Дело №3а-203/2021
УИД 21OS0000-01-2021-000126-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июля 2021 года город Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего в судебном заседании судьи Уряднова С.Н.,
с участием прокурора отдела Прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Филиппове К.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Собранию депутатов Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики о признании недействующим в части решения Собрания депутатов Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики от 5 декабря 2008 года № 78/5 «Об утверждении Генерального плана Тюрлеминского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов входящих в состав Тюрлеминского сельского поселения» (с изменениями),
установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики от 5 декабря 2008 года № 78/5 «Об утверждении Генерального плана Тюрлеминского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов входящих в состав Тюрлеминского сельского поселения» (с изменениями) в части включения в границы: ст. Тюрлема, д. Уразметево в квартале 148 части выделов 1, 2, в квартале 160 части выделов 1, 2, 13, 15-18, 24 Сотниковского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, как несоответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Положения о согласовании проектов схем территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 178, со дня его принятия.
В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что оспариваемым нормативным правовым актом установлены границы муниципального образования «Тюрлеминское сельское поселение Козловского района Чувашской Республики». При этом в эти границы включены вышеперечисленные лесные участки из земель лесного фонда. Между тем установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, следовательно, по мнению административного истца, названные лесные участки отнесены к категории земель населенного пункта. Однако такой перевод земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта осуществлен с нарушением установленного законом порядка, поскольку проект Генерального плана Тюрлеминского сельского поселения не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства. При таком положении оспариваемый нормативный правовой акт в части включения в границы муниципального образования земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, не соответствует требованиям закона.
В судебное заседание административный истец Федеральное агентство лесного хозяйства, административный ответчик Собрание депутатов Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, заинтересованные лица Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Управление Росреестра по Чувашской Республике, администрация Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике-Чувашии, Сотниковское участковое лесничество БУ Чувашской Республики «Мариинско-Посадского лесничества» и ФГБУ «Рослесинфорг» своих представителей не направили, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
В суд за подписью представителя административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Якуниной Е.А. поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя истца.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по Чувашской Республике и филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике-Чувашии представили отзывы на исковое заявление, в которых сообщили об отсутствии их заинтересованности в разрешении дела.
Заинтересованное лицо администрация Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики представила заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представитель заинтересованного лица администрации Козловского района Чувашской Республики Илларионова К.А. в судебном заседании полагала исковые требования Рослесхоза не подлежащими удовлетворению по причине непредставления административным истцом доказательств пересечения границ с точным указанием координат.
Суд, с учетом положений статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора Овчинниковой Н.А., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ в редакции действовавшей с 28 ноября 2008 года, к вопросам местного значения поселения было отнесено утверждение генеральных планов поселения.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 21 части 1 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», принятого Государственным Советом Чувашской Республики 5 октября 2004 года.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Частью 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Таким образом, указанными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемого решения, утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относилось к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, статьи 30 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования.
В статье 28 Устава Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики Чебоксарского городского Собрания депутатов от 18 ноября 2005 года N 10/1, как в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта, так и в редакции, действующей в настоящее время, закреплено, что представительным органом Тюрлеминского сельского поселения является Собрание депутатов Тюрлеминского сельского поселения.
В соответствии со статей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждается соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.
Утвержденным решением Собрания депутатов Тюрлеминского сельского поселения от 5 декабря 2008 года № 78/5 Генеральным планом установлены границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики».
Указанное решение Собрания депутатов опубликовано в газете администрации Козловского района Чувашской Республики «Козловский вестник» от 10 апреля 2009 года № 24.
Кроме того, это решение размещено на официальном сайте Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики в сети Интернет.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий в надлежащей форме, официально опубликован в установленном порядке и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
Обращаясь к доводам административного истца о несоблюдении порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (абз. четвертый пункт 4 часть 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 этого же Закона, в редакции на момент утверждения оспариваемого нормативного правового акта, допускался перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения черты поселения.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) генеральный план содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы поселения, границы земель лесного фонда.
Частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации было закреплено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу частей 1, 7, 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, проект генерального плана подлежал согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Срок согласования проекта генерального плана составлял три месяца со дня направления на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В случае непоступления в установленный срок главе поселения заключения на проект генерального плана от указанного в части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считался согласованным с таким органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года №178 (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.
При этом пунктами 2 - 4, подпунктом «а» пункта 5, пунктами 6 - 10 Положения (в редакции, действовавшей на тот период времени) предусматривалось, что организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган местного самоуправления, являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования.
Установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации трехмесячный срок для согласования проектов документов территориального планирования исчислялся с даты отправления заказчиком указанного проекта на согласование в соответствующие органы до даты получения заказчиком заключений этих органов. В случае неполучения заказчиком в указанный срок заключения согласующего органа проект документа территориального планирования считался согласованным с этим органом.
Результаты согласования проекта документа территориального планирования каждым согласующим органом оформляются в виде заключения. Заключение должно содержать положения о согласовании представленного проекта или об отказе в его согласовании с обоснованием причин такого отказа.
Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не мог представляться на утверждение и утверждаться.
В случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение трех рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.
Уполномоченный отраслевой орган рассматривает проект документа территориального планирования и готовит заключение в течение тридцати дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства. Заключение о согласовании (об отказе в согласовании) проекта документа территориального планирования в части вопросов, относящихся к компетенции соответствующего уполномоченного отраслевого органа, направляется в уполномоченный орган в сфере градостроительства.
В случае непоступления в уполномоченный орган в сфере градостроительства в установленный в пункте 7 настоящего Положения срок заключения уполномоченного отраслевого органа проект документа территориального планирования считается согласованным с этим органом.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 5.2.7 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283, действовавшего в период подготовки и оспариваемого нормативного правового акта, Рослесхоз являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Для этого осуществлял полномочия по рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий.
Как следует из выписки из Государственного лесного реестра, кадастровый номер №, условный номер №, квартал 148 (выделы 1, 2) площадью 1,3 га, квартал 160 (выдела 1, 2, 13, 16-18, 24) площадью 9,1 га Сотниковского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики относятся к защитным лесам (л.д. 31-36).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии 21 АА №389630 от 30 апреля 2008 года и серии 21 АА № 348952 от 29 декабря 2007 года в собственности Российской Федерации находятся участки лесного фонда (леса) общей площадью 204 980 000 кв.м. по адресу: <адрес>, а также лесные участки (защитные леса) общей площадью 16 150000 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 37).
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля заместитель директора БУ Чувашской Республики «Мариинско-Пасадское лесничество» Кузнецов Л.Н. показал, что право собственности Российской Федерации на кварталы 148 и 160 Сотниковского участкового лесничества ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в составе кварталов с 1 по 66 Тюрлеминского лесничества. После объединения Тюрлеминского лесничества с Мариинско-Посадским лесничеством, произошло перенумерация кварталов.
Из схемы № 15 пересечения границ земель лесного фонда с границами населенных пунктов муниципального образования «Тюрлеминское сельское поселение», составленной филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Ульяновский» 25 апреля 2019 года, осуществившим графическое совмещение материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, установленных Генеральным планом Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, следует, что имеет место включение земель лесного фонда квартал 148 (части выделов 1, 2), квартал 160 (части выделов 1, 2, 13, 16-18, 24) Сотниковского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики в состав населенных пунктов указанного муниципального образования. В частности, данное обстоятельство подтверждается фрагментами графического пересечения границ находящихся в федеральной собственности земель лесного фонда с границами населенных пунктов д. Уразметево и ст. Тюрлема, входящих в муниципальное образование «Тюрлеминское сельское поселение» (л.д. 29-30).
Факт пересечения границ земель лесного фонда и земель Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики подтверждается также Уведомлением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 9 июня 2018 года № 119 о невозможности внесения сведений в ЕГРН о границе Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики по причине пересечения указанных границ с границами населенных пунктов (л.д. 28).
Указанные доказательства опровергают довод заинтересованного лица администрации Козловского района Чувашской Республики о недоказанности административным истцом факта пересечения границ земель лесного фонда с границами Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики при утверждении Генерального плана поселения, которая, возражая против удовлетворения исковых требований Рослесхоза, не представила иных доказательств в подтверждение своих доводов.
Между тем, спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, являющиеся собственностью Российской Федерации, могли быть включены в границы Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики только при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.
По утверждению административного истца - Федерального агентства лесного хозяйства – такого согласования административным ответчиком обеспечено не было.
При этом административным ответчиком не представлены суду доказательства направления в Рослесхоз проекта данного документа территориального планирования на согласование.
Отсутствие такого согласования не оспаривается административным ответчиком в ответе на запрос суда, в котором также сообщается, что гражданам и юридическим лицам земли лесного фонда в квартале 148 (части выделов 1, 2), в квартале 160 (части выделов 1, 2, 13, 16-18, 24) в пользование не предоставлялись.
Согласно абзацу третьему пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект Генерального плана Тюрлеминского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов входящих в состав Тюрлеминского сельского поселения представляться на утверждение Собранию депутатов Тюрлеминского сельского поселения и утверждаться им не мог.
Отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласования проекта Генерального плана, свидетельствует о существенном нарушении порядка его принятия.
Поскольку при подготовке проекта Генерального плана нарушена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования, а также документально подтвержден факт наложения границ населенного пункта на участки лесного фонда, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.177,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской республики от 5 декабря 2008 года № 78/5 «Об утверждении Генерального плана Тюрлеминского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов входящих в состав Тюрлеминского сельского поселения» (с изменениями) в части включения в границы: ст. Тюрлема, д. Уразметево в квартале 148 части выделов 1,2, в квартале 160 части выделов 1, 2, 13, 15-18, 24 Сотниковского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатных изданиях, в которых нормативный правовой акт был официально опубликован, в ближайших планируемых изданиях после получения средствами массовой информации текста сообщения о принятом решении.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики С.Н. Уряднов
Мотивированное решение изготовлено 4 августа 2021 года.