Дело №2-2550/2020
Решение
именем Российской Федерации
2 сентября 2020 года город Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А.,
при секретаре Усачёвой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вороновой Наталии Владимировны к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о возложении обязанности запланировать предоставление жилого помещения по первому этапу адресной программы переселения Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы» и направить в Правительство Архангельской области заявку на строительство, выделение и передачу жилого помещения взамен изымаемого для муниципальных нужд,
установил:
Воронова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о возложении обязанности запланировать предоставление ей жилого помещения по первому этапу адресной программы переселения Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы» и направить в Правительство Архангельской области заявку на строительство, выделение и передачу жилого помещения для ее расселения взамен изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения – 3/9 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, расположенную по адресу: город Архангельск, <адрес>.
В обоснование требований указала, что является собственником 3/9 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> в городе Архангельске. Дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации МО «Город Архангельск» от 15.07.2019 № 2293р принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в доме. Дом включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. Она выбрала способ обеспечения жилищных прав – предоставление другого равнозначного по площади жилого помещения взамен аварийного и непригодного для проживания, обратилась к ответчику с соответствующим заявлением 11 июня 2019 года. В целях получения необходимой информации о сроках и порядке переселения, планируемом предоставлении жилого помещения, она обратилась к ответчику с заявлением от 29 апреля 2020 года. Ответом от 15 мая 2020 года, ссылаясь на ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ, ответчик сообщил о праве истца только на выплату возмещения и направил проект соглашения об изъятии путем выплаты возмещения, что свидетельствует о невыполнении обязанностей по достигнутому способу переселения, противоречит избранному способу переселения, нарушает ее жилищные права. В нарушение условий Программы ответчик не принял необходимых мер, направленных на обеспечение ее благоустроенным жилым помещением.
Истец Воронова Н.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ее представитель Мильвович Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Архангельск» Рудкина В.О. в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что многоквартирный жилой дом, в котором расположена принадлежащее истцу жилое помещение, включен в адресную программу Архангельской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы, срок реализации данной программы еще не наступил, жилые помещения для переселения граждан администрации муниципального образования «Город Архангельск» на момент обращения истца с иском не переданы, решений о предоставлении жилых помещений гражданам не принималось. Истец, приобретшая право собственности на жилое помещение после признания дома аварийным и подлежащим сносу, имеет право только на получение возмещения, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. Требования не основаны на законе, основания для их удовлетворения отсутствуют.
Третье лицо Правительство Архангельской области, извещенное о рассмотрении дела, в судебное заседание представителя не направило, в представленных возражениях представитель третьего лица Андреечев И.С. просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
По определению суда в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при данной явке.
Суд, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Установлено, что Воронова Н.В. является собственником 3/9 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение площадью 84 кв.м. по адресу: город Архангельск, <адрес> на основании договора купли-продажи от 26.03.2019.
На основании заключения межведомственной комиссии от 13.12.2012 №206 <адрес> в городе Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 15.07.2019 № 2293р принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка площадью 533 кв.м., расположенного по адресу: город Архангельск, <адрес> жилых помещений в доме, в том числе принадлежащего истцу.
11 июня 2019 года Воронова Н.В. обратилась с заявлением к директору департамента муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Архангельск» о выборе способа переселения путем предоставления иного отдельного жилого помещения площадью не менее 28 кв.м. до 37 кв.м., этаж с 3 по 6.
29 апреля 2020 года истец вновь обратилась с заявлением, в котором просила предоставить информацию о расселении многоквартирного дома по адресу: г.Архангельск, <адрес>, сроках расселения, планируемых сроках направления соглашений собственникам об изъятии жилого помещения путем предоставления другого жилого помещения; предоставить выписку из квартирограммы либо иного документа, подтверждающего планирование другого жилого помещения для предоставления ей взамен изъятого, а также расселения всего дома в целом; в случае проведения работ по определению рыночной оценки жилых помещений в доме, предоставить ей для ознакомления копию отчета об оценке рыночной стоимости принадлежащего ей жилого помещения.
Письмом от 15 мая 2020 года департамент муниципального имущества направил Вороновой Н.В. проект соглашения об изъятии жилого помещения путем выплаты денежных средств. Для определения размера возмещения истцу предложено представить документы, явившиеся основанием для регистрации права собственности на изымаемое жилое помещение.
Разрешая заявленное истцом требование о возложении на ответчика обязанности запланировать предоставление жилого помещения по первому этапу адресной программы переселения Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы» и направить в Правительство Архангельской области заявку на строительство, выделение и передачу жилого помещения взамен изымаемого для муниципальных нужд, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 года (ответ на вопрос № 2), обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Установлено, что <адрес> в г.Архангельске включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп. (далее – Программа).
Все мероприятия, предусмотренные адресной программой в отношении указанного многоквартирного дома, должны быть завершены в срок до 31 декабря 2022 года.
К основным задачам Программы, в том числе, относятся консолидация финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, в том числе за счет привлечения финансовой поддержки Фонда; строительство и приобретение жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, переселение в рамках реализации договоров о развитии застроенных территорий; переселение в свободный жилищный фонд муниципальных образований.
Осуществление мероприятий Программы запланировано на 2019 - 2025 годы в шесть этапов.
Реализация мероприятий Программы предусматривает применение комплекса экономических, организационных и нормативно-правовых мер.
Финансирование мероприятий Программы, реализуемых с финансовой поддержкой Фонда, осуществляется из всех источников в соответствии с Порядком движения денежных средств, направляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на долевое финансирование региональных адресных программ, утвержденным решением правления Фонда от 5 марта 2014 года.
Программа реализуется посредством выделения субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований: строительство многоквартирных домов, в том числе строительство многоквартирных домов методом «под ключ»; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов; приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
Как следует из положений Программы, гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на получение возмещения за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственниками им предоставляются другие жилые помещения.
Органу местного самоуправления на подготовительном этапе до начала реализации соответствующего этапа Программы рекомендуется проводить работу по информированию граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, об условиях и сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.
Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении таких граждан не применяются (абзац введен постановлением Правительства Архангельской области от 21.04.2020 N 214-пп).
Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
Стоимость предоставляемого жилого помещения определяется исходя из фактических затрат на строительство и (или) приобретение жилых помещений.
При реализации мероприятий Программы в муниципальном образовании - участнике Программы жилые помещения, построенные и (или) приобретенные путем заключения государственных контрактов на строительство и (или) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, построенных на территории Архангельской области в рамках реализации Программы, в дальнейшем передаются в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования для расселения многоквартирных домов, включенных в перечень аварийных домов на территории данного муниципального образования, планируемых к расселению в рамках Программы.
Передача имущества, находящегося в государственной собственности Архангельской области, оформляется распоряжением Правительства Архангельской области, которое должно содержать список жилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность муниципального образования, и список аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению с использованием передаваемого имущества, а также фактическую стоимость передаваемых жилых помещений, определенную исходя из фактических затрат на их строительство и (или) приобретение.
Этапы Программы (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы (в части переселения граждан) не позднее 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа, а этап 2024 года Программы должен быть реализован не позднее 1 сентября 2025 года.
Вопреки доводам истца положения Программы не предусматривают обязанность органа местного самоуправления на начальном этапе реализации программы планировать предоставление конкретных жилых помещений конкретным лицам, которым на праве собственности принадлежат жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года.
Поскольку на момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела срок завершения мероприятий, предусмотренных Программой в отношении многоквартирного жилого дома, в котором расположено принадлежащее истцу на праве собственности жилое помещение, не наступил, нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления планировать предоставление в рамках Программы конкретных жилых помещений конкретным лицам, а Правительство Архангельской области не является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области по разработке и реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Архангельской области, суд не усматривает в действиях ответчика незаконного бездействия, то иск о возложении на администрацию МО «Город Архангельск» обязанности запланировать предоставление истцу жилого помещения по первому этапу адресной программы переселения Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы» и направить в Правительство Архангельской области заявку на строительство, выделение и передачу жилого помещения для расселения Вороновой Н.В. взамен изымаемого для муниципальных нужд удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Вороновой Наталии Владимировны к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о возложении обязанности запланировать предоставление жилого помещения по первому этапу адресной программы переселения Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы» и направить в Правительство Архангельской области заявку на строительство, выделение и передачу жилого помещения взамен изымаемого для муниципальных нужд, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Решение в окончательной форме изготовлено 7 сентября 2020 года.
Председательствующий И.А. Валькова