Дело №
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№
16 августа 2023 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего судьи ФИО10
судей ФИО8, ФИО11
при помощнике судьи ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО2, ОСФР по <адрес> на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО2 к ОСФР по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в том числе в льготном исчислении, а также назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения истца ФИО2 и ее представителя ФИО9, а также объяснения представитель ответчика ОСФР по <адрес> – ФИО7, поддержавших поданные ими апелляционные жалобы и возражавших против доводов жалобы другой стороны, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ОПФР по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с лечебной деятельностью, однако в установлении такой пенсии ей было отказано в связи отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.
Полагала, что в ее специальный и страховой стаж ответчиком необоснованно не были включены периоды ее работы на территории Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ акушером в «Казахском женском педагогическом институте», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ акушером женской консультации городской студенческой поликлиники Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры-анестезистки отделения анестезиологии и реанимации в Военном клиническом госпитале Министерства обороны Республики Казахстан, поскольку периоды работы подтверждены записями в трудовой книжке и справками.
Уточнив исковые требования, просила признать незаконным решение пенсионного органа №№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы на территории Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (один год работы как один год и шесть месяцев), назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда произведена замена ответчика ОПФР по <адрес> в связи со сменой наименования на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>).
Рассмотрев дело, суд принял решение, которым исковые требования ФИО2 удовлетворены частично.
На ОСФР по <адрес> возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО2, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в календарном исчислении - период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки в женской консультации Городской студенческой поликлиники Республики Казахстан, в льготном исчислении (один год работы как один год и шесть месяцев) - периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры-анестезистки отделения анестезиологии и реанимации Военного клинического госпиталя Министерства обороны Республики Казахстан.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО2 в лице представителя ФИО9 просит отменить решение суда в части отказа во включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры-анестезистки отделения анестезиологии и реанимации в Военном клиническом госпитале Министерства обороны Республики Казахстан, принять в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований.
Ссылается на то, что должность медицинской сестры-анестезиста включена в Список лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, работа истца в спорный период подтверждается трудовой книжкой, выпиской из приказа, справкой о суммах дохода, сведениями об уплате пенсионных взносов.
В апелляционной жалобе ОСФР по <адрес> просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Считает, что суд необоснованно применил к спорным правоотношениям Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, которое было денонсировано в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №175-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.
Полагает, что поскольку спорные периоды работы истца на территории Республики Казахстан не подтверждены в порядке, установленном Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов ЕАЭС от ДД.ММ.ГГГГ и Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств-членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным решением ФИО1 Евразийской экономической комиссии ДД.ММ.ГГГГ, соответствующий формуляр «О стаже работы» не представлен (отказано в представлении такого формуляра), эти периоды не могут быть включены в страховой стаж.
Представленные истцом справки, выданные предприятиями, организациями, архивами, не являющимися компетентными органами, не могут быть приняты в подтверждение страхового и специального стажа.
По мнению заявителя, периоды работы заявителя в государствах – участниках Соглашения ЕАЭС могут быть включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на территории Российской Федерации, при условии, что такие периоды учитывались при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательствами этих государств. Поскольку существовавшие в <адрес> досрочные (льготные) пенсии отдельным категориям граждан отменены с ДД.ММ.ГГГГ, оснований для включения в специальный стаж истца периодов ее работы после указанной даты не имеется.
В судебном заседании истец ФИО2 и ее представитель ФИО9, представитель ответчика ОСФР по <адрес> – ФИО7 доводы поданных ими апелляционных жалоб поддержали, возражая против доводов апелляционной жалобы другой стороны.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону
В силу п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Требуемая величина ИПК в 2021 году – 21.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч.2 ст.30).
Разрешая заявленные требования, суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения.
Решением пенсионного органа в назначении такой пенсии истцу было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. Медицинский стаж истца по подсчетам пенсионного органа составил 16 лет 5 месяцев 11 дней.
При этом в специальный стаж ФИО2 не были включены спорные периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки в женской консультации Городской студенческой поликлиники Республики Казахстан, в связи с отсутствием сведений об осуществлении врачебной деятельности в соответствии со Списком №,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры-анестезистки в отделении анестезиологии и реанимации Центрального военного клинического госпиталя Министерства обороны Республики Казахстан (Военный клинический госпиталь Министерства обороны Республики Казахстан) в связи с отменой института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан.
Разрешая спор и возлагая на пенсионный орган обязанность включить в страховой стаж истца спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд, руководствуясь положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, обоснованно отклонил доводы ответчика об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периодов работы истца после ДД.ММ.ГГГГ в связи с отменой института досрочных (льготных) пенсий <адрес>.
Такой вывод суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, не противоречит обстоятельствам дела и правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, периоды работы, имевшие место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, за пределами Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ могут быть включены в подсчет страхового стажа только при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п.4 Правил №).
С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с указанными Правилами основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца.
При назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ).
С ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п.1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (п.2).
В целях реализации Соглашения решением ФИО1 Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения.
В соответствии с названным Порядком для определения права на пенсию с применением п.2 ст.7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы (ч.9). Компетентный орган государства-члена, получивший запрос, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос (ч.10).
Компетентным органом в <адрес>, на который возложена реализация законодательства в области пенсионного обеспечения, определено АО «Единый накопительный пенсионный фонд».
По сведениям ОСФР по <адрес> компетентным органом Республики Казахстан формуляр «О стаже работы» на запрос СФР не представлен, таким образом, стаж работы истца не подтвержден.
Вместе с тем, в силу ст.12 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы,
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика о том, что Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ не может быть применено к спорным правоотношениям, судебная коллегия находит неубедительными и не основанными на нормах международного права.
Действительно, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №175-ФЗ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, было денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве ДД.ММ.ГГГГ.
Официальным сообщением МИД РФ подтверждено, что действие вышеуказанного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ с другими участниками Соглашения прекращается ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или если не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.
Таким образом, основным последствием денонсации международного договора является освобождение договаривающейся стороны, денонсировавшей договор, от исполнения обязательств по данному договору. Вместе с тем денонсация не освобождает сторону договора от выполнения обязательств, которые возникли в результате выполнения договора до его прекращения.
Согласно п.2 ст.13 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями данного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.
Кроме того, статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Российской Федерацией, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, прямо предусмотрено, что назначение и выплата пенсии за стаж работы, приобретенный до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляются не только в соответствии с законодательством государств-членов, но и в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в период действия Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, вопреки доводам ответчика, подлежит применению к спорным правоотношениям в части определения стажа работы, приобретенного до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст.6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ определено, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до ДД.ММ.ГГГГ, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11).
Распоряжением Правления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ №р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после ДД.ММ.ГГГГ могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В любом случае документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, является, прежде всего, трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки, либо в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
В соответствии со ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4).
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (подп «н» п.1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Для учета деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а в части, не урегулированной настоящими Правилами, - Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. К периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Включая в специальный стаж работы ФИО2 период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки в женской консультации Городской студенческой поликлиники Республики Казахстан, суд руководствовался постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, и исходил из того, что ее работа подтверждается записями в трудовой книжке, которая является основным документом о трудовой деятельности работника.
Согласно вышеназванному постановлению № в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) в должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно Списку № право на досрочную трудовую пенсию по старости имели врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.
Поскольку Список № не содержал конкретного перечня учреждений, до ДД.ММ.ГГГГ применялась Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Министерством здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В Номенклатуре учреждений № указаны больничные учреждения (поликлиники, женские консультации).
Учитывая, что в пенсионный орган представлены справки НАО «Казахский национальный женский педагогический университет», ГККП «Городская студенческая поликлиника», КГУ «Государственный архив <адрес>», подтверждающие факт работы истца в должности акушерки женской консультации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, решение суда первой инстанции о включении спорного периода в специальный стаж истца судебная коллегия находит правильным.
Включая в специальный стаж истца периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры-анестезистки отделения анестезиологии и реанимации Военного клинического госпиталя Министерства обороны Республики Казахстан в льготном исчислении (один год работы как один год и шесть месяцев), суд обоснованно ссылался на то, что льготный характер работы истца в указанные периоды подтверждается архивными справками, справкой РГУ Военный клинический госпиталь МО РК от ДД.ММ.ГГГГ, справкой заместителя начальника Военного клинического госпиталя МО РК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая при этом, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находилась в отпусках по уходу за детьми до 3-х лет, которые не подлежат включению в специальный стаж.
Оснований для включения в специальный стаж истца периода ее работы в той же должности в госпитале с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (после выхода их отпуска по уходу за ребенком) суд правильно не усмотрел, поскольку представленными истцом справками работодателя не подтверждена ее полная занятость в указанной должности.
Такой вывод суда, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, полностью соответствует требованиям пункта 4 Правил от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому периоды работы в должностях, указанных в списке, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Из представленных Военным госпиталем справок, равно как из сведений АО «ЕНПФ» об уплате страховых взносов за период с декабря 2000 года по август 2004 года не следует, что истец после выхода из отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ работала в таком режиме, отрабатывая норму рабочего времени.
Льготная справка ФИО2 не представлена.
Таким образом, специальный стаж истца на момент обращения с заявлением с учетом периодов, включенных пенсионным органом (16 лет 5 месяцев 11 дней), спорных периодов, включенных судом (2 года 0 месяцев 3 дня и 5 лет 5 месяцев 10 дней), составлял всего 21 год 10 месяцев 21 день, то есть менее требуемых 30 лет, что не дает ей права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Указание суда в мотивировочной части решения на иную продолжительность специального стажа истца (29 лет 9 месяцев 12 дней) является арифметически неверным, поскольку в подсчет включен период работы истца, не учтенный в специальный стаж (2000-2004 гг.), в связи с чем, такое указание, равно как и указание на дату, когда истцом будет выработан требуемый специальный стаж, подлежит исключению из мотивировочной части решения.
Вместе с тем исключение таких суждений суда из решения на правильность выводов суда в целом не влияет, поскольку при разрешении спора суд верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, правильно применил материальный закон. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционных жалоб в целом основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не содержат указаний на обстоятельства, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, и спор по существу разрешен верно.
Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, с учетом доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: