УИД 22RS0061-01-2022-000186-25
Гр.дело № 2-195/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Целинное 08 июля 2022 года
Целинный районный суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Завгородневой Ю.Н.,
при секретаре Апариной Т.П.,
с участием истца пом.прокурора Целинного района Зарва М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Алтайского края, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Бочкари» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда работников организации,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Целинного района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями (с учетом их уточнения) к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Бочкари» (далее по тексту МУП ЖКХ «Бочкари») об обязании провести специальную оценку условий труда работников организации в срок до 01.09.2022.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Целинного района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в части требований об охране труда муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Бочкари». Установлено, что МУП ЖКХ «Бочкари» осуществляет деятельность по адресу Алтайский край, Целинный район, с. Бочкари, ул. Победы д. 16.
Как следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 01 января 2014 года.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Согласно ч. 1 ст.8 ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Специальная оценка условий труда проводится в отношении всех работников, за исключением условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").
По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В ходе проверки установлено, что штатная численность работников МУП ЖКХ «Бочкари» составляет 10 единиц: 2 сантехника, 5 кочегаров, директор, главный бухгалтер, бухгалтер. Всего в организации работает 7 работников – 1 директор, 5 кочегаров, 1 главный бухгалтер.
В нарушение указанных норм по состоянию на 30.03.2022 специальная оценка условий труда работников МУП ЖКХ «Бочкари» не проведена.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку в данном случае бездействием ответчика создается угроза нарушения прав не только лиц, работающих у индивидуального предпринимателя в настоящее время, но и лиц, которые могут поступить на работу в будущем, индивидуализировать каждого материального истца по настоящему заявлению не представляется возможным, что и обуславливает предъявление прокурором иска в защиту неопределенного круга лиц.
В судебном заседании истец пом.прокурора Целинного района Алтайского края Зарва М.А. уточнил исковые требования, указав, что поскольку требование о признании бездействия ответчика незаконным следует расценивать как основание требования о понуждении к совершению действий по проведению специальной оценке условий труда работников организации, просит считать их излишне заявленными и обязать ответчика провести специальную оценку условий труда работников организации в срок до 01.10.2022.
Представитель ответчика директор МУП ЖКХ «Бочкари» Петренко В.Г., надлежаще извещенный о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заедание не явился, направил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также о признании исковых требований и.о.прокурора Целинного района Алтайского края о возложении обязанности в полном объеме.
Представитель третьего лица Администрации Бочкаревского сельсовета Целинного района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще, о причине неявки суд не уведомил, об отложении дела не просил, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
Согласно ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Последствия этого действия сторонам разъяснены: в случае признания иска ответчиком суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований и решение это может исполняться принудительно.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика МУП ЖКХ «Бочкари» подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей, как с исковых требований неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 103, 173,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Целинного района Алтайского края, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Бочкари» удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Бочкари» в срок до 01 октября 2022 года провести специальную оценку условий труда работников организации.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Бочкари» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2022 года.
Судья подписано