился в суд с административным иском к прокурору Лебедянского района Липецкой области Кузнецову В.И., в котором просил признать незаконными действия (бездействия) прокурора Лебедянского района при рассмотрении его жалобы от 06.05.2021 г.; обязании прокурора Лебедянского района Липецкой области устранить допущенное нарушение и предоставить законным и мотивированный ответ на его обращение от 06.05.2021 г.
Свои требования мотивирует тем, что им 06.05.2021 г. в адрес прокурора Лебедянского района Липецкой области была направлена жалоба на действия (бездействия) МО МВД России «Лебедянский», которые до настоящего не предоставили ему ответ об исполнении постановления о признании незаконными процессуальных действий, связанных с рассмотрением сообщения о преступлении и вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.05.2020 г. и.о. прокурора Лебедянского района Липецкой области ФИО4 по материалам проверки № 279-2019 по заявлению Вырикова В.Л. от 04.09.2019 г., что является нарушением его законных прав и интересов.
Определением Лебедянского районного суда Липецкой области от 31.08.2021 года судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена прокуратура Лебедянского района Липецкой области.
В судебное заседание административный истец Выриков В.Л., будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился, отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.
В судебное заседание административный ответчик прокурор Лебедянского района Липецкой области Кузнецов В.И., будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился.
Представитель ответчиков – прокуратуры Липецкой области и прокуратуры Лебедянского района Липецкой области по доверенности Зарецкий В.В. в судебном заседании исковые требования Вырикова В.Л. не признал, и объяснил, что прокуратурой района было рассмотрено обращение Вырикова В.Л. от 06.05.2021 г. и 31.05.2021 г. дан ответ № 455ж-2018, который направлен в адрес Вырикова В.Л., отбывающего наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области, что подтверждается реестром почтовых отправлений простой и заказной корреспонденции прокуратуры Лебедянского района Липецкой области.
Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося в судебное заседание административного истца Вырикова В.Л., административного ответчика – прокурора Лебедянского района Липецкой области Кузнецова В.И.
Выслушав представителя административных ответчиков – прокуратуры Липецкой области и прокуратуры Лебедянского района Липецкой области по доверенности Зарецкого В.В. и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 46 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что Выриков В.Л. обратился с жалобой от 06.05.2021 года к прокурору Лебедянского района Липецкой области о принятии мер прокурорского реагирования к МО МВД России «Лебедянский» и обязании МО МВД России «Лебендянский» предоставить Вырикову В.Л. ответ на его заявление от 04.09.2019 г. Указанная жалоба поступила в Прокуратуру Лебедянского района 20.05.2021 года, зарегистрирована за № 455ж-18.
31.05.2021 года заместитель прокурора Лебедянского района Липецкой области ФИО6 направил в адрес Вырикова В.Л. ответ (исходящий номер 455ж-2018), что достоверно подтверждается реестром почтовых отправлений простой и заказной корреспонденции прокуратуры Лебедянского района Липецкой области от 31.05.2021 г.
Из указанного ответа следует, что прокуратурой района рассмотрено обращение Вырикова В.Л. от 06.05.2021 г. о неполучении решений по обращению от 04.09.2019 г. о привлечении ФИО7 к уголовной ответственности за мошеннические действия при продаже дома, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чего было установлено, что в 2020 году по данному факту проведена проверка в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ, по результатам которой 11.10.2019 г. УУП МО МВД России «Лебедянский» ФИО8 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.159 УК РФ за отсутствием состава преступления, которое было отменено постановлением зам.прокурора района ФИО4 28.05.2021 г., о чем Выриков В.Л. был уведомлен надлежащим образом.
В силу ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
Частями 1 и 2 ст.144 УПК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.
О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
Согласно п. 2.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45, обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей и дознавателей к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ. Об этом заявители уведомляются начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем с разъяснением права и порядка обжалования. Направление таких обращений в органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, недопустимо. В части рассмотрения доводов о несогласии с принятыми решениями эти обращения рассматриваются в соответствии с настоящей Инструкцией, при этом не допускается передача обращения на разрешение лицу, чьи действия и (или) решения обжалуются. При отказе в удовлетворении обращения в ответе заявителю разъясняется порядок обжалования решения вышестоящему должностному лицу органов прокуратуры и (или) в суд.
Жалоба Вырикова В.Л. от 06.05.2021г. была рассмотрена в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку не требовала проверки в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ.
Статьёй 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Требованиями статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом <данные изъяты>
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Согласно статье 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В силу ч.1 ст.12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1.
Срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением Выриковым В.Л. не пропущен.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о несостоятельности заявленных Выриковым В.Л. исковых требований, поскольку доказательств неполучения ответа заместителя прокурора Лебедянского района Липецкой области ФИО6 от 31.05.2021 г. исх. № 455ж-2018, направленного в адрес Вырикова В.Л., отбывающего наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области, суду не предоставлено.
Учитывая вышеизложенное, заявленные Выриковым В.Л. исковые требования являются не законными, не обоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л
Вырикову Владимиру Леонидовичу в удовлетворении исковых требований к прокурору Лебедянского района Липецкой области, прокуратуре Лебедянского района Липецкой области о признании действий (бездействий) прокурора Лебедянского района Липецкой области незаконными - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд путем подачи жалобы через Лебедянский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А.Шабанова
Решение в окончательной форме принято 07.10.2021 г.