2а-1632/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при помощнике Гудилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Истец к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав незаконным, обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Истец обратилась в Балаклавский районный суд города Севастополя с административным исковым заявлением в котором просила признать незаконным уведомление Севреестра о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № № в отношении объекта недвижимости – жилого блока дома блокированной постройки, расположенного по адресу: г. Севастополь, расположенных по адресу: <адрес>, возложить на административного ответчика обязанность осуществить кадастровый учет и регистрацию права по заявлениям истца.
Свои требования мотивирует тем, что на основании договора дарения истец являлась собственником 11/25 долей в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: РФ, <адрес> Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ право общей долевой собственности на указанный дом было прекращено, дом признан домом блокированной застройки, произведен выдел доли в натуре. По результатам рассмотрения заявления истца о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности административным ответчиком принято решение о приостановлении осуществления государственной регистрации, поскольку необходимо обращение всех собственников вновь образованных объектов недвижимого имущества. Истец считает вынесенное уведомление незаконным, в связи с чем за защитой своих прав обратилась в суд.
Административный истец в судебное заседание не явилась, была уведомлена надлежаще.
Представитель административного истца Шибкова М.М. в представленном суду заявлении на удовлетворении исковых требований настаивала по изложенным в иске основаниям, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке.
Заинтересованное лицо ФИО в судебное заседание не явилась, извещена в установленном законом порядке.
Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: -соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, на основании договора дарения Истец являлась собственником 11/25 долей в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: РФ<адрес>, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Долевым сособственником жилого дома являлась ФИО
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право общей долевой собственности Истец и ФИО на жилой <адрес>, кадастровый №. Истец. выделено в собственность на 11/25 долей домовладения обособленный жилой блок, состоящий из жилой комнаты 2-3, пл. 7,2 м.кв., жилой комнаты 2-2, пл. 11,4 м.кв., кухни 2-1, пл. 9,4 м.кв., ванную II, пл. 2,6 м.кв., коридор I, пл. 4,2 м.кв., помещение 2-4, пл. 6,9 м.кв., подвал, общая площадь помещений составляет 41,7 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав к которому приложила технический план здания, копию вышеуказанного решения Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением Управления регистрации права и кадастра города Севастополя № № от ДД.ММ.ГГГГ, осуществление действий по регистрации права собственности и кадастровому учету было приостановлено, поскольку с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности обратились не все собственники, а так же не представлен правоустанавливающий документ на второй образованный объект недвижимости.
В силу положений частей 3 и 7 статьи 1 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости. В силу части 1 статьи 14 названного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения (пункт 4 части 8 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей. В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 (статья 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года№218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости (часть 1). В случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков (часть 2). Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3). При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости (пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Вместе с тем административными ответчиками при принятии решений о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не учтено, что общая долевая собственность на жилой дом с кадастровым номером 91:01:001002:698 прекращена вступившим в силу решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 20 августа 2019 года, которое подлежит исполнению органом регистрации прав в силу принципа обязательности судебных актов, закрепленного в ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу требований ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона №1-ФКЗ от 07.02.2011 года «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поскольку вступившее в законную силу решение Балаклавского районного суда подлежит безусловному исполнению и является самостоятельным основанием для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, то у ответчика основания для приостановления государственной регистрации права собственности и государственного кадастрового учета в отношении автономного блока жилого дома отсутствовали.
Таким образом, в данном случае являются незаконными требования органа регистрации прав о необходимости обращения всех собственников вновь образованных объектов недвижимого имущества, предоставления правоустанавливающего документа на второй образованный объект. Доказательств обратному административным ответчиком суду представлено не было.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав выраженное в уведомлении № № от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным и необоснованным, в связи с чем, с учетом обстоятельств данного дела, приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска в полном объеме, в том числе и в части возложения обязанности на Управление регистрации права и кадастра Севастополя осуществить кадастровый учет и регистрацию права по заявлению Истец. от ДД.ММ.ГГГГ № №, в отношении вновь образованного объекта недвижимости, поскольку именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -
решил:
Административный иск Истец удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, выраженное в сообщении №№ от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Истец.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществить кадастровый учет и регистрацию права по заявлению Истец. от ДД.ММ.ГГГГ № № в отношении объекта недвижимости - блока жилого дома блокированной постройки, расположенного по адресу: РФ, <адрес>.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Милошенко Н.В.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.