ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Игумнова Е.В. дело № 33-2222 пост. 23 мая 2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2018 г. г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Нимаевой О.З.,
судей коллегии Гончиковой И.Ч., Гимадеевой О.Л.,
при секретаре Архинчеевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Джидинского района в интересах неопределенного круга лиц к Автономному учреждению Республики Бурятия «Джидинский лесхоз», Республиканскому агентству лесного хозяйства о понуждении укомплектовать пожарно-химическую станцию средствами пожаротушения,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Баглаева И.М.,
на решение Джидинского районного суда РБ от 12 апреля 2018 года,
которым постановлено: Исковые требования, прокурора Джидинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Автономное учреждение Республики Бурятия «Джидинский лесхоз» укомплектовать пожарно-химическую станцию 2 типа средствами пожаротушения: <...> в срок до 01 июля 2018 года.
Обязать Автономное учреждение Республики Бурятия «Джидинский лесхоз» укомплектовать пожарно-химическую станцию <...> в срок до 01 сентября 2018 года.
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства в срок до 01 июля 2018 года профинансировать затраты на приобретение в ПХС- 2 типа АУ РБ «Джидинский лесхоз» средств пожаротушения: <...>
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства в срок до 01 сентября 2018 года профинансировать затраты на приобретение в ПХС- 2 типа АУ РБ «Джидинский лесхоз» <...>
В удовлетворении остальной части требования отказать.
Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., выслушав представителя ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Баглаева И.М., руководителя Автомномного учреждения Республики Бурятия «Джидинский лесхоз» Дымчикова Б.В., прокурора Бадмацыренову Ю.С., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Джидинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Автономному учреждению Республики Бурятия «Джидинский лесхоз», Республиканскому агентству лесного хозяйства о понуждении укомплектовать пожарно-химическую станцию средствами пожаротушения.
В обоснование заявленных требований указал, что 15.03.2017 г. на базе АУ РБ «Джидинский лесхоз» приказом № 12 во исполнение приказа Республиканского лесного хозяйства от 03.03.2017 г. №170 создана пожарно-химическая станция 2 типа ( ПХС-И).
В результате прокурорской проверки выявлено, что АУ РБ «Джидинский лесхоз» в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности в лесах не укомплектовало в полном объеме средства пожаротушения, согласно Положению о пожарно-химических станциях, утвержденному приказом Россельхоза от 19.12.1997 г. № 167.
Просил установить ответчикам срок для укомплектования пожарно-химической станции 2 типа указанными средствами пожаротушения, относящимся к основным средствам, а именно лесопожарным вездеходом грузоподъемностью до 6 т.; трейлером с тягачом, агрегатом для транспортировки техники массой 10-30 т., с учетом необходимости выделения бюджетных средств до 01 августа 2018 г., по остальным, указанным в иске средствам просил установить срок до 01 июня 2018 г.
Старший помощник прокурора Афанасьев В.Д. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал, указал, что в приказе Россельхоза от 19.12.1997 г. № 167 указан обширный перечень пожарной техники, оборудования, инвентаря, который необходим для укомплектования ПХС, их требования содержат минимально необходимый перечень для укомплектования ПХС.
Руководитель АУ РБ «Джидинский лесхоз» Дымчиков Б.В., действующий в силу должностных полномочий, с иском согласился частично, пояснив, что в части приобретения основных средств, а именно лесопожарного вездехода грузоподъемностью до 6 т.; тягача они приобрести сами не смогут, нужно финансирование, субсидии из федерального бюджета, при этом не отрицал необходимость приобретения их лесхозу данной техники и что он будет писать заявки в Федеральное агентство лесного хозяйства на приобретение указанной техники. Трейлер у них в наличии имеется, о чем представил суду копию ПТС. Остальное оборудование, указанное в иске, ими закуплено, но на баланс предприятия пока не поставлено. Осталось закупить противопожарные шланги, не было в наличии, денежные средства на их закупку имеются, как поступят сразу будут закупать.
Представитель ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, извещён судом надлежащим образом. Ранее, представитель по доверенности Баглаев И.М. исковые требования истца не признал, пояснил, что приказ Федерального агентства лесного хозяйства "от 19.12.1997 г. № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях», на который ссылается истец, указывая на необходимость приобретения пожарной техники и оборудования, носит рекомендательный характер, он официально не опубликовывался, а, следовательно, не является нормативно-правовым актом обязательным к исполнению.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Республиканское агентство лесного хозяйства. В обоснование жалобы вновь указывает на рекомендательный характер приказа Федерального агентства лесного хозяйства "от 19.12.1997 г. № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях». Также на то, что Законом Республики Бурятия от 08.12.2017 №2796-V «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», не предусмотрено софинансирование мероприятий направленных на приобретение лесопожарной техники и оборудования. Кроме того, ФЗ от 05.12.2017 №362- ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» выделение целевых субсидий для Федерального агентства лесного хозяйства, являющегося главным распорядителем бюджетных средств также не предусмотрено.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Афанасьев В.Д. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Баглаев И.М. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям. Руководитель Автомномного учреждения Республики Бурятия «Джидинский лесхоз» Дымчиков Б.В. с доводами жалобы согласился, просил удовлетворить.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Бурятия Бадмацыренова Ю.С., просила решение суда оставить без изменения, поддержала ранее представленные возражения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для их удовлетворения и отмены или изменения судебного решения.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Согласно статье 37 названного Закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Положениями статьи 38 этого же Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В силу статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Приказу Рослесхоза от 19 декабря 1997 г. N 167 "Об утверждении положения о пожарно-химических станциях" пожарно-химические станции являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
ПХС формируются в соответствии с требованиями статей 83, 92 - 94, 96, 97, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. N 886 на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения. По целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС.
Пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
По окончании пожароопасного сезона пожарную технику, оборудование, инвентарь, средства транспорта и связи ремонтируют и хранят в установленном порядке при станциях.
За месяц до начала пожароопасного сезона все указанные средства должны быть приведены в полную готовность к работам по тушению лесных пожаров и приняты комиссией под председательством начальника отдела охраны и защиты леса органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации с составлением соответствующего акта.
Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС приведен в Приложении 2 к указанному Приказу N 167.
Данный перечень определен законодателем в качестве примерного, поскольку в силу прямого указания п. 1 раздела VI Положения определение конкретного вида и количества пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта зависит от лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
Из материалов дела усматривается, что уполномоченным органом исполнительной власти по Республике Бурятия осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах согласно постановлению Правительства Республики Бурятия «Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства» от 25.01.2007 г. №13, является Республиканское агентство лесного хозяйства.
Правительством Республики Бурятия 03.12.2014 г. принято постановление № 603 «О создании автономных учреждений Республики Бурятия лесхозов», в соответствии с которым создано автономное учреждение Республики Бурятия «Джидинский лесхоз», согласно Уставу которого функции и полномочия учредителя лесхоза от имени Республики Бурятия осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства (п. 1.6 Устава), которое осуществляет формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическими лицами в соответствии с настоящим уставом основными видами деятельности ( п.4.1.5 Устава), а также осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственных заданий (п.4.1.15 Устава).
В результате прокурорской проверки выявлено, что АУ РБ «Джидинский лесхоз» в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности в лесах не укомплектовало в полном объеме средства пожаротушения, указанные в проекте освоения лесов. ПХС-2 типа не укомплектована: <...> Акт проверки подписан должностным лицом прокуратуры района и руководителем АУ РБ «Джидинский лесхоз» Дымчиковым Б.В. Ранее, в 2017 году прокуратурой Джидинского района проводилась проверка на наличие укомплектованности ПХС-2 типа, созданной на базе АУ РБ «Джидинский лесхоз» в ходе которой была выявлена не укомплектованность ПХС-2 типа предметами и средствами пожаротушения, в том числе вышеуказанными средствами. В адрес руководителя АУ РБ «Джидинский лесхоз» внесено представление от 21.03.2017 г. об устранении нарушений, дан месячный срок для их устранения. Согласно ответу руководителя АУ РБ «Джидинский лесхоз» Дымчикова Б.В. от 19.04.2017 г. № 29 указанные в представлении нарушения будут устранены в установленные сроки.
Постанавливая решение, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, при этом суд исходил из того, что до настоящего времени ответчиком не предприняты меры к устранению нарушений правил пожарной безопасности.
Материалами дела подтверждено, что в нарушение требований приведенных норм законодательства, ответчиком ненадлежащим образом выполняются полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, не организовано обеспечение имеющихся на территории АУ РБ «Джидинский лесхоз» ПХС средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов, окружающей среде и экологической безопасности в целом.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на анализе правовых норм и обстоятельствах дела, основания не согласиться с ними по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы о том, что перечень средств пожаротушения, исходя из которого судом постановлено решение, носит рекомендательный характер и не является обязательным, судебная коллегия отклоняет, поскольку данный перечень, является минимально необходимым, позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.
Доказательств того, что ответчик укомплектован иными средствами пожаротушения, аналогичными тем, что предусмотрены в перечне и имеющим такое же предназначение, в связи с чем укомплектование средствами, указанными в решении суда, нецелесообразно, суду, судебной коллегии представлено не было.
Кроме того, представитель ответчика на заседании судебной коллегии не отрицал необходимость указанных в решении средств при пожарах.
Доводы жалобы о том, что при вынесении решения судом не исследованы обстоятельства отсутствия финансирования, а также доводы об утверждении Сводного плана тушения лесных пожаров, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не освобождают ответчиков от исполнения обязанности по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, в том числе, по устранению нарушений, создающих угрозу безопасности людей в случае возникновения лесных пожаров, не опровергают выводы суда о предусмотренной законом обязанности по обеспечению пожарно-химической станции средствами пожаротушения, о незаконности принятого решения не свидетельствуют и не дают оснований для его отмены.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный и процессуальный закон, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Джидинского районного суда РБ от 12 апреля 2018 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Нимаева О.З.
Судьи: Гончикова И.Ч.
Гимадеева О.Л.